В нашем детском саду работает система накопления портфолио педагога. Но мы ведь работаем с детьми и все наше внимание направлено на них. И вот я подумала, а хорошо бы и для малышей портфолио оформить. Ведь именно в нем будет отражен весь внутренний мир, их интересы, удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания, их творческие работы.
Как старший воспитатель я разработала этапы работы по внедрению портфолио дошкольника в образовательный процесс:
1. Постановочный: определить цель (портфолио будет – накопительный, информация за определенный срок); (портфолио -для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению). Разработать “Положение о портфолио дошкольника”, определить функциональные обязанности участников образовательного процесса.
1.1. Провести для педагогов и родителей семинар-практикум “Все о портфолио дошкольника” (ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио). Разработка структуры портфолио, определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.
2. Работа педагога с детьми и родителями: рассматривание образца портфолио, объяснить, что мы вместе начинаем собирать папку и для чего. Заинтересовать ребенка в создании портфолио, чтоб он творчески подошел к оформлению.
2.1. Индивидуальная работа педагогов дошкольного учреждения с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.
3. Поисковый: сбор информации.
3.1. Консультации с педагогами: педагог-психолог (помогает детям и родителям в организации индивидуального подхода). Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре (помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности).
4. Заключительный: оформление образца портфолио ребенка в совместной деятельности педагога с детьми.
4.1. Мини-презентация портфолио дошкольника на его дне рождении, который проходит у нас в форме “Именинной гостиной” в детском саду. Где принимают участие все дети группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Малыш будет гордиться своими трудами, ведь в эту папку он вложил свои силы, свой творческий потенциал.
Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Собирая портфолио дошкольника, мы можем не только зафиксировать успехи малыша, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагогов, ребенка.
Используемая литература:
- Кочкина Н.А. Чернышева А.Н. Портфолио в ДОУ.
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики. – М., 2005, №1.
- Портфолио педагога // Справочник руководителя образовательного учреждения.– М., 2004, №6.
- Детский портфолио подготовил воспитатель подготовительной к школе группы – Ольга Александровна Балайтис.