Работа по развитию связной речи представляет в настоящее время одну из актуальных проблем методики преподавания русского языка в средней школе. Это связано, прежде всего, с новой формой экзамена в 9 классе.
Учащиеся, которым предстоит сдавать экзамен в форме ГИА, утверждают, что часть 3 – самая сложная. Часть С2.1 или С2.2 – написание сочинения-рассуждения. Умение писать сочинение – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку.
Ученик должен овладеть умением обдумывать тему, правильно располагать свои мысли и точно их выражать. Еще одно умение в работе над сочинением – умение совершенствовать и редактировать текст.
Работа над сочинениями развивает творчество и самостоятельность школьников, воспитывает грамотного читателя и чуткость к языку художественного произведения.
Обучение сочинениям – сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания учащихся весь комплекс требований, которые предъявляются к данным работам.
Целью данного курса является формирование коммуникативной языковой компетенции через сочинение-рассуждение.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
- научить правильно понимать предложенную тему и четко формулировать свои мысли;
- отработать умение располагать мысли последовательно, логично и аргументировать их;
- сформировать умение делать выводы и обобщения.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о критериях оценивания сочинения.
Знает:
- смысл понятий: тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
- стили речи и их признаки;
- изобразительно-выразительные средства языка.
Умеет:
- раскрывать тему сочинения;
- строить сочинение в определенной композиционной форме;
- исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать;
- определять авторскую позицию;
- подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
- логично и образно излагать свои мысли.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение лекций, проведение практических занятий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: написанию сочинений-рассуждений, редактированию текстов.
Программа предназначена для учителей, работающих в 9 классе, и адресована самим учащимся. Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в классе.
Содержание программы
Раздел I.
Основные этапы работы над сочинением
Тема и основная мысль сочинения. Собирание материала к сочинению. Систематизация материала. Совершенствование написанного. Приложение 1.
Раздел II.
Типы речи
Описание. Описание животного. Описание
помещения. Описание природы. Описание внешности
человека. Описание действий.
Повествование.
Рассуждение.
Раздел III.
Функциональные стили
Разговорный стиль. Официально-деловой стиль. Научный стиль. Художественный стиль. Публицистический стиль. Приложение 2.
Раздел IV.
Изобразительно-выразительные средства языка
Тропы. Фигуры речи. Изобразительные возможности лексики. Изобразительные возможности синтаксиса. Приложение 3.
Раздел V.
Сочинение-рассуждение
Композиция сочинения-рассуждения. Основные языковые средства оформления рассуждения.
Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Комментирование основного содержания исходного текста. Выявление позиции автора. Аргументы. Редактирование собственной творческой работы.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Пунктуация. Точка. Вопросительный знак. Восклицательный знак. Многоточие. Тире. Двоеточие. Точка с запятой. Запятая. Скобки. Кавычки.
Раздел VI.
Критерии оценивания задания С2.1 и С2.2
(Cочинения-рассуждения на лингвистическую тему и на тему, связанную с анализом содержания текста/)
Понимание смысла фрагмента текста. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. Наличие примеров-аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Композиционная стройность.
Самостоятельная работа над редактированием текста.
Раздел VII.
Критерии оценки грамотности и фактической
точности речи экзаменуемого
Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Когда ошибка не должна влиять на оценку.
Структура программы
№ п/п |
Разделы | Количество часов | Формы контроля | ||
Раздел I. Основные этапы работы над сочинением. | всего 3 | теория 2 | практика 1 | Домашнее сочинение | |
Раздел II. Типы речи. | 6 | 3 | 3 | Анализ текста | |
Раздел III. Функциональные стили. | 4 | 2 | 2 | Составление таблицы | |
Раздел IV. Изобразительно-выразительные средства языка. | 4 | 2 | 2 | Тест | |
Раздел V. Сочинение-рассуждение. | 9 | 3 | 6 | Сочинение- рассуждение | |
Раздел VI. Критерии оценивания задания С2.1 и С2.2. | 4 | 2 | 2 | Редактирование текста | |
Раздел VII. Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого. | 4 | 2 | 2 | Взаимозачет | |
Итого: | 34 | 16 | 18 |
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема занятия |
Кол-во часов |
1. | Раздел I. Основные этапы работы над сочинением. | 3 |
Тема и основная мысль сочинения. | 2 | |
Собирание материала к сочинению. Систематизация материала. Совершенствование написанного. | 1 | |
2. | Раздел II. Типы речи. | 6 |
Описание. Описание животного. Описание помещения. Описание природы. Описание внешности человека. Описание действий. | 2 | |
Повествование. | 2 | |
Рассуждение. | 2 | |
3. | Раздел III. Функциональные стили. | 4 |
Разговорный стиль. Официально-деловой стиль. Научный стиль. | 2 | |
Художественный стиль. Публицистический стиль. | 2 | |
4. | Раздел IV. Изобразительно-выразительные средства языка. | 4 |
Тропы. Фигуры речи. | 2 | |
Изобразительные возможности лексики. Изобразительные возможности синтаксиса. | 2 | |
5. | Раздел V. Сочинение-рассуждение. | 9 |
Композиция сочинения-рассуждения. Основные языковые средства оформления рассуждения. | 1 | |
Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Комментирование основного содержания исходного текста. Выявление позиции автора. Аргументы. Редактирование собственной творческой работы. | 3 | |
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Пунктуация. Точка. Вопросительный знак. Восклицательный знак. Многоточие. Тире. Двоеточие. Точка с запятой. Запятая. Скобки. Кавычки. | 5 | |
6 | Раздел VI. Критерии оценивания задания С2.1 и С2.2 (сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и на тему, связанную с анализом содержания текста). | 4 |
Понимание смысла фрагмента текста. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. Наличие примеров-аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Композиционная стройность. | 1 | |
Самостоятельная работа над редактированием текста. | 3 | |
7 | Раздел VII. Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого. | 4 |
Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Когда ошибка не должна влиять на оценку. | 2 | |
Работа над ошибками. | 2 | |
Всего: | 34 |
Перечень ключевых слов
- Аргументы
- Идея
- Композиция
- Позиция автора
- Проблематика
- Тематика
- Типы речи
- Тропы
- Фигуры речи
- Функциональные стили
Литература
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – М.: изд-во “Экзамен”, 2006. – С.15–36.
- Кобзарёва Л.А. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения. – Волгоград: Учитель, 2008. – С.23–41.
- Козловская Н.В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: анализ текста. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену. – СПб.: “САГА”; “Азбука-классика”, 2005. – С.116–145.
- Методические рекомендации к подготовке ГИА в 9 классе, размещенные на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).
- Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н.Новгород: изд-во “ДЕКОМ”, 1994. – С.69–94, 131–148.
- Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV–VIII классы). Пособие для учителей. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1978. – С.260–279.
- Свидинская Н.Т., Бугрий Е.П. Эссе: ЕГЭ. Сдаем без проблем.– М.: Эксмо, 2006. – С. 12-15, 18-27, 47-58, 224-230.