Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи.

Задачи:

  • воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории;
  • формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью;
  • развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Оборудование:

  • Таблицы-схемы с изображением порядка изготовления игрушек.
  • Таблицы с изображением орнаментов.
  • Пластилиновые модели игрушек.
  • Таблицы-иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Карпогольской игрушек.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

План урока

  1. Беседа об истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментах игрушки.
  2. Беседа о приемах работы с пластилином и изготовлении основных образов.
  3. Постановка художественной задачи.
  4. Практическое выполнение задания.
  5. Анализ работ учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего сделаны? Но они все похожи, одну от другой не отличишь.

Вот игрушки у меня в руках, они все разные, второй такой нет, потому что сделаны вручную. Сегодня мы с вами научимся изготавливать игрушки из пластилина.

3. Изучение нового материала

Дымковская игрушка (иллюстрации).

Происхождение и история этой игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки. Ласково эту игрушку называют – дымка. Называют ее так по месту происхождения (слобода Дымково).

В росписи использовались очень яркие цвета: малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и др.

Филимоновская игрушка (иллюстрации).

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, барышни, петухи, бараны – всех не перечесть.

Делают эти игрушки из местной иссиня-черной глины, которая после обжига становится светлой. Желтый, красный, зеленый –основные цвета, используемые в росписи.

Карпогольская игрушка (иллюстрации).

Эта игрушка из Архангельской области, из Карпоголя.

Тематика Карпогольской игрушки заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы. Обратите внимание на узоры на этих игрушках.

4. Физкультминутка

Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два – три нагнулись. пол достали
А четыре – прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики

5. Беседа о приемах работы с пластилином

Игрушки, о которых мы говорили, делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.

Для производства Карпогольской и Дымковской игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Игрушки лепят по частям. Отдельные части собирают и долепливают. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой. После просушки и обжига игрушки покрывают белилами, после чего наносят узоры.

В Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их разглаживают пальцами, форма игрушки удлиняется.

Но у нас с вами в руках пластилин. Вспомним методы работы:

  • Основной кусок пластилина формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела. После этого их выгибают нужным образом. Посмотрите на схемы-таблицы.
  • Или…раскатывают пласт толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке.

Вы можете выбрать комбинированный способ работы.

6. Практическое выполнение задания

Учащиеся приступают к работе.

7. Итог урока

Выставка детских работ.