Введение
Одной из актуальных проблем в современном обществе является возросшее количество детей с патологией развития, в частности речевой патологией. Это приводит к тому, что дети с речевой патологией отстают в развитие, тормозиться формирование взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а значит и личность ребенка в целом.
В норме на третьем году жизни в развитии речи детей происходит значительные усложнения: они овладевают грамматическим строем речи, способны легко усваивать многие звуки и закреплять их произношение в собственной речи. Понимание речи взрослых становится качественно новым: ребенок начинает прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые, ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы.
Проанализировав речевое развитие детей раннего возраста, можно сделать следующий вывод: к сожалению, в большинстве случаев отставание от норм в речевом развитии происходит уже в раннем возрасте, что в дальнейшем влечет за собой качественное снижение интеллектуального развития в целом.
Данный проект разработан для предотвращения и устранения задержки речевого развития детей раннего дошкольного возраста.
Проект предполагает участие и тесное взаимодействие воспитателя, ребенка, логопеда, психолога и родителей. Это взаимодействие даст положительный результат для формирования правильной речи ребенка.
Проект рассчитан на один 1 квартал (с сентября по ноябрь).
Постановка проблемы
Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П. Павлова, “высший регулятор человеческого поведения”.
Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка.
Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а значит его личность в целом.
Ни для кого не секрет, что количество детей, имеющих патологию развития, неуклонно растет. По этому поводу бьют тревогу врачи, педагоги, социальные работники. Увеличивается и число детей, имеющих речевую патологию. Современная наука среди факторов, способствующих нарушения речи у детей, выделяет следующие причины:
- Различная внутриутробная патология.
- Родовая травма и асфиксия во время родов.
- Различные заболевания в первые годы жизни.
- Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
- Наследственные факторы.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия.
Поэтому, возможность выхода из сложившейся ситуации в грамотной и профессионально организованной работе по раннему выявлению и профилактики дисгармоничного развития речевой системы начиная с раннего возраста.
Цель и задачи проекта:
- создать систему развивающей работы по овладению ребенком речевыми навыками.
- развитие понимания обогащенной речи
- расширение словарного запаса
- обучение правильному произношению звуков речи
- обучение связной речи
Развитие просодической стороны и воспитание звуковой культуры речи осуществляется в игровой форме. Активно используется доступный данному возрасту наглядный и речевой материал.
Расширение и обогащение словаря происходит за счет обогащения и уточнения значений слов и активизации словаря (перевод из пассивного в активный). Словарный запас детей обогащается за счет разнообразных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных). В словарь детей вводятся понятия группировки изучаемых объектов.
При развитии глагольного словаря уделяется внимание упражнениям, направленным на активизацию глаголов.
Формирование грамматического строя речи осуществляется через разнообразные упражнения на согласования различных частей речи, словообразование, построение простых предложений.
Развитие связной речи начинается с формирования у детей понимания обращенной речи, умения отвечать на вопросы и вступать в диалог.
Развитие сенсорных способностей и психических функций происходит за счет дидактических упражнений.
Особое место в системе работы занимает художественная литература, посредством которой знакомишь дошкольников с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов.
Развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики посредством игровых заданий проводится систематически с учетом принципа индивидуального подхода и постепенного усложнения заданий.
Тема | Цель | Срок | Ответственные |
Наблюдение за поведением и речевым развитием ребенка в детском саду | Выявление особенностей в психическом развитии и развитии речи с целью составления индивидуальной программы | 1 неделя сентября | Педагог-психолог, воспитатель, логопед |
Обследование уровня речевого развития ребенка | Выявить умения понимать и называть слова, обозначающие предмет, понимать глаголы, обозначающие движения; понимать простые и сложные предложения, составленные по картинкам. Уточнить произношение звуков. Выявить умения регулировать силу голоса и темп речи. Понимать словесные формы речевого этикета, текс знакомой сказки. Выявить степень развития мелкой, артикуляционной моторики | 2 неделя сентября | Воспитатель, логопед |
Родительское собрание “Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста” | Познакомить родителей с особенностями речи детей данного возраста, дать рекомендации по профилактике и преодолению речевого дефекта | 3 неделя сентября | Воспитатель, логопед, психолог |
Тема “Игрушки” | Активизировать понимание и
желание говорить путем частичного употребления
слов и соотнесения их с предметами и их
признаками. Предупредить лексико-грамматическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей раннего возраста |
Сентябрь 3-4 неделя |
Воспитатель |
“Фрукты” | Октябрь 1 неделя |
Воспитатель | |
“Овощи” | Октябрь 2 неделя |
Воспитатель | |
“Осень” | Октябрь 3-4 неделя |
Воспитатель | |
“Семья” | Ноябрь 1-2 неделя |
Воспитатель | |
“Части тела и лица” | Ноябрь 3-4 неделя |
Воспитатель | |
Информационный листок “Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников” | Дать понять родителям, что предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение со взрослым, желание развивать и совершенствовать навыки | Октябрь | Воспитатель |
Дидактические игры: 1. “Узнай по
описанию” |
Формировать артикуляционную моторику, сенсорные функции, успешно компенсировать психо-речевую недостаточность у малыша | Ежедневно | Воспитатель |
Пальчиковая гимнастика | Способствовать улучшению мелкой моторики, подготовке кисти руки к письму, повысить работоспособность коры головного мозга | В режимные моменты | Воспитатель, родители |
Упражнения для развития мелкой моторики | Ежедневно в д/саду и дома с родителям | ||
Артикуляционная гимнастика | Развивать органы артикуляционного аппарата ребенка, добиваясь их эластичности и подвижности | Ежедневно | Воспитатель |
Музыкальные занятия | Способствуют развитию правильного дыхания, предупреждают невнятность речи | 2 раза в неделю | Воспитатель, муз.руководитель |
Поэтический фольклор | Эмоционально обогатить ребенка, воспитать чуткое восприятие родного языка | На занятиях и в режимные моменты | Воспитатель |
Журнал для родителей “Добрые советы логопеда” |
Взаимодействие и преемственность специалистов детского сада и родителей с целью профилактики и преодоления речевого дефекта у дошкольников раннего возраста | Логопед |
Ожидаемый результат
В ходе запланированной коррекционно-развивающей работы, придерживаясь последовательности, игрового характера речевых упражнений, использования малых форм фольклора я рассчитываю добиться улучшения сенсомоторного развития ребенка:
- развитие просодической стороны речи
- воспитание звуковой культуры речи
- расширение и обогащение словаря
- формирование связанной речи
- надеюсь на положительный результат сотрудничества с родителями: повышение уровня компетенции родителей в данном направлении, желание принимать активное участие в воспитании и образовании детей
Практическая значимость
Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, “экспериментируют” со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.
Но при стихийном развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Поэтому значительное место должно занять специальное обучение – речевые упражнения, словесные упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.
Таким образом, практическая значимость данного проекта заключается в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
Используемая литература
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов) /Авт.-сост. В.Сотникова/ Линка-Пресс, 2005.
- Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. М.: изд-во ООО “Библиотека Ильи Резника”, 2003.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Изд-во: ЛИТУР, 2000.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей. Изд-во: ВЛАДОС, 2004.
- Гатауллина Р.А. Система работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Казань, 2008.