Цели:
- создать условия для ознакомления с новым произведением К. Д. Ушинского, формировать умение слушать и правильно воспринимать услышанное;
- содействовать развитию навыка правильного письма курсивных букв Б, б;
- организовать деятельность учащихся в группах;
- содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и самооценку;
- способствовать развитию произносительных навыков, воспитанию эстетического восприятия.
Оборудование: презентация к уроку; звуковые схемы – модели; бумажные цветы, картина «Луг весной»; учебник «Грамота», тетради на печатной основе.
1 урок
ХОД УРОКА
(Слайд 1)
I. Оргмомент
II. Мотивационный этап
– Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Урок наш необычен, на нём присутствуют гости. И хотелось бы оставить о себе хорошее впечатление.
(Слайд 2)
– И чтобы придать вам сил и уверенности в
себе мне бы хотелось начать урок словами
французского философа Ж. Ж. Руссо (1712–1778 гг.): «Вы
талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно
поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы
умеете, если вы будете постоянно работать над
собой, ставить новые цели и стремиться к их
достижению…»
И так, прочитайте тему нашего урока на экране. Как
вы думаете, какие цели мы сегодня поставим
перед собой? А как вы думаете, это вам пригодится
в жизни?
(Слайд 3)
III. Речевая разминка
1. Постановка речевого дыхания:
– Вдох, выдох порциями на 1, 2, 3, 4.
– Вдох, выдох с гласными а, о, у, э, ы.
2. Артикуляционные упражнения:
– губы: улыбка/трубочка;
– язык: «чистим чубы», «лошадка», «иголочка»;
– «эстафета» с переносом ударения
3. Дикционные упражнения:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
(Слайд 4)
IV. Чистописание
Дд Тт Дд Тт
да де та те – cлоговой аукцион
– У каждого из вас на парте лежит цветок. В нём 5 лепестков. Закрасьте один из них в соответствии с тем как вы оцениваете свою работу: красный – всё хорошо получалось, жёлтый – не все ещё получалось, как хотелось бы, зелёный – ничего не получалось!
– Дайте анализ буквам Д и Т. Назовите слова, в которых буква Д будет обозначать звук [д'] и [д]; буква Т – звук [т'] и [т].
V. Запись под диктовку
Тетради, Дима, задание, дом, Таня.
– Поставьте ударение в словах. Определите количество слогов. Гласные подчеркните.
(Слайд 5) Самопроверка. Самооценка.
VI. Дифференцированная работа
Сильные уч-ся получают задание составить небольшой рассказ, используя эти слова; остальные придумывают предложения с этими словами.
– Чем рассказ отличается от сказки?
– С какими ещё жанрами произведений мы
знакомились?
– Какое произведение читали дома? Кто главные
герои сказки? Какую бы схему – модель вы
выбрали к данному произведению? Какие ещё
произведения, изученные в этом году
соответствуют этой схеме – модели?
(Слайд 6)
VII. Проверка домашнего задания
Работа над сказкой В. Сутеева «Яблоко».
1. – Какое время года описано в сказке? (Осень)
– Где собрались все герои сказки? (Возле
дикой яблоньки)
– Кто первым заметил на яблоне оставшееся
одинокое яблоко? Прочитайте этот отрывок.
– К кому обратился за помощью заяц?
– Как яблоко оказалось у ежа?
2. Перескажите отрывок сказки, который соответствует эпизоду, изображённому на рисунке с. 54.
(Слайд 7)
3. – А кто же смог рассудить зверей? (Медведь) Прочитаем, как это было.
Чтение 5 части – по ролям.
4. – Чем сказка закончилась?
– Скажите, а бывает ли так с людьми? А с тобой?
Расскажи.
Самооценка.
VIII. Физминутка «Хомка»
(Слайд 8)
IX. Работа над новым материалом
1. Первичное чтение рассказа «Четыре желания» К.
Ушинского
хорошо читающим учеником. (С. 57-59)
Установка:
– Определите жанр произведения.
2. – Кто главный герой рассказа?
– За что Митя любил зиму?
(Слайд 9)
– Весну? Лето?
(Слайд 10)
– Осень?
(Слайд 11)
– А какое любимое время года у вас? Почему?
– Какое же время года лучшее?
Вывод: Каждое время года прекрасно по-своему.
3. Работа в паре.
Повторное чтение рассказа «Четыре желания» «цепочкой».
X. Рефлексия
– Найдите в центре цветка круг. Закрасьте его в
соответствии со своим настроением.
– А для чего нужны цветы?
– Какие названия цветов вы знаете?
– А в какое время года больше всего цветов? А
можно ли зимой увидеть цветущие огоньки? Где?
2 урок
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Введение в тему
– А давайте вспомним, с каким рассказом мы
познакомились на прошлом уроке? Почему автор так
озаглавил рассказ?
– А что такое желание?
– А есть ли у вас заветное желание?
Возьмите ваш цветочек в руки, закройте глаза и
3 раза «про себя» повторите ваше желание, и оно
обязательно сбудется.
– А могли бы вы открыть секрет вашего желания? А я
вам своё желание открою – я хочу, чтобы вы все
сегодня научились писать правильно и красиво
букву Б,б .
(Слайд 12)
III. Работа над новым материалом
1. Работа с алфавитом:
– Найдите в алфавите букву Б,б. Какая она по
счёту? Сколько всего букв в алфавите? Сколько
гласных? согласных?
– Дайте анализ букве Б. (согласная, звонкая,
парная, обозначает звуки [б'] и [б])
2. Работа в тетради «Письмо» с. 8-9:
а) – Из каких элементов состоит буква б строчная? (овал и палочка с закруглением вверху)
– Прописываем.
б) Аналогично рассматриваем и прописываем заглавную букву Б, слово Боря.
– Почему это слово написано с большой буквы?
Самооценка.
IV. Пальчиковая гимнастика «Цветочек»
V. Дифференцированная работа
1 гр.: звуковой анализ слов БАРАБАН, БОБЫ.
2 гр.: Игра «Живые звуки»: вставить в
стихотворение слова соответствующие звуковым
схемам.
VI. Работа над рассказом
1. – А теперь я бы хотела предложить вам прослушать другое стихотворение.
Зима
Кругом все белое и синее,
Все в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней,
И снятся сны ему спокойные
И птичьи песни на заре.
Стоят безмолвно сосны стройные
В тяжелом зимнем серебре
Г. Скребицкий
– Понравилось ли вам это стихотворение? Как вы
думаете, как оно называется?
– Помогла ли вам картина лучше представить то, о
чём говорилось в стихотворении?
– Какое название вы бы дали картине? («Зима в
лесу. Иней» И. И. Шишкин)
– А за что Митя из рассказа К. Ушинского любил
зиму?
– Какова же основная мысль этого рассказа?
2. – Мир вокруг нас прекрасен, только нужно
уметь видеть эту красоту!
Красота природы в разные времени года
воспевалась поэтами в стихах, художниками – в
картинах, композиторами – в музыке.
И, я думаю, вас тоже не оставит равнодушными та
экскурсия на которую я бы хотела вас пригласить.
Экскурсия будет заочная. Мы с вами отправимся
в Картинную галерею. Мы побываем в 4 залах:
«Зима», «Весна», «Лето» и «Осень». Сопровождать
нас будет музыка П. И.Чайковского, которая так и
называется «Времена года».
Установка:
1 гр. – Вы обратить особое внимание на краски,
которые использует художник для картин с
зимними пейзажами.
2 гр. – Вы – на краски, которые использует
художник для картин с весенними пейзажами.
3 гр. – Вы – на краски, которые использует
художник для картин с летними пейзажами.
4 гр. – Вы – на краски, которые использует
художник для картин с осенними пейзажами.
(Серия слайдов)
– Ну, вот и закончилась наша экскурсия. С каким
настроением вы вернулись? Хотели бы вы еще раз
увидеть эти картины, услышать эту музыку?
– Я думаю, вы ещё не раз с ними встретитесь на
уроках ИЗО, МХК, музыки.
– Какие же краски преобладают в картинах зимнего
периода? Весеннего? Летнего? Осеннего?
(Слайд)
3. Групповая работа
4 группы получают по 4 предложения на одну тему. Им предлагается составить текст, определить время года, о котором говорится в тексте, текст озаглавить.
Дни тёплые, солнечные.
Лес полон жизни.
Звери заняты заботой о малышах.
Над душистыми цветами порхают бабочки.
Лёд на реках темнеет и тает.
Треснувшие льдины плывут по реке.
Оживает лес.
На лесных полянках синеют первые подснежники.
Дни становятся короче.
Часто налетают холодные ветры.
Подует ветер, сорвёт с ветки листья.
Листья, медленно кружась, опускаются на землю.
Холодно и голодно зверям и птицам.
Белочка в самые трескучие морозы прячется в дупле.
Мишка спит в своей тёплой берлоге.
По ночам тоскливо воют голодные волки.
Проверка и самооценка.
4. Работа с учебником
– Рассмотрите рисунки, данные к рассказу
«Четыре желания».
– Какое время года не изображено на рисунке? (Весна)
Найдите в тексте, что пишет автор о весне? Что же
можно изобразить на рисунке?
(Слайд)
VII. Творческая коллективная работа
– Давайте мы сами создадим картину весны. Возьмите свои цветы и прикрепите на картину, которая пока ещё не закончена.
VIII. Рефлексия
– Продолжиnt предложения:
- Я узнал сегодня …
- Я считаю нужным запомнить…
- Мне ещё нужно поработать …
IX. Итог урока
– Нравится ли вам наша картина? Какие цветы преобладают на ней? О чём это говорит? Кому бы вы хотели её подарить? (Учителям, мамам к 8 Марта)
(Слайд)
Хотим поздравить и сказать:
Желаем счастья много-много,
Кусочек неба голубого,
А в нём – заветную звезду,
Свою надежду и мечту!