Методическая разработка "День отказа от курения"

Разделы: Информатика, Классное руководство


Цели:

  • Формирование гражданской ответственности.
  • Формирование правового самосознания.
  • Формирование духовности и культуры.
  • Формирование способности к успешной социализации в обществе.
  • Изучение культурного наследия родного края.
  • Воспитание культуры здорового образа жизни.
  • Нравственное и эстетическое воспитание.
  • Активизация работы по взаимодействию школы с семьей, с целью активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы.
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
  • Овладение основными приемами работы с графическими объектами.
  • Восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.
  • Формирование информационной грамотности учащегося.
  • Ознакомление с методикой презентации готового продукта.
  • Ознакомление с методикой эффективной организации и проведения в школе родительского собрания.

Форма проведения – круглый стол с элементами агитационной работы.

Родительское собрание проводится в параллели 8-х классов (возраст учащихся 13-14 лет).

Участники: классные руководители 8 «А», «Б», «В» классов, родители, учащиеся 8 «А», «Б», «В»  классов, врач-нарколог,  главный редактор журнала «В городе Н», эксперт – учитель биологии.

Оборудование: 

  • мультимедийная установка;
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • видеофильм «Я выбираю жизнь!»;
  • музыкальный центр;
  • плакаты о вреде курения;
  • презентации критериев курения, анализа распространенности курения среди женщин, обращения представителей добровольческого движения гимназии;
  • галерея рисунков о вреде курения;
  • таблички формата A3 с изображением флага страны;
  • макет человека с внутренними органами.

Подготовительная работа:

  • Поиск анализа исследований курящих женщин при использовании   Интернет-ресурсов.
  • Проведение опроса родителей учащихся параллели 8-х классов перед  собранием по вопросам:

– Что станет с миром,  если все начнут курить?
– Что мешает человеку бросить курить?
– Что могло заставить вас курить?

  • Подготовка учащимися презентации критериев курения, анализа распространенности курения среди женщин, обращения представителей добровольческого движения гимназии.
  • Поиск, подбор видеоматериалов по данной теме родителями.
  • Приглашение работников наркологического диспансера.
  • Создание учащимися рисунков о вреде курения в графическом редакторе.
  • Организация галереи рисунков о вреде курения в Microsoft Power Paint.
  • Организация медицинским работником (родителем) выставки плакатов о вреде курения.
  • Организация агитзаставок родителями и учащимися.

Содержание.

  1. Инсценировка стихотворения М.А.Огановой «Кроха-сын и отец».
  2. Актуализация  темы и целеполагание родительского собрания.
  3. Определение критериев курения.
  4. Демонстрация фрагмента документального фильма  «Я выбираю жизнь».
  5. Анализ фрагмента фильма. (Агитзаставка «Репортер»)
  6. Путешествие табака от  Европы до России.
  7. Выступление врача-нарколога (распространенность курения среди женщин).
  8. Отношение общества к курению.(Агитзаставка «Путешествие по странам и континентам»).
  9. Нефтекамск – город спорта.
  10. Обращение участников добровольческого движения гимназии.
  11. Галерея рисунков  учащихся о вреде курения
  12. Анализ опроса родителей.
  13. Рефлексия (метод проекта).
  14. Подведение итогов. Решение родительского собрания.

Предполагаемые результаты. Среди родителей  на этапе рефлексии проводится анкетирование по вопросу отношения их к табакозависимости. (Приложение 1)

ХОД СОБРАНИЯ

На экране представлено высказывание древнегреческого философа Сократа: «Здоровье – не все, но все без здоровья ничто», которое является эпиграфом к собранию.
На стенде – выставка плакатов о вреде курения (Приложение 10, слайд 2)
На сцене учащийся и родитель показывают инсценировку стихотворения М.А.Огановой «Кроха-сын и отец».

Кроха-сын пришел к отцу,
И спросила кроха:
– Если я курить начну,
Это очень плохо?
Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.
И сказал отец тогда,
Глядя сыну в очи:
Да, сынок, курить табак –
Это плохо очень.
Сын, услышав сей совет,
Снова вопрошает:
– Ты ведь куришь много лет
И не умираешь?
– Да, курю я много лет,
Отдыха не зная,
Я не ведал страшных бед –
А вся глава седая.
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает одышка.
Прошлым летом...
Иль забыл, что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило.
Целый месяц пробыл там,
Еле откачали.
Да, спасибо, докторам –
Умереть не дали.
Сердце, легкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За свое куренье.
Никотин – опасный яд,
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.
А угарный газ СО
Попадает с дымом,
Он в крови вступить готов
В связь с гемоглобином.
Ведь курильщика всегда
Гипоксия мучит,
Под глазами синева
Почернее тучи.
– Ну и ну! – воскликнул сын. –
Как ты много знаешь:
Про смолу и никотин,
Гипоксию, гемоглобин,
А курить, однако ж, не бросаешь!
– Дорогой сыночек мой,
Я б тебе слукавил,
Но, признаюсь, лишь с тобой
Факты сопоставил.
Я бросал курить раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда – курю опять,
Не хватает воли.
– Нет, ты сильный, мой отец.
Волевой. И смело
Завершишь ты, наконец,
Начатое дело.
Я хочу, чтоб ты курить
Бросил эту гадость,
Некурящим начал жить
Всем родным на радость.
Знаю, что курить бросать –
Никогда не поздно.
Трудно снова не начать,
Трудно, но возможно.
Ты – мой папа. Я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
И семейный наш бюджет
Станет побогаче,
Купим мне велосипед,
Чтоб гонять на даче.
– Ну и кроха! Вот так сын!
Хитрован ужасный!
Все проблемы враз решил.
Ладно, я согласный.
Но условия скорей
Тоже выдвигаю:
Ты и пробовать не смей,
А я курить бросаю!
И решили впредь еще
И отец, и кроха:
– Будем делать хорошо,
И не будем плохо.

Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые гости, гимназистки! Вашему вниманию была представлена сценка, в которой вы могли наблюдать отношения между родителями и детьми, отношение людей разного возраста к здоровому образу жизни.
Как вы уже поняли мы сегодня будем говорить о нашем здоровье и тема  собрания  – «День отказа от курения»

Ведущий 2. Какие  цели и задачи стоят сегодня перед нами? (Реплики из зала)

На экране появляются предполагаемые цели:

  • привлечь внимание родителей и учащихся к проблеме табакокурения;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Ведущий 1. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого.

На экране представлена поговорка «Жизнь долга, если она полна».

Один из главных показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин. Сегодня мы поговорим о том, что вредит нашему здоровью, что мы сами можем сделать для его укрепления.

Ведущий 2. К сожалению, почти у всех людей есть вредные привычки. К ним относится и курение. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют уже в 10-14 лет, а некоторые и раньше. Почему же они пробуют курить? (Ответы из зала: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)
Действительно, многие взрослые курят. Сначала они испытывают от первой выкуренной сигареты тошноту, головокружение, слабость. Но потом все проходит, и курение становится дурной привычкой, от которой человек не в состоянии избавиться годами.

Ведущий 1. Каковы же критерии курения?

Ведущий 2. По последним, новым критериям, которые используются в американской системе BRFSS и в некоторых других исследованиях, курящими считаются лица, куря каждый день или иногда. Критерий, который использовался ранее, когда к категории курящих относили лиц, выкуривающих 1 сигарету в день и более. В России до последнего времени использовались критерии – 1 сигарета в день и более. Учитывая то, что курящие иногда, как и курящие каждый день, подвергаются активному воздействию табака, а также существующие международные критерии в нашем исследовании за "курящих" принимают лица, которые в настоящее время курят каждый день или иногда.
Таким образом, были использованы следующие критерии курения.

(На экране представлены критерии курения)

Курящие: лица, выкурившие за свою жизнь более 100 сигарет и курящие на момент исследования каждый день или иногда. Эта группа подразделяется на подгруппы:

  • курящие каждый день;
  • иногда курящие.

Бросившие курить: лица, выкурившие за свою жизнь более 100 сигарет, в настоящее время совсем некурящие.

Никогда не курившие – лица, которые не выкурили за свою жизнь100 сигарет.

Ведущий 2. Так ли бесследно проходит курение для растущего, еще не окрепшего организма? В детском возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов. Болеют легкие, становится труднее дышать, особенно после физических нагрузок. Воспаляются голосовые связки, поэтому голос у курильщика хриплый, неприятный. Ухудшается работа сердца. Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться. Цвет лица у них становится немного желтоватый, так как частички дыма проникают в кожу и там задерживаются.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент документального фильма «Я выбираю жизнь».

Учащиеся представляют агитзаставку «Репортер».

На сцене девушка-репортер с микрофоном и пять участников, играющих в шарик. Репортер задает им по очереди вопрос, участники интервью дают свои варианты ответов:

–  Как изменится ваша жизнь, если вы откажетесь от курения?

Будет больше свободного времени!
Буду выносливее в спорте!
Улучшится здоровье!
Моя девушка будет довольна!
Не придется отпрашиваться с уроков!
Буду покупать мороженое!
Мои родители будут рады!
От одежды не будет едкого запаха!
Дети не будут пассивными курильщиками!

– Что такое пассивное курение? (Пребывание в помещении, в котором курят.)

– Как вы к этому относитесь? (Лично я ничего не имею против курильщиков, но я против дыма, который мне приходится вдыхать.)

Далее репортер обращается с вопросом к зрителям в зале:

– Как изменится ваша жизнь, если вы откажетесь от курения?

– У меня будет больше денег. Я тут, кстати, подсчитал, сколько денег уходит на курение в год». Он выходит к сцене и представляет плакат «Стоимость курения».

Стоимость курения в год:
1 пачка в день. Стоимость 1-й пачки – 20 руб.
20 рублей х 365 дней в году = 7300 руб.

Репортер обращается к залу с вопросом:

– На что вы могли бы потратить сэкономленные деньги?

Возможные варианты ответов: на новый мобильный телефон; на красивое платье или костюм к выпускному; на поездку в Питер; на абонемент в фитнес-клуб; на празднование своего дня рождения; на сноуборд; на горнолыжный костюм; на новую аудиосистему.

Репортер: Спасибо за ваши ответы, вы мне очень помогли! И теперь выбор за вами».

Участники агитзаставки хором: «Курить или не курить?

Ведущий 1. И дома, и в общественных местах некурящий человек часто вынужден находиться рядом с курильщиком и вдыхать табачный дым. Курение в присутствии некурящих – это не только элементарная невоспитанность, но и покушение на чужое здоровье. В этой ситуации некурящий человек получает даже большую дозу вредных веществ, чем сам курильщик.
История точно не знает, когда табак впервые оказался в России, однако известно, что уже во времена Иоанна Грозного существовали законы, строго наказывающие за курение табака, потому что оно часто приводило к пожарам. Табак в Европу был завезен Колумбом. Колумб и его спутники увидели, что туземцы – взрослые и дети – держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного растения. Выяснилось, что «дикари» традиционно используют листья табака для частого вдыхания дыма. Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности и недоверия. Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев табака и нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор. Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе, дошло и до России. Но первое время за курение наказывали: если заставали человека за курением в первый раз, то наказывали палочными ударами, во второй – отрезали нос или уши. Женщины вначале не курили табак, а только нюхали.

Ведущий 2. А в современном мире сигарета в руках женщины – признак ее самоутверждения.  С этой проблемой подробнее вас познакомит врач – нарколог.

Врач-нарколог. Распространенность курения среди женщин России по данным отдельных эпидемиологических исследований, по крайней мере, до середины 90-х годов была традиционно ниже, чем среди женщин других стран. Было произведено изучение курения женщин российских городов в рамках отдельных проектов по изучению здорового образа жизни женщин северных городов России совместно с ЕРБ ВОЗ.
Проведенные исследования показали значительный рост частоты курения среди женщин. В среднем женщины курят 27,4 дня в месяц, при этом 76,1% женщин курит 30 дней в месяце, т.е. каждый день. Среднее число выкуриваемых в день сигарет составляет 3,5 сигареты.
У нас в городе был проведен опрос родителей учащихся гимназии о степени распространенности курения среди женщин. Обращаю ваше внимание на экране на графики, в которых отражены показатели распространенности табакозависимости среди женщин по следующим критериям:

Ведущий 2.  Анализируя графики, можно заметить, что процент табакозависимых граждан в Нефтекамске ниже по сравнению с другими городами. Чем можно объяснить данный факт?

Врач-нарколог. Прежде всего,  этот факт объясняется тем, что наша республика, город Нефтекамск, в частности, ведут широкую пропаганду здорового образа жизни.

Ведущий 2.  Что необходимо сделать в нашем обществе для того, чтобы остановить эпидемию курения среди женщин России? Достаточным ли является осуществление политики табакокурения на национальном и региональном уровнях силами как медицинских, так и немедицинских служб и организаций?

Врач-нарколог. Исследования показывают, что к 2020 году семь из десяти случаев смертей от курения будут происходить в странах с низкими и средними доходами. Начиная примерно с 1970 года, в этих странах постоянно увеличивается потребление сигарет. Первоначально эпидемия курения распространялась на мужчин в стране высокими доходами, затем на мужчин в странах с низкими и средними доходами.
В 90-е годы этой эпидемией все больше охватываются такие группы населения как женщины и подростки.
В заключении хотелось бы отметить что, полученные данные свидетельствуют о значительном росте распространенности курения среди женщин российских городов. На это явление 15-20 лет назад указывали зарубежные ученые, говоря о возможной эпидемии курения среди женщин, особенно в странах с переходной экономикой.

Ведущий 1. (Вопрос в зал). А меняется ли отношение общества к курению?

Учащиеся представляют агитзаставку «Путешествие по странам и континентам». (Приложение 5)

Ведущий 2. В нашей стране пока еще предоставлена свобода действий продавцам и изготовителям сигарет. Реклама внушает нам, что сигареты – это что-то восхитительное, и предлагает пробовать то один их сорт, то другой... Цены на папиросы и сигареты низки, как нигде в мире. Люди могут курить даже при самых низких доходах, губить при этом себя и окружающих. Что имеем, не бережем, потерявши плачем...
Послушаем мнение по этому вопросу главного редактора журнала «В городе Н» Вострецовой И.Б. (Приложение 6).

На сцене появляются участники добровольческого движения гимназии, они представляют свое ОБРАЩЕНИЕ. (Приложение 7).
На экране галерея рисунков  учащихся о вреде курения. (Приложение 10, слайд 15)

Ведущий 1. Перед собранием учащиеся провели опрос родителей. Необходимо было дать ответы  на следующие  вопросы:

  • Что станет с миром,  если все начнут курить?
  • Что могло бы заставить вас бросить курить?
  • Что мешает человеку бросить курить?

Проанализировать данный опрос мы предлагаем эксперту – учителю биологии. (Приложение 8)

Ведущий 1. В мире от курения ежегодно умирают 2,5-3 млн человек, или 1 человек каждые 10 сек. Мы с вами беседовали, а люди умирали от своего безволия и невежества.
Итак, уважаемые гости, родители и девочки, сегодня мы все вместе попытались представить картину влияния курения на организм человека, предпосылки и анализ распространенности курения в различных возрастных группах, в зависимости от образования, семейного положения, познакомиться с законами, охраняющие права некурящих в разных странах, пути исцеления общества от табакозависимости.
Анализируя ваши отношения к табакокурению, представленные на плакатах, можно вынести  решение родительского собрания.

Предполагаемые предложения:

  • попробовать сказать «нет» курению;
  • задуматься о вреде курения;
  • попробовать бросить курить;
  • изучить подробнее литературу о вреде курения;
  • продолжать вести агитационную работу о вреде курения;
  • вести здоровый образ жизни.

– Цели, поставленные нами в начале собрания, достигнуты.

Используемая литератураПриложение 9.