Методическая разработка урока по теме "Экономика и экономическая наука"

Разделы: Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»


Методическая цель: развитие навыков экономического анализа.

Задачи:

  • показать особенности, содержание и значение понятий экономика как хозяйство и экономика как наука, раскрыть сущность их составляющих;
  • объяснить роль экономики в жизни общества;
  • помочь понять, что экономика – это основа жизни человека и общества;
  • способствовать формированию личностного восприятия экономических понятий;
  • продолжить формирование следующих навыков и умений:
  • развитие экономического мышления;
  • установление причинно-следственных связей;
  • подведение итогов, установление выводов;
  • помочь уловить связь времен в незыблемости экономических ценностей;
  • формировать экономическую культуру;
  • развивать трудолюбие и инициативу.

Оборудование:

  • карточки с тестовыми заданиями;
  • телевизор, DVD;
  • видеофрагмент из DVD-фильма “Приключение Буратино”;
  • компьютер, интерактивная доска;
  • презентация.

План:

  1. Понятие “экономика”.
  2. Разделы экономической науки.
  3. Основные понятия экономики.
  4. Роль экономики в жизни и развитии человека и общества.

Словарь терминов:

  • Экономика;
  • Экономика как хозяйство;
  • Экономика как наука;
  • Позитивная экономика;
  • Нормативная экономика;
  • Микроэкономика;
  • Макроэкономика;
  • Субъект экономики;
  • Объект экономики;
  • Потребности;
  • Ресурсы.

Ход урока

Вводный опрос:

– Почему изучение данной темы на современном этапе и на сегодняшний день является актуальным?

– Какая проблема затрагивает многих людей в мире сейчас?

Перед тем как начать раскрывать основные вопросы темы, попробуем выяснить, как вы знаете экономику.

Задание № 1: “Знаешь ли ты экономику?” (Решение теста в устной форме).

1. Гамбургер в Нью-Йорке стоит 1,2 доллара, а во Франкфурте – 2 евро. Курс доллара к евро, рассчитанный через гамбургер, составляет…

а) 1,8; б) 0,6; в) 0,54.

2. Стоимость рубля была жестко привязана к золоту по реформе…

а) Петра I; б) П.А. Столыпина; в) С.Ю.Витте.

3. Банановой республике необходимо на год 1000 тонн бананов. Приехавшие собирать бананы рабочие требуют с каждой тонны собранных бананов 50% себе. Сколько нужно собрать бананов, чтобы всем хватило на год?

а) 1500 тонн; б) 2500 тонн; в) 2000 тонн

4. В Изумрудном городе уменьшились цены на все товары и услуги. Такое явление называется…

а) девальвация; б) инфляция в) дефляция.

5. Акакий Акакиевич Башмачкин имеет дополнительный доход от сдачи в аренду садового домика на летнее время. Обязан ли он по закону уплатить подоходный налог с этого дохода?

а) обязан в любом случае;

б) обязан только в случае, если он указал этот источник дохода в налоговой декларации;

в) нет, так как этот доход получен им не по основному месту работы.

6. На острове Робинзона Крузо растут только кокосы и финики. Если он будет собирать одни кокосы, то соберет их 800 штук в год, а если только финики, то 1200 штук в год. Какое количество кокосов и фиников должен собрать Робинзон, чтобы получить максимум удовольствия, если удовольствие от потребления им одного финика вдвое меньше, чем от одного кокоса?

а) 0 фиников и 800 кокосов;

б) 1200 фиников и 0 кокосов;

в) 350 фиников и 600 кокосов.

7. В большинстве стран мира доллар США является…

а) резервной валютой;

б) национальной валютой;

в) запрещенной валютой.

8. Для успешного начала собственного дела прежде всего необходимо…

а) выбрать место для офиса фирмы;

б) вложить все деньги в акции преуспевающей компании;

в) разработать бизнес-план.

В каких сферах человеку может пригодиться знание экономики? (Слайд 3)

Понятие экономики.

Экономика (от греч. oikos – дом и nomos – закон) – наука о ведении домашнего хозяйства.

Авторы: Ксенофонт, Аристотель (384–322 гг. до н.э.) (Слайд 4)

Вопросы и задания по схеме:

– В чем отличие этих двух понятий?

– Дайте им определения.

Экономика как хозяйство – система общественного производства, народное хозяйство страны, области, района или отрасли.

Экономика как наука – системное отражение хозяйственной деятельности людей посредством экономических категорий, законов, представленное в форме определенных теорий.

Мы будем изучать экономику с точки зрения научных категорий, поэтому рассмотрим структуру экономической науки.

Разделы экономической науки.

Позитивная экономика – рассматривает те явления, которые уже реально существуют в экономической практике.

Нормативная экономика – разрабатывает нормы, пути усовершенствования хозяйственной деятельности.

Микроэкономика – изучает деятельность отдельных предприятий и отраслей.

Макроэкономика – изучает экономику государства, мира в целом. (Слайд 6)

Задание № 2. “ О каком разделе экономики идет речь?”.

Общая прибыль организаторов 8-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2009 превысила 30 млн. евро.

В Санкт-Петербурге принято решение не взимать плату за пользование лифтами с жильцов первого этажа.

Дотошные англичане сравнили, на какую зарплату живут лидеры стран – членов “большой восьмерки”.

К 2011 году размер пенсии будет составлять в среднем 10000 руб.

Основные понятия экономики.

Задание № 3.

Дайте определения понятиям субъект и объект любого вида деятельности.

Дайте определения понятиям субъект и объект экономики?

Субъект экономики – тот, кто осуществляет хозяйственную деятельность (домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство)

Объект экономики – хозяйственная деятельность человека по удовлетворению его потребностей.

Но экономика наука, где не все просто решается, как мы уже с вами поняли, есть проблемы, которые и на сегодняшний день многие экономисты не знают, как решать, попробуем вместе определить главную проблему экономики.

Задание № 4.

Посмотрите отрывок из фильма “Приключение Буратино” и попробуйте определить, какая проблема стоит перед Буратино?

Эта проблема является главной проблемой экономики.

Главная проблема экономики: потребности безграничны, а доступные ресурсы ограничены. (слайд № 7)

Задание № 5.

Сформулируйте определение понятия потребности и приведите примеры;

Сформулируйте определение понятия ресурсы и приведите примеры;

Потребности – необходимость человека в чем-либо, обеспечивающая его существование

Ресурсы – средства, которые используются для производства благ, удовлетворяющих потребности.

Задание № 6.

Если бы Старик Хоттабыч, например, исполнил все ваши желания в 12.30, были ли бы вы абсолютно счастливы в 13.00? Почему?

Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии и в ходе общения у него формируются новые желания.
(Слайд 8)

Задание 7.

Чтобы удовлетворить желания человека, на какие вопросы экономики нужно найти ответ?

3 вопроса экономики:

Что производить?

Как производить?

Для кого производить? (Слайд 9)

Это вопросы, которые являются основными для любого времени, пытались решать и затрагивали не только экономисты. Давайте обратимся к произведению А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, а, конкретно, к характеристике Евгения Онегина.

Задание № 8.

Как в этой характеристике автор показал значение экономики, ее роль в жизни общества?

Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

Вывод: Изучение и развитие экономики играет огромную роль для улучшения жизни человека и прогресса общества. (Слайд 10)

Задание № 9.

Верны ли следующие суждения об экономике?

  1. Экономика как область знаний непосредственно изучает способы регулирования социальных конфликтов.
  2. Экономика как область знаний непосредственно изучает способы эффективного использования ограниченных ресурсов.
  3. Методы исследования экономики предполагают ее тесную связь с математикой.
  4. Экономика как наука отвечает за развитие сетей мобильной связи.
  5. Экономике, как системе ведения рационального хозяйства, столько же лет, сколько и самому обществу.
  6. Самый редкий ресурс – это время.
  7. Инфляция, деньги, безработица – основные понятия экономической науки.
  8. Макроэкономика изучает функционирование предприятий малого бизнеса.
  9. Окончательно удовлетворить потребности человека невозможно, они безграничны.
  10. На 3 вопроса экономики давно найдены все ответы.

Домашнее задание: Написать эссе по высказыванию американского писателя Л.Питера “Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.