Тип урока: комбинированный урок закрепления пройденного материала.
Технология: использование мультимедийной установки и персонального компьютера, прикладных программ Microsoft Office (Power Point), графический редактор Point.
Описание методики использования ИКТ:
Компьютер используется во время урока как средство обучения и источник информации. Имеется компьютер и мультимедийный проектор.
Первый слайд – с помощью мультимедийного
проектора на экране проявляется иллюстрация
зимы и названия урока (русский язык).
Второй слайд – надо расшифровать слово, которое
является темой урока («Предложение»).
Третий слайд – Что такое предложение?
Четвертый слайд – Подготовка пальчиков к письму.
Использование физкультминутки Масько Л.Г.
Пятый слайд – Запись даты.
Шестой слайд – Чистописание.
Седьмой слайд – Запись слов с буквой Л.
Восьмой слайд – Запись предложения с
комментированием.
Девятый слайд – Найти лишнее слово.
Десятый слайд – Физкультминутка.
Одиннадцатый – двадцать четвёртый слайды –
Словарная работа.
Двадцать пятый слайд – Физкультминутка
(музыкальная).
Двадцать шестой слайд –Кроссворд.
Двадцать седьмой слайд – Физкультминутка с
заданием.
Двадцать восьмой слайд – Работа с предложениями
разными по цели высказывания.
Двадцать девятый слайд – Работа с
деформированным текстом.
Тридцатый слайд – Гимнастика для глаз «Догони
снежинку» (Масько Л. Г.)
Тридцать первый слайд – Работа над развитием
речи.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Подготовка пальчиков к письму.
- Чистописание.
- Индивидуальная работа.
- Дыхательная гимнастика.
- Словарная работа.
- Физкультминутка (музыкальная)
- Проверка выполнения индивидуального задания.
- Физкультминутка с заданием.
- Работа с предложениями, разными по цели высказывания.
- Работа с деформированным текстом. (Работа в группах).
- Гимнастика для глаз «Поймай снежинку».
- Работа по развитию речи.
- Итог урока.
- Рефлексия.
Актуальность: Учёба – труд, и труд нелёгкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом и что трудиться не просто. Учитель должен сделать так, чтобы нелёгкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждая желание вновь и вновь познавать новое. ИКТ помогают учителю провести урок более интересно красочно, заинтересовать детей.
Цели:
- закреплять умение конструировать предложение, находить главные члены предложения, пользуясь вопросами.
- закреплять знание связи слов в предложении.
- воспитывать в детях чувство коллективизма; взаимопонимания и взаимопомощи и интерес к природе.
Задачи:
- дать детям почувствовать, что зима – одно из красивейших времён года;
- обратить внимание детей на то, что без предложений в речи не обойтись;
- формировать умение совместно работать в группе, больше сдружить ребят.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Технология проведения:
Педагогическая мастерская интересна тем, что
объединяет в себе: игровые (технологии
имитационного моделирования) и
коммуникативно-исследовательские технологии.
Характерной чертой данной технологии является
моделирование жизненно-важных
(практико-ориентировочных) ситуаций и поиск их
решения. Организационной формой может быть
дидактическая игра. Эксперементирование и
моделирование как обучающие приёмы.
Коммуникативно-исследовательские технологии.
Организация процесса воспитания в содружестве,
работа в группах, диалог. Организационная форма
– совместный поиск решения проблемных ситуаций
на основе активного взаимодействия всех
участников процесса.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
(Слайд 1)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
– Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится.
2. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня на уроке мы с вами вспомним… А что вспомним, посмотрите внимательно на экран и расшифруйте слово.
(Слайд 2)
– Для этого вы должны расставить числа в порядке возрастания. Какое слово получилось? (Предложение)
(Слайд 3)
– Вспомним, что такое предложение, из чего оно состоит. Из предложений будем составлять текст, а также поговорим о зимней природе. Ваша задача слушать внимательно, работать дружно и активно и тогда у нас всё получится.
3. Подготовка пальчиков к письму
(Слайд 4)
– Прежде чем приступить к письму, выполним пальчиковую гимнастику.
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от земли
Отталкиваем тучки.
– Вспомним правила посадки.
Руки – на месте.
Ноги – на месте.
Локти у края.
Спина прямая.
Запись даты (Слайд 5)
4. Чистописание
(Слайд 6)
– Внимательно посмотрите на данные буквы. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? Здесь она лишняя. Объясните, почему?
О У Ю Л И
– Записываем ЛЛЛ ллл ЛЛЛ ллл
(Слайд 7)
Вот он лес, зимний лес
Полный сказок и чудес.
– Напишем слова, где встречается буква л. (Лес,
лесок, лесной, лесник.)
– Как называются эти слова? (Однокоренные или
родственные)
– Какое слово в этой строчке может быть лишним?
Почему? (Лесной – имя прилагательное).
– Составьте с одним из слов предложение. А что
такое предложение?
(Слайд 8)
– Запишем с комментированием одно предложение.
(Слайд 9)
– Найдите лишнее слово:
- существительное
- прилагательное
- подлежащее
- глагол
– Почему слово «подлежащее» является лишним? Что ещё относится к грамматической основе предложения? (Сказуемое) Найдите грамматическую основу в написанном предложении.
5. Индивидуальная работа
– Назовите мне, пожалуйста, 3 числа до 30. (Дети, по списку стоящие под этими номерами, выходят к доске, берут снежинки с индивидуальными заданиями.)
1. Разгадать кроссворд.
- Куча снега, наметённая ветром. (Сугроб)
- Кто рисует на окне зимние узоры? (Мороз)
- Стальные полозья для катания на льду. (Коньки)
- Ледяная площадка для катания на коньках. (Каток)
– Какое слово может быть лишним ? (Коньки – в нём букв больше, чем звуков.)
2. Выполнить фонетический разбор слова коньки. Почему в этом слове букв больше, чем звуков ?
3. Разобрать предложение по членам:
Пушистый снег покрыл землю.
– Какое это предложение – распространённое, или нераспространённое?
6. Дыхательная гимнастика
(Слайд 10)
С неба падали пушинки
На замёрзшие поля.
Ель закутали косынкой
Жаркой шубой – тополя!
– Возьмите тучки со снежинками.
– Подуйте на снежинки еле-еле. Вдыхаем через нос.
– Теперь посильнее, но так, чтобы снежинки не
улетели.
– А теперь набрали воздух и с силой выдохнули.
7. Словарная работа
(Слайды 11-22)
– Читаем загадки и называем отгадки.
1. Летом шубку серую,
А зимою белую
Носит попрыгайчик –
Боязливый … (зайчик)2. Хвост мой длинный и пушистый,
Рыжий, красный, золотистый.
Очень людям хвост мой люб,
Так как нужен им для шуб,
Но это мне не нравится,
Хотя мой хвост и славится. (Лисица)3. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл. А всё же птица. (Воробей)4. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)5. Невидимкой осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)6. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
– Все слова с безударными гласными, которые нельзя проверить, мы можем найти в книжке, которая называется «Орфографический словарик». Но вот беда…
(Слайд 23)
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начало откусили
Из книжки в норку утащили.
– Давайте покажем мышкам, что мы знаем эти
слова и сейчас их громко прочитаем. Сначала
орфоэпически, а затем орфографически.
– Напишите эти слова.
(Слайд 24)
– Проверьте. Какое слово лишнее? Почему?
– Составьте с помощью этих слов
нераспространённые предложения. Давайте
вспомним, из чего состоят нераспространённые
предложения.
8. Музыкальная физкультминутка (Приложение 1) (слайд 25)
9. Проверка выполнения индивидуальной работы (слайд 26)
Кроссворд.
Оценивание.
10. Физкультминутка с заданием
– Если называю предложение – поднимаете руки
вверх.
– Если не предложение – приседаем.
(Слайд 27)
Падает снег. Зима. Солнечный. Дети гуляют в роще. Как тихо кругом! Красивое. Вы ходили в зимний лес?
– Какие предложения по цели высказывания вы услышали?
11. Работа с предложениями разными по цели высказывания
– Давайте ещё раз вспомним, что такое предложение?
(Слайд 28)
– Прочитайте написанное так, чтобы ясно выделить предложения.
Хорошо в мороз на улице идёт лёгкий снежок вы любите зиму
– Сколько здесь предложений?
– Прочитайте повествовательное предложение.
Какой знак надо поставить в конце предложения?
– Прочитайте восклицательное предложение. (Оно
произносится с сильным чувством.) Что
поставить в конце предложения?
– Прочитайте вопросительное предложение. (Оно
содержит вопрос.)
– Спишите предложения. Поставьте нужные знаки.
Второе предложение разберите по членам
предложения.
12. Работа в группах с деформированным текстом
(Слайд 29)
В лесу замело все тропинки. Идёт зима. По лесу можно ходить только на лыжах. Стоят сильные морозы.
13. Гимнастика для глаз «Поймай снежинку» (слайд 30)
14. Работа над развитием речи (слайд 31)
– Составьте предложения о зиме. Напишите мини-сочинение.
15. Итог урока
– Давайте снова вернёмся к нашему
чистописанию. Как называются слова лес, лесок,
лесной, лесник?
– Да, это родственные слова. И мы с вами тоже как
родственники в одной семье, должны быть дружными.
Ведь не даром говорится «Дружба в делах
помощница».
– И нам сегодня тоже помогала ваша дружба.
– А был ли для вас этот урок интересным,
познавательным?
– Над какой темой работали?
– Что больше всего понравилось?
– Что показалось трудным?
16. Рефлексия
Лучше вы, умнее стали?
На уроке не устали ?
Есть желание учиться?
И, конечно, не лениться!
– Если урок понравился – показываем красный
сигнал.
– Если не очень – зелёный.
– Если совсем не понравился – синий.