Способы записи алгоритмов. Счет по блок-схемам

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Раздел программы: Алгоритмы.

Тип урока: формирования и систематизации знаний.

Вид урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • познакомить с графическим способом записи алгоритмов;
  • научить считать по блок-схемам;
  • развивать логическое и алгоритмическое мышление;
  • формирование умения анализировать и делать выводы.

Задачи урока:

  • Образовательные
    • формирование алгоритмического подхода к решению задач;
    • формирование понятий об алгоритмических структурах – линейной, с ветвлением;
    • формирование умения составлять блок-схемы по примеру;
    • формирование умения восстанавливать пример по блок-схеме.
  • Развивающие:
    • расширение кругозора, внимания, творческого воображения, математического, логического и образного мышления;
    • развитие умения анализировать, делать выводы;
    • пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.
  • Воспитательные:
    • развитие творческой активности учащихся;
    • воспитание самостоятельности в работе.

Оборудование урока:

  • компьютеры IBM PC Pentium IV с операционной системой MS Windows XP и прикладная программа «Алгоритмы» из ППП «Страна Фантазия»;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация к уроку;
  • конверты для проведения игры «Фокусы с числами».

План урока:

  1. Организационный момент – 1 минута
  2. Разминка  – 5-6 минут
  3. Изучение нового материала – 15 минут
  4. Игра «Фокусы с числами» – 8 минут
  5. Физкультминутка – 1 минута
  6. Домашнее задание – 2 минуты
  7. Работа на компьютере – 10 минут
  8. Подведение итогов – 2 минуты

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие учащихся. Контроль отсутствующих.

II. Разминка

Алгоритмы в русском языке (Презентация ребусов)

Ребята давайте вспомним что такое алгоритм? (Порядок выполнения действий)
Самые известные алгоритмы в занимательном русском языке – это алгоритмы составления и отгадывания ребусов. Таких алгоритмов всего пять.
Вот один из алгоритмов:

  • Если рисунки (буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что здесь нужно прибавить соответствующий предлог – в, на, из, у, над, с, к, от, перед, по.
  • Взять значимое слово в качестве ответа.

Например,   
Здесь можно прочитать «ВАЛ» или «ЛВА», но разгадка ребуса – значимое слово, значит, выбираем слово «ВАЛ».
Используя указанный алгоритм, попробуйте разгадать следующие ребусы: (Ответы: волк, воля, ворона, весна, Валя, вода, Вова, воздух) (Рисунок 1)

Рисунок 1

III. Знакомство со способами записи алгоритмов

Мы с вами разобрали уже много алгоритмов, и для записи алгоритмов использовали словесный способ. Словами можно описать любой алгоритм, но чаще всего, этот способ оказывается слишком громоздким и, потому, неудобным. Сегодня познакомимся еще с одним способом записи алгоритмов. Этот способ называют графическим, или блок-схемой. Алгоритм записывается с помощью различных блоков: прямоугольников, ромбов, параллелограммов и т.д. Каждый блок имеет свое специальное назначение. При графической записи алгоритмов используются следующие блоки:

1) Блок начала и конца алгоритма.

 

2) Блок ввода данных (чисел, например) или сообщения результатов

 

3) Блок проверки условия, например, x > 3?

4) Блок арифметических операций

5) Соединитель – используемый тогда, когда блок-схема не помещается на странице.

 

Поучимся составлять алгоритмы, записанные в виде блок-схемы, для решения примеров на сложение и вычитание чисел (подробно разобрать с учащимися).

Задание 1. По данным примерам составить блок-схему:

4 * 5 + 10 – 15 = 15
48/6 * 2 – 16 = 0

Задание 2. По данному алгоритму восстановить пример, записать его и решить. (Рисунок 2)

Рисунок 2

IV. Игра «Фокусы с числами»

Раздать ребятам конверты, в которых вложены карточки с написанным числом 10. Объявить, что они сейчас будут фокусниками и смогут отгадать мысли ребят. Каждый из учащихся должен в уме задумать любое число от 1 до 5 и выполнить все действия алгоритма из карточки, которая лежит на парте. Потом сообщить, что ответ вы знаете, и что этот ответ записан на карточках в конверте. Ребята должны открыть конверт и сверить ответ с ответом на карточке. Потом подробно разобрать алгоритм получение числа. Объяснить, что неизвестное число (загаданное число) будем обозначать Х. (Рисунок 3)

 

Рисунок 3

Дополнительное задание

Даны числа: 8, 4, 6, 7, 2, 3. Используя данный алгоритм действия восстановить и решить пример для каждого числа. (Рисунок 4)

Рисунок 4

Для примера: (15-5)/2+18-7 составить и записать алгоритм в виде блок-схемы. Высчитать результат.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки. Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем –
Руки отводим назад.

V. Домашнее задание

Придумать алгоритм – «фокус» для любого числа и записать его в виде блок-схемы.

VI. Работа на компьютере

Прикладная программа «Алгоритм» из ППП «Страна Фантазия» предлагает ряд заданий на составление блок-схемы по примеру и составление примера по блок-схеме.
Ниже приведены примеры работы в прикладной программе «Алгоритм».

1. Дан пример 9 * 9/3 = ?, необходимо для этого примера составить блок-схему. (Рисунок 5)

Рисунок 5

После правильного выполнения задания компьютер выдает результат данного примера. (Рисунок 6)

Рисунок 6

2. Дана блок-схема необходимо по ее данным составить и решить пример. (Рисунок 7)

Рисунок 7

После правильной записи решения компьютер выдает диалоговое окно, что задание выполнено правильно (Рисунок 8)

Рисунок 8

При выполнении этих упражнений учащиеся закрепляют навык по составлению блок-схем, а так же развивают умение владеть манипулятором «Мышь».

VII. Подведение итогов

Выставление оценок за урок