Интегрированный урок по чтению и письму в 1-м классе. К.Ушинский. "Четыре желания"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • создать условия для ознакомления с новым произведением К. Д. Ушинского, формировать умение слушать и  правильно воспринимать  услышанное;
  • содействовать развитию навыка правильного письма курсивных букв Б, б;
  • организовать деятельность учащихся в группах;
  • содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • способствовать развитию произносительных навыков, воспитанию эстетического восприятия.

Оборудование: презентация к уроку; звуковые схемы – модели; бумажные цветы, картина «Луг весной»; учебник «Грамота», тетради на печатной основе.

Полная версия Презентиции

1 урок

ХОД УРОКА

(Слайд  1)

I. Оргмомент

II. Мотивационный этап

– Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Урок наш необычен, на нём присутствуют гости. И хотелось бы оставить о себе хорошее впечатление.

(Слайд 2)

– И чтобы придать вам сил и уверенности в себе  мне бы хотелось начать урок  словами французского философа Ж. Ж. Руссо (1712–1778 гг.): «Вы талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если вы будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
И так, прочитайте тему нашего урока на экране. Как вы думаете, какие цели мы сегодня поставим  перед собой? А как вы думаете, это вам пригодится в жизни?

(Слайд 3)

III. Речевая разминка

1. Постановка речевого дыхания:

– Вдох, выдох порциями на 1, 2, 3, 4.
– Вдох, выдох с гласными а, о, у, э, ы.

2. Артикуляционные упражнения:

– губы: улыбка/трубочка;
– язык: «чистим чубы», «лошадка», «иголочка»;
– «эстафета» с переносом ударения

3. Дикционные упражнения:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!

(Слайд 4)

IV. Чистописание

Дд  Тт  Дд  Тт
да  де  та  те  – cлоговой аукцион

– У каждого из вас на парте лежит цветок.  В нём 5 лепестков. Закрасьте один из них в соответствии с тем как вы оцениваете свою работу: красный – всё хорошо получалось, жёлтый – не все ещё получалось, как хотелось бы, зелёный – ничего не получалось!

– Дайте анализ буквам  Д и Т. Назовите слова, в которых буква Д будет обозначать звук [д'] и [д]; буква Т – звук [т'] и [т].

V. Запись под диктовку

Тетради, Дима, задание, дом, Таня.

– Поставьте ударение в словах. Определите количество слогов. Гласные подчеркните.

(Слайд 5)  Самопроверка. Самооценка.

VI. Дифференцированная работа

Сильные уч-ся получают задание составить небольшой рассказ, используя эти слова; остальные придумывают предложения с этими словами.

– Чем рассказ отличается от сказки?
– С какими ещё жанрами произведений мы знакомились?
– Какое произведение читали дома? Кто главные герои сказки?  Какую бы схему – модель вы выбрали к данному произведению? Какие ещё произведения, изученные в этом году соответствуют этой схеме – модели?

(Слайд 6)

VII. Проверка домашнего задания

Работа над сказкой В. Сутеева «Яблоко».

1. – Какое время года описано в сказке? (Осень)
– Где собрались все герои сказки?  (Возле дикой яблоньки)
– Кто первым заметил на яблоне оставшееся одинокое яблоко? Прочитайте этот отрывок.
– К кому обратился за помощью заяц?
– Как яблоко оказалось у ежа?

2. Перескажите отрывок сказки, который соответствует эпизоду, изображённому на рисунке с. 54.

(Слайд 7)

3. – А кто же смог рассудить зверей? (Медведь) Прочитаем, как это было.

Чтение 5 части – по ролям.

4. – Чем сказка закончилась?
– Скажите, а бывает ли так с людьми? А с тобой? Расскажи.

Самооценка.

VIII. Физминутка «Хомка»

(Слайд 8)

IX. Работа над новым материалом

1. Первичное чтение рассказа «Четыре желания» К. Ушинского
хорошо читающим учеником. (С. 57-59)
Установка:
– Определите жанр произведения.

2. – Кто главный герой рассказа?
– За что Митя любил  зиму?

(Слайд 9)

– Весну? Лето?

(Слайд 10)

– Осень?

(Слайд 11)

– А какое любимое время года у вас?  Почему?
– Какое же время года лучшее?

Вывод: Каждое время года прекрасно по-своему.

3. Работа в паре.

Повторное чтение рассказа «Четыре желания» «цепочкой».

X. Рефлексия

– Найдите в центре цветка круг. Закрасьте его в соответствии со своим настроением.
– А для чего нужны цветы?
– Какие названия цветов вы знаете?
– А в какое время года больше всего цветов? А можно ли зимой увидеть цветущие огоньки? Где?

2  урок

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Введение в тему

– А давайте вспомним, с каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? Почему автор так озаглавил рассказ?
– А что такое желание?
– А есть ли у вас заветное желание?
Возьмите  ваш цветочек в руки, закройте глаза и 3 раза «про себя» повторите ваше желание, и оно обязательно сбудется.
– А могли бы вы открыть секрет вашего желания? А я вам своё желание открою – я хочу, чтобы вы все сегодня научились писать правильно и красиво букву Б,б .

(Слайд 12)

III. Работа над новым материалом

1. Работа с алфавитом:

– Найдите в алфавите букву Б,б. Какая она по счёту? Сколько всего букв в алфавите? Сколько гласных? согласных?
– Дайте анализ букве Б. (согласная, звонкая, парная, обозначает звуки [б'] и [б])

2. Работа в тетради «Письмо» с. 8-9:

а) – Из каких элементов состоит буква б строчная? (овал и палочка с закруглением вверху)

– Прописываем.

б) Аналогично рассматриваем и прописываем заглавную букву Б, слово Боря.

– Почему это слово написано с большой буквы?

Самооценка.

IV. Пальчиковая гимнастика «Цветочек»

V. Дифференцированная работа

1 гр.: звуковой анализ слов БАРАБАН, БОБЫ.
2 гр.: Игра «Живые звуки»: вставить в стихотворение слова соответствующие звуковым схемам.

VI. Работа над рассказом

1. – А теперь я бы хотела предложить вам прослушать другое стихотворение.

Зима

Кругом все белое и синее,
Все в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней,
И снятся сны ему спокойные
И птичьи песни на заре.
Стоят безмолвно сосны стройные
В тяжелом зимнем серебре

Г. Скребицкий

– Понравилось ли вам это стихотворение? Как вы думаете, как оно  называется?
– Помогла ли вам картина лучше представить то, о чём говорилось в стихотворении?
– Какое название вы бы дали картине? («Зима в лесу. Иней» И. И. Шишкин)
– А за что Митя из рассказа К. Ушинского любил зиму?
– Какова же основная мысль этого рассказа? 

2. – Мир вокруг нас прекрасен, только нужно уметь видеть эту красоту!
Красота  природы в разные времени года  воспевалась поэтами в стихах, художниками – в картинах, композиторами – в музыке.
И, я думаю, вас тоже не оставит равнодушными та экскурсия на которую я бы хотела вас пригласить. Экскурсия будет заочная. Мы с вами отправимся  в Картинную галерею. Мы побываем в 4 залах: «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень». Сопровождать нас будет музыка П. И.Чайковского, которая так и называется «Времена года».

Установка:

1 гр. – Вы обратить особое внимание на краски, которые использует художник для  картин с зимними пейзажами.
2 гр. – Вы – на краски, которые использует художник для  картин с весенними пейзажами.
3 гр. – Вы – на краски, которые использует художник для  картин с летними пейзажами.
4 гр. – Вы – на краски, которые использует художник для  картин с осенними пейзажами.

(Серия слайдов)

– Ну, вот и закончилась наша экскурсия. С каким настроением вы вернулись? Хотели бы вы еще раз увидеть эти картины, услышать эту музыку?
– Я думаю, вы ещё не раз с ними встретитесь на уроках ИЗО, МХК, музыки.
– Какие же краски преобладают в картинах зимнего периода? Весеннего? Летнего? Осеннего?

(Слайд)

3. Групповая работа

4 группы получают по 4 предложения на одну тему. Им предлагается составить текст, определить время года, о котором говорится в тексте, текст озаглавить.

Дни тёплые, солнечные.
Лес полон жизни.
Звери заняты заботой о малышах.
Над душистыми цветами порхают бабочки.

Лёд на реках темнеет и тает.
Треснувшие льдины плывут по реке.
Оживает лес.
На лесных полянках синеют первые подснежники.

Дни становятся короче.
Часто налетают холодные ветры.
Подует ветер, сорвёт с ветки листья.
Листья, медленно кружась, опускаются на землю.

Холодно и голодно зверям и птицам.
Белочка в самые трескучие морозы прячется в дупле.
Мишка спит в своей тёплой берлоге.
По ночам тоскливо воют голодные волки.

Проверка и самооценка.

4. Работа с учебником

– Рассмотрите рисунки, данные к рассказу «Четыре желания».
– Какое время года не изображено на рисунке? (Весна) Найдите в тексте, что пишет автор о весне? Что же можно изобразить на рисунке?

(Слайд)

VII. Творческая коллективная работа

– Давайте мы сами создадим картину весны. Возьмите свои цветы и прикрепите на картину, которая пока ещё не закончена.

VIII. Рефлексия

– Продолжиnt предложения:

  • Я узнал сегодня …
  • Я считаю нужным запомнить…
  • Мне ещё нужно поработать …

IX. Итог урока

– Нравится ли вам наша картина? Какие цветы преобладают на ней? О чём это говорит?  Кому бы вы хотели её подарить? (Учителям, мамам к 8 Марта)

(Слайд)

Хотим поздравить и сказать:
Желаем счастья много-много,
Кусочек неба голубого,
А в нём – заветную звезду,
Свою надежду и мечту!