Методическая цель: развитие навыков экономического анализа.
Задачи:
- показать особенности, содержание и значение понятий экономика как хозяйство и экономика как наука, раскрыть сущность их составляющих;
- объяснить роль экономики в жизни общества; помочь понять, что экономика – это основа жизни человека и общества;
- способствовать формированию личностного восприятия экономических понятий;
- продолжить формирование следующих навыков и умений:
- развитие экономического мышления;
- установление причинно-следственных связей;
- подведение итогов, установление выводов;
- помочь уловить связь времен в незыблемости экономических ценностей;
- формировать экономическую культуру;
- развивать трудолюбие и инициативу.
Оборудование:
- карточки с тестовыми заданиями;
- телевизор, DVD;
- видеофрагмент из DVD-фильма “Приключение Буратино”;
- компьютер, интерактивная доска;
- презентация.
План:
- Понятие “экономика”.
- Разделы экономической науки.
- Основные понятия экономики.
- Роль экономики в жизни и развитии человека и общества.
Словарь терминов:
- Экономика;
- Экономика как хозяйство;
- Экономика как наука;
- Позитивная экономика;
- Нормативная экономика;
- Микроэкономика;
- Макроэкономика;
- Субъект экономики;
- Объект экономики;
- Потребности;
- Ресурсы.
Ход урока
Вводный опрос:
– Почему изучение данной темы на современном этапе и на сегодняшний день является актуальным?
– Какая проблема затрагивает многих людей в мире сейчас?
Перед тем как начать раскрывать основные вопросы темы, попробуем выяснить, как вы знаете экономику.
Задание № 1: “Знаешь ли ты экономику?” (Решение теста в устной форме).
1. Гамбургер в Нью-Йорке стоит 1,2 доллара, а во Франкфурте – 2 евро. Курс доллара к евро, рассчитанный через гамбургер, составляет…
а) 1,8; б) 0,6; в) 0,54.
2. Стоимость рубля была жестко привязана к золоту по реформе…
а) Петра I; б) П.А. Столыпина; в) С.Ю.Витте.
3. Банановой республике необходимо на год 1000 тонн бананов. Приехавшие собирать бананы рабочие требуют с каждой тонны собранных бананов 50% себе. Сколько нужно собрать бананов, чтобы всем хватило на год?
а) 1500 тонн; б) 2500 тонн; в) 2000 тонн
4. В Изумрудном городе уменьшились цены на все товары и услуги. Такое явление называется…
а) девальвация; б) инфляция в) дефляция.
5. Акакий Акакиевич Башмачкин имеет дополнительный доход от сдачи в аренду садового домика на летнее время. Обязан ли он по закону уплатить подоходный налог с этого дохода?
а) обязан в любом случае;
б) обязан только в случае, если он указал этот источник дохода в налоговой декларации;
в) нет, так как этот доход получен им не по основному месту работы.
6. На острове Робинзона Крузо растут только кокосы и финики. Если он будет собирать одни кокосы, то соберет их 800 штук в год, а если только финики, то 1200 штук в год. Какое количество кокосов и фиников должен собрать Робинзон, чтобы получить максимум удовольствия, если удовольствие от потребления им одного финика вдвое меньше, чем от одного кокоса?
а) 0 фиников и 800 кокосов;
б) 1200 фиников и 0 кокосов;
в) 350 фиников и 600 кокосов.
7. В большинстве стран мира доллар США является…
а) резервной валютой;
б) национальной валютой;
в) запрещенной валютой.
8. Для успешного начала собственного дела прежде всего необходимо…
а) выбрать место для офиса фирмы;
б) вложить все деньги в акции преуспевающей компании;
в) разработать бизнес-план.
В каких сферах человеку может пригодиться знание экономики? (Слайд 3)
Понятие экономики.
Экономика (от греч. oikos – дом и nomos – закон) – наука о ведении домашнего хозяйства.
Авторы: Ксенофонт, Аристотель (384–322 гг. до н.э.) (Слайд 4)
Вопросы и задания по схеме:
– В чем отличие этих двух понятий?
– Дайте им определения.
Экономика как хозяйство – система общественного производства, народное хозяйство страны, области, района или отрасли.
Экономика как наука – системное отражение хозяйственной деятельности людей посредством экономических категорий, законов, представленное в форме определенных теорий.
Мы будем изучать экономику с точки зрения научных категорий, поэтому рассмотрим структуру экономической науки.
Разделы экономической науки.
Позитивная экономика – рассматривает те явления, которые уже реально существуют в экономической практике.
Нормативная экономика – разрабатывает нормы, пути усовершенствования хозяйственной деятельности.
Микроэкономика – изучает деятельность отдельных предприятий и отраслей.
Макроэкономика – изучает экономику государства, мира в целом. (Слайд 6)
Задание № 2. “ О каком разделе экономики идет речь?”.
Общая прибыль организаторов 8-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2009 превысила 30 млн. евро.
В Санкт-Петербурге принято решение не взимать плату за пользование лифтами с жильцов первого этажа.
Дотошные англичане сравнили, на какую зарплату живут лидеры стран – членов “большой восьмерки”.
К 2011 году размер пенсии будет составлять в среднем 10000 руб.
Основные понятия экономики.
Задание № 3.
Дайте определения понятиям субъект и объект любого вида деятельности.
Дайте определения понятиям субъект и объект экономики?
Субъект экономики – тот, кто осуществляет хозяйственную деятельность (домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство)
Объект экономики – хозяйственная деятельность человека по удовлетворению его потребностей.
Но экономика наука, где не все просто решается, как мы уже с вами поняли, есть проблемы, которые и на сегодняшний день многие экономисты не знают, как решать, попробуем вместе определить главную проблему экономики.
Задание № 4.
Посмотрите отрывок из фильма “Приключение Буратино” и попробуйте определить, какая проблема стоит перед Буратино?
Эта проблема является главной проблемой экономики.
Главная проблема экономики: потребности безграничны, а доступные ресурсы ограничены. (слайд № 7)
Задание № 5.
Сформулируйте определение понятия потребности и приведите примеры;
Сформулируйте определение понятия ресурсы и приведите примеры;
Потребности – необходимость человека в чем-либо, обеспечивающая его существование
Ресурсы – средства, которые используются для производства благ, удовлетворяющих потребности.
Задание № 6.
Если бы Старик Хоттабыч, например, исполнил все ваши желания в 12.30, были ли бы вы абсолютно счастливы в 13.00? Почему?
Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии и в ходе
общения у него формируются новые желания.
(Слайд 8)
Задание 7.
Чтобы удовлетворить желания человека, на какие вопросы экономики нужно найти ответ?
3 вопроса экономики:
Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
(Слайд 9)Это вопросы, которые являются основными для любого времени, пытались решать и затрагивали не только экономисты. Давайте обратимся к произведению А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, а, конкретно, к характеристике Евгения Онегина.
Задание № 8.
Как в этой характеристике автор показал значение экономики, ее роль в жизни общества?
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Вывод: Изучение и развитие экономики играет огромную роль для улучшения жизни человека и прогресса общества. (Слайд 10)
Задание № 9.
Верны ли следующие суждения об экономике?
- Экономика как область знаний непосредственно изучает способы регулирования социальных конфликтов.
- Экономика как область знаний непосредственно изучает способы эффективного использования ограниченных ресурсов.
- Методы исследования экономики предполагают ее тесную связь с математикой.
- Экономика как наука отвечает за развитие сетей мобильной связи.
- Экономике, как системе ведения рационального хозяйства, столько же лет, сколько и самому обществу.
- Самый редкий ресурс – это время.
- Инфляция, деньги, безработица – основные понятия экономической науки.
- Макроэкономика изучает функционирование предприятий малого бизнеса.
- Окончательно удовлетворить потребности человека невозможно, они безграничны.
- На 3 вопроса экономики давно найдены все ответы.
Домашнее задание: Написать эссе по высказыванию американского писателя Л.Питера “Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.