Дифференцированный подход и индивидуальные образовательные траектории на примере изучения физики

Разделы: Физика


Цель моей статьи – найти коллег, имеющих опыт по данной теме, и поделиться своим опытом организации индивидуальной работы с учащимися при изучении физики.

Кто с радостью, а кто с раздражением принял Распоряжение Минобразования России “Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования” от 30.09.2002 №970-13. Мы бурно обсуждали Концепцию модернизации образования. Теперь, правда, без обсуждения работаем с большим энтузиазмом над внедрением профильного обучения, которое без дифференцированного, индивидуального подхода нам не осуществить.

Сначала о том, чему, как мне видится, мы уделили мало внимания - о КОНКУРСНОМ наборе в старшие классы. Да, молодежь имеет право на получение полного образования, но ведь не обязательно в нашей школе. Это говорит о том, что работу, ранее называвшуюся профориентацией, мы ослабили \?\ и в прошлом учебном году пришли слабо подготовленные 10-классники \не все, но некоторые учащиеся\. Вот и простор работы на будущее.

Модернизация образования и предполагает, что мы с вами применим все находки педагогики, психологии, а вместе это теперь назвали психодидактикой и обещают ученые дать нам пакеты готовых материалов по каждой учебной дисциплине (“ФПС” №17-20 за 2005 г. и 2006 г.).

Сколько в нашей большой школе “сердце отдающих детям” педагогов! Индивидуальный подход стал \ и был? \ главным в нашей работе. Создаем или перенимаем методы, работаем и за преподавателя, и воспитателя, а многие и за психолога. Изучаем способности, наклонности, изобретаем анкеты, ищем “своих” одаренных, увлеченных “моим” предметом. Приходится корректировать материал учебника таким образом, чтобы он стал интересным и полезным каждому – и “физику”, и “лирику”. Наличие двух уровней государственного стандарта (базовый и профильный) позволило разделить учащихся по уровням-профилям.

Сейчас это 10-й универсальный (базовый), информационно технологический (математический) и социально-гуманитарный. Остается еще внутри этих профилей найти группы или отдельных учащихся, наклонности которых отличаются от профиля класса и работать отдельно с каждым по его способностям, возможностям и по его выбору.

Интересен опыт работы лицеев в профильных информационно-технологических классах. Школа готовит ребят к жизни так, что они могут по окончании профильного обучения приобрести опыт работы и вписаться в стремительное развитие технологий. Для этого изучают основательно математику (6 ч. + 2 фак.), физику (4 ч. + 2 фак.), информационные технологии – 10ч, включая ЭК (элективные курсы) и профильные. Детей учат мыслить системно и фундаментально, поэтому чрезвычайно популярны интегральные (интегрированные) уроки. В старшей школе должен доминировать дифференцированный, индивидуальный план развития личности и компетентностных ценностей. Для этого и разрабатываются индивидуальные образовательные “траектории” (ИОТы) или (что более привычно) индивидуальные учебные планы (ИУПы).

В нашей школе может быть (и в нашем методическом объединении создаётся) банк заданий и информации по смежным дисциплинам – физике, биологии, географии, экологии, химии, математике и информатике. Ведь выход в ситуации несовпадения профиля и интересов учащегося в дифференцированном подборе материала для разных групп учащихся. Изучать одну тему с позиций физика, математика, биолога и химика, то есть проводить интегрированные занятия (в приложениях 1, 2, 3 и 4 предлагаю проекты учащихся к изучению тепловых явлений в Х-ом универсальном классе), конференции, диспуты или дискуссии, конкурсы докладов, публичные лекции или зачеты.

Подтверждение моему стремлению интегрировать (в математике интегрированием называют действие суммирования, обратное дифференцированию - разделению) можно найти в “Методической кухне” “Учительской газеты”. Статья “Единый мир” (УГ №42-2005) предлагает модели интеграции содержания в дисциплинах математика - химия - физика - география - биология. Причем такая интеграция поможет каждому учащемуся проявить себя, а, выслушав других, с другой позиции объясняющих это же явление, понять явление во всем его многообразии.

Интеграция содержания направлена на:

- создание единой картины мира на научной основе,

- ликвидацию повторения и дублирования материала в разных предметах,

- взаимосвязь различных предметных систем знаний,

- разгрузку и оптимизацию режима учебного труда, …

Операция интегрирования в математике дает ответ, допускающий множество конкретных решений. В построении интегральных образовательных технологий получается также большое разнообразие конкретных решений - моделей, отличающихся теми или иными параметрами. Поэтому, интегрируя (объединяя) содержание смежных, и даже несмежных, учебных дисциплин, мы выйдем на дифференцированный подход к каждому ученику или малой группе учащихся (от 1 до 4-5 человек). Любишь математику? Тебе в самый раз решать сложные задачи на составление и решение уравнений и систем уравнений. Умеешь классифицировать и составлять таблицы? Займись составлением сравнительной таблицы свойств веществ и их зависимости от температуры (в данной теме) или давления и т.п. а есть две девушки, выбравшие себе на будущее специальности, связанные с изобразительным искусством и историей, музыкой. Для них, как художественно одарённых, применим арт-технологию (от “артистизма”, не от “артиллерии”), пригласив принять участие в декламации стихов, отражающих данное явление, спеть песню, представить физический “объект” художественной картиной, чертежом, сценкой или пантомимой.

Естественнонаучная картина мира объединяет предметные системы физики, химии, географии и биологии. Для ее эффективного формирования есть попытки создания объединенных курсов: физика и химия; география; биология, физика, химия (естествознание); история, литература, музыка и ИЗО (МХК); математика и труд (“Математика и конструирование”), “Природоведение и сельское хозяйство”, “Физика и астрономия”, “Физика с основами промышленного производства”, “Изобразительное искусство и художественный труд” и другие. Для некоторых специализированных УЗ государственным стандартом предусмотрен курс “Основы естественно-научного познания мира”. Он объединяет математику, физику, биологию, химию, которые изучаются в выпускных классах общеобразовательных школ. Цель этого интегрированного курса состоит не только в обучении студентов названным дисциплинам (в сокращенном варианте), но и в переработке материала этих предметов так, чтобы они представляли собой дисциплину, в которой различные разделы науки объединены между собой на единой логической основе.

Еще раз предлагаю вернуться к зрелищным и массовым мероприятиям. Детям нужно, чтобы их видели и оценили многие, параллель или вся ступень (5-6, 7-8, 10-11 классы).

Интересно, что интеллектуальные конкурсы трудно готовить, но ведь каков результат! Начать можно с анкетирования - диагностики познавательных интересов - что знают наши дети и наши педагоги. Затем, проанализировав анкеты, составить вопросы для первого (заочного) тура, провести его. Победители первого тура выходят во второй очный тур (письменный или устный), а его победители выходят в финал или суперфинал. Вопросы и /или задания должны быть разноплановыми:

- назовите величайшее открытие ХХ века в естественных науках (это может быть не одно),

- в какой жидкости не тонет сталь?

- кому принадлежит выражение: “Знания, не проверенные (не рожденные) опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок”?

- в какой стране одновременно бывают день и ночь?

- какие величины можно вычислить с помощью производной (свойства пропорции)? и т.п.

Интегрированные занятия (уроки) чаще всего являются одной из форм обобщения знаний. Они зачастую служат прямым продолжением параллельного изучения родственных предметов, которые как бы вынесены на один урок. Достигается:

- действительное объединение предметных систем знаний о данном объекте, явлении;

- выигрыш во временных затратах на усвоение материала;

- у одного из учителей высвобождается время для ведения индивидуальной работы, контроля и т.д.

Примеры интегрированных уроков:

“Кристаллы” (физика + химия),

“Географические открытия” (география, история),

“Магнитное поле Земли” (география, физика),

“Оптические приборы. Глаз” (биология, физика)

“Электромагнитные колебания” и “Ускорение” сочетаются с производной в алгебре;

“Кровообращение” (физика, биология, компьютер),

“Вода” (физика, биология, география, информатика),

“Атмосферное давление” (география, физика) и др.

На последнем заседании методического объединения учителей информатики и естественных наук мы пробовали в форме педагогической мастерской найти “точки соприкосновения” наших дисциплин. Педагоги всех естественных наук в несколько минут нашли термины, темы своего предмета, отражающие кипение. Информатики сочинили психолого- физическую поэму! Это говорит о широком кругозоре, научной осведомлённости современных педагогов, умеющих в любой самой нестандартной ситуации провести урок по большинству тем смежных дисциплин. Поэтому ищем информацию на сайтах “Первого сентября” и других, чтобы темы своего предмета были любимы всеми учащимися. Есть выбор и в учебниках. С.А. Тихомировой и Б.Яворского теперь очень красочны (изд. “Мнемозина”). И ранее использованный для “эстетов” и “историков”, “математиков” материал теперь ещё чаще использую: конференция “Симметрия в природе и технике”, вопросы в свободную (специально организованную) минутку из “послесловий” к каждому параграфу под названием “Это интересно” и из эпиграфов к урокам – стихи или изречения знаменитостей. В первом номере Учительской газеты за 2010 год есть мнение “Дьюи был не глупым человеком, а он считал достаточным изучение физики в объеме, достаточном для безопасной жизни” (не цитата, но близко по смыслу). Это не аргумент для “лириков”, но учить надо физику со всех сторон: решать задачи, помещённые в учебниках и сборниках, отвечать на вопросы из многих источников информации, добиваясь усвоения на базовом уровне. На базовом – это применительно к тому плачевному положению, когда в школе один старший класс, универсальный. Моя задача в этом положении – обеспечить повышенный уровень тем двоим, что будут сдавать ЕГЭ в выпускном классе, заинтересовать тех, кто ещё не определился с выбором экзамена и профессии. Двое-трое “гуманитариев” или “артистов” помогут мне организовать интересные занятия для нескольких параллелей, чем я добьюсь пропедевтики для малышей и проверки и закрепления знаний для выпускников. Поэтому единственный Х-й планирую загружать информацией и действиями для достижения знаний и навыков по физике следующим образом (таблица):

Эта таблица – не образец, её формы могут меняться, но важно развить в ученике то, что уже есть, и научить тому, чего он не желает теми методами и способами, которым он симпатизирует: пой “рэп”, но отрази в нём свойства тел, движущихся с ускорением, тел с возрастающей температурой и т.п.

Интегрированными являются все нетрадиционные типы уроков:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях: объединенные двух-, трех- и четырехпредметные: урок - погружение, урок -экскурсия, -поход, -путешествие;

- уроки в форме соревнований и игр: урок - конкурс, урок - турнир, -эстафета, -дуэль, -кроссворд, аукцион, -деловая или ролевая игра, -викторина;

- уроки творчества: урок-исследование, -изобретательство, -интервью, -поиск, -эврика, -анализ первоисточников, -проект, комментарий, -мозговая атака, -репортаж, -КТД, -рецензия; для старших более подходит мастерская;

- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала:

урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, урок “блер начинает действовать”

- уроки с имитацией публичных форм общения:

урок-пресс-конференция, -аукцион, -бенефис, -митинг, -регламентированная дискуссия, -диспут, -сражение, -панорама, -телепередача, -телемост, “живая газета”, -рапорт, -устный журнал;

- уроки с использованием фантазии:

урок-сказка, -сюрприз, -подарок от волшебника, урок о внеземных цивилизациях, урок открытых мыслей;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, -следствие, -дебаты в парламенте, -выборы, -цирк, -патентное бюро, -ученый совет;

- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: урок - заочная экскурсия в прошлое, - путешествие, -литературная прогулка, -гостиная, -интервью, -кино, -репортаж, -спектакль;

- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: урок - КВН, “Следствие ведут знатоки”, “Что? Где? Когда?”, “Эрудицион”, -утренник, -спектакль, “клуб знатоков”, - концерт, -инсценировка, -посиделки, -диспут;

Теперь мечты Интегрированные дни.

В этот день уроки физики, химии, биологии ставятся один за другим, и ведут их практически сразу три учителя. Пример: “Силы в природе, их проявление в организмах животных и человека”. При этом происходит неотсроченная интеграция естественно - научных знаний, полученных на уроках различных предметов. Подготовка к осуществлению каждой такой интегрированной модели начинается за 2-3 недели.Заблаговременно проводятся межпредметные консультации, где учащимся рекомендуется, какой объем работы необходимо выполнить непосредственно перед “днем”.

Синхронизация параллельных программ, курсов и тем, которые должны быть построены так, чтобы по интегрируемым предметам в данное ВРЕМЯ изучались темы, близкие по содержанию, или по исторической эпохе или по какому-либо другому признаку. Возможна синхронизация предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов. В этом случае в один и тот же день разными учителями на разных уроках изучаются близкие по содержанию темы. Примеры: Периодический закон по химии и электронная структура атома по физике; или изучение на уроках математики тех знаний, которые будут тут же на соседнем уроке применимы при решении задач по физике или химии.

Пробовала по программе и учебникам Громова С.В. – не всегда, но многое удалось синхронизировать: особенно удачно было изучение электричества в курсе физики и производственного обучения (“труды”) у мальчиков 8 класса.

Модель межпредметных связей (МПС) - взаимная согласованность учебных программ, обусловленная содержанием наук и дидактическими целями. Математическими понятиями приходится оперировать на занятиях по физике, формулируя законы и выводы из тех или иных теоретических предпосылок, преобразуя формулы, решая физические задачи и т.п. Даже на первом этапе изучения физики (5-7 класс) учащиеся производят простые алгебраические преобразования, используя знания о пропорциональности величин и функциональной зависимости между ними, о координатах и способах вычерчивания графиков и т.п.

Знания по математике применяются и на занятиях по химии. Взаимно подкрепляют друг друга курсы физики и химии.

При комплексной системе обучения для образования комплексных тем выделяют связанные с ними темы, дозы, разделы, факты, понятия, законы и т.п. из различных отраслей знаний. МПС могли по времени прослеживаться как сопутствующие, последующие,

предшествующие, перспективные, повторяющиеся (концентрические). Направление и путь переноса ЗУН определяло их роль как обеспечивающих или обеспечиваемых, прямых или опосредованных. По своему характеру МПСвязи могли быть логическими, философскими, гносеологическими, семиотическими.

Межпредметные связи по Г.Селевко

По структуре и содержанию элементов связи По времени осуществления По направлен и пути переноса ЗУН По содержанию

Дозы, разделы

Темы, явления

факты, понятия

законы, теории

предшествующие

последующие

перспективные

сопутствующие

концентрические

обеспечивающие

обеспечиваемые

прямые

опосредованные

логические

философские

гносеологические

семиотические

Межпредметные связи строятся с помощью методов структурно-функционального анализа-исследования явлений как структурно-расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение. Учет количества и направлений связей данного элемента позволяет внести изменения и спланировать программное содержание учебных дисциплин, при этом:

- элементы с наименьшим количеством связей преподаются на уровне ознакомления, запоминания, понимания;

- элементы с наибольшим количеством связей разбираются на уровне применения.

Формы осуществления межпредметных связей:

- занятия с использованием МПС;

- комплексные семинары; различные формы внеклассной работы. /Г.Селевко/

Традиционное содержание современного школьного образования, и в особенности естественнонаучного, раздроблено, построено по дисциплинарному принципу. При этом предпочтение отдается достижениям классической науки, а неклассическая представлена в них первой четвертью ХХ века, и практически отсутствуют идеи СИНЕРГЕТИКИ, сведения о природе и механизмах самоорганизации и эволюции химических, биологических, социальных, планетарных, космических и других систем.

Дидактика пока делает первые шаги в направлении адаптации идей синергетики в содержание школьного образования. Это позволит наиболее полно проиллюстрировать единство всего сущего, построить единую процессуальную модель мира - синергетическую картину. Через призму такой модели мир предстает перед человечеством как супериерархия взаимодействующих систем, в которой все - неживая и живая природа, жизнь и творчество человека, общество и культура - взаимосвязано и подчинено единым вселенским законам.

Списка литературы не привожу. Достаточно сказать, что почти каждый номер нашей Учительской газеты даёт пример индивидуального подхода к учащимся с помощью интеграции дисциплин. С таким поиском я стала уважать и “лириков”. Поэтому ищу материал, в основном, для них. Ведь для физиков пишутся все учебники физики, а для гуманитариев или не очень способных к учению молодых людей – только Тихомирова С.А., Громов С.В. Очень полезны были рекомендации и разработки журнала “Естествознание в школе” и “Физика в школе”. Самую современную информацию получаю и использую из “Физики (Первое сентября)” - полезная газета! Удобно пользоваться и её сайтом fiz.september.ru

Спасибо вам, учителя, ведь заняты вы делом самым важным
На вас издревле держится земля, вы для нее растите юных граждан.
Вы щедро учите тому, что словно воздух, всем нам нужно в жизни:
Терпенью, чтенью, счету и письму и верности родной Отчизне!

Приложение: презентации – проекты гуманитариев и экологов к тепловым явлениям.

Приложение 1, 2, 3, 4