Цель: Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи.
Задачи:
- воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории;
- формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью;
- развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Оборудование:
- Таблицы-схемы с изображением порядка изготовления игрушек.
- Таблицы с изображением орнаментов.
- Пластилиновые модели игрушек.
- Таблицы-иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Карпогольской игрушек.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока
- Беседа об истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментах игрушки.
- Беседа о приемах работы с пластилином и изготовлении основных образов.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Анализ работ учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы урока
Учитель: Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего сделаны? Но они все похожи, одну от другой не отличишь.
Вот игрушки у меня в руках, они все разные, второй такой нет, потому что сделаны вручную. Сегодня мы с вами научимся изготавливать игрушки из пластилина.
3. Изучение нового материала
Дымковская игрушка (иллюстрации).
Происхождение и история этой игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки. Ласково эту игрушку называют – дымка. Называют ее так по месту происхождения (слобода Дымково).
В росписи использовались очень яркие цвета: малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и др.
Филимоновская игрушка (иллюстрации).
Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, барышни, петухи, бараны – всех не перечесть.
Делают эти игрушки из местной иссиня-черной глины, которая после обжига становится светлой. Желтый, красный, зеленый –основные цвета, используемые в росписи.
Карпогольская игрушка (иллюстрации).
Эта игрушка из Архангельской области, из Карпоголя.
Тематика Карпогольской игрушки заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы. Обратите внимание на узоры на этих игрушках.
4. Физкультминутка
Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два – три нагнулись. пол достали
А четыре – прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики
5. Беседа о приемах работы с пластилином
Игрушки, о которых мы говорили, делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.
Для производства Карпогольской и Дымковской игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Игрушки лепят по частям. Отдельные части собирают и долепливают. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой. После просушки и обжига игрушки покрывают белилами, после чего наносят узоры.
В Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их разглаживают пальцами, форма игрушки удлиняется.
Но у нас с вами в руках пластилин. Вспомним методы работы:
- Основной кусок пластилина формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела. После этого их выгибают нужным образом. Посмотрите на схемы-таблицы.
- Или…раскатывают пласт толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке.
Вы можете выбрать комбинированный способ работы.
6. Практическое выполнение задания
Учащиеся приступают к работе.
7. Итог урока
Выставка детских работ.