Раздел программы: Алгоритмы.
Тип урока: формирования и систематизации знаний.
Вид урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- познакомить с графическим способом записи алгоритмов;
- научить считать по блок-схемам;
- развивать логическое и алгоритмическое мышление;
- формирование умения анализировать и делать выводы.
Задачи урока:
- Образовательные
- формирование алгоритмического подхода к решению задач;
- формирование понятий об алгоритмических структурах – линейной, с ветвлением;
- формирование умения составлять блок-схемы по примеру;
- формирование умения восстанавливать пример по блок-схеме.
- Развивающие:
- расширение кругозора, внимания, творческого воображения, математического, логического и образного мышления;
- развитие умения анализировать, делать выводы;
- пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.
- Воспитательные:
- развитие творческой активности учащихся;
- воспитание самостоятельности в работе.
Оборудование урока:
- компьютеры IBM PC Pentium IV с операционной системой MS Windows XP и прикладная программа «Алгоритмы» из ППП «Страна Фантазия»;
- мультимедийный проектор;
- презентация к уроку;
- конверты для проведения игры «Фокусы с числами».
План урока:
- Организационный момент – 1 минута
- Разминка – 5-6 минут
- Изучение нового материала – 15 минут
- Игра «Фокусы с числами» – 8 минут
- Физкультминутка – 1 минута
- Домашнее задание – 2 минуты
- Работа на компьютере – 10 минут
- Подведение итогов – 2 минуты
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Контроль отсутствующих.
II. Разминка
Алгоритмы в русском языке (Презентация ребусов)
– Ребята давайте вспомним что такое
алгоритм? (Порядок выполнения действий)
Самые известные алгоритмы в занимательном
русском языке – это алгоритмы составления и
отгадывания ребусов. Таких алгоритмов всего
пять.
Вот один из алгоритмов:
- Если рисунки (буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что здесь нужно прибавить соответствующий предлог – в, на, из, у, над, с, к, от, перед, по.
- Взять значимое слово в качестве ответа.
Например,
Здесь можно прочитать «ВАЛ» или «ЛВА», но
разгадка ребуса – значимое слово, значит,
выбираем слово «ВАЛ».
Используя указанный алгоритм, попробуйте
разгадать следующие ребусы: (Ответы: волк, воля,
ворона, весна, Валя, вода, Вова, воздух) (Рисунок 1)
Рисунок 1
III. Знакомство со способами записи алгоритмов
Мы с вами разобрали уже много алгоритмов, и для записи алгоритмов использовали словесный способ. Словами можно описать любой алгоритм, но чаще всего, этот способ оказывается слишком громоздким и, потому, неудобным. Сегодня познакомимся еще с одним способом записи алгоритмов. Этот способ называют графическим, или блок-схемой. Алгоритм записывается с помощью различных блоков: прямоугольников, ромбов, параллелограммов и т.д. Каждый блок имеет свое специальное назначение. При графической записи алгоритмов используются следующие блоки:
1) Блок начала и конца алгоритма.
2) Блок ввода данных (чисел, например) или сообщения результатов
3) Блок проверки условия, например, x > 3?
4) Блок арифметических операций
5) Соединитель – используемый тогда, когда блок-схема не помещается на странице.
Поучимся составлять алгоритмы, записанные в виде блок-схемы, для решения примеров на сложение и вычитание чисел (подробно разобрать с учащимися).
Задание 1. По данным примерам составить блок-схему:
4 * 5 + 10 – 15 = 15
48/6 * 2 – 16 = 0
Задание 2. По данному алгоритму восстановить пример, записать его и решить. (Рисунок 2)
Рисунок 2
IV. Игра «Фокусы с числами»
Раздать ребятам конверты, в которых вложены карточки с написанным числом 10. Объявить, что они сейчас будут фокусниками и смогут отгадать мысли ребят. Каждый из учащихся должен в уме задумать любое число от 1 до 5 и выполнить все действия алгоритма из карточки, которая лежит на парте. Потом сообщить, что ответ вы знаете, и что этот ответ записан на карточках в конверте. Ребята должны открыть конверт и сверить ответ с ответом на карточке. Потом подробно разобрать алгоритм получение числа. Объяснить, что неизвестное число (загаданное число) будем обозначать Х. (Рисунок 3)
Рисунок 3
Дополнительное задание
Даны числа: 8, 4, 6, 7, 2, 3. Используя данный алгоритм действия восстановить и решить пример для каждого числа. (Рисунок 4)
Рисунок 4
Для примера: (15-5)/2+18-7 составить и записать алгоритм в виде блок-схемы. Высчитать результат.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки. Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем –
Руки отводим назад.
V. Домашнее задание
Придумать алгоритм – «фокус» для любого числа и записать его в виде блок-схемы.
VI. Работа на компьютере
Прикладная программа «Алгоритм» из ППП «Страна
Фантазия» предлагает ряд заданий на составление
блок-схемы по примеру и составление примера по
блок-схеме.
Ниже приведены примеры работы в прикладной
программе «Алгоритм».
1. Дан пример 9 * 9/3 = ?, необходимо для этого примера составить блок-схему. (Рисунок 5)
Рисунок 5
После правильного выполнения задания компьютер выдает результат данного примера. (Рисунок 6)
Рисунок 6
2. Дана блок-схема необходимо по ее данным составить и решить пример. (Рисунок 7)
Рисунок 7
После правильной записи решения компьютер выдает диалоговое окно, что задание выполнено правильно (Рисунок 8)
Рисунок 8
При выполнении этих упражнений учащиеся закрепляют навык по составлению блок-схем, а так же развивают умение владеть манипулятором «Мышь».
VII. Подведение итогов
Выставление оценок за урок