Контрольная закупка. Выбираем лучший стиральный порошок

Разделы: Химия


Главным и ключевым моментом урока является исследовательская деятельность учащихся по выявлению лучшего из названных стиральных порошков. Учащиеся самостоятельно проводят тестирование порошков по различным параметрам, используя инструктивную карточку, также самостоятельно делают выводы. Сравнивая результаты, которые заносятся в сводную таблицу, делают вывод: какой порошок является лучшим по всем пунктам.

В непринужденной форме даются дополнительные сведения о составе и свойствах стиральных порошков, а также дополнительная информация по стирке, отбеливанию, чистке различных вещей.

На уроке используется проектная доска, на которую проецируется табличные данные, и формулы, что позволяет разгрузить учителя.

Данная форма урока интересна учащимся, она позволяет им самостоятельно провести эксперимент и сделать выводы. Десятиклассник получают информацию и могут навыки тестирования использовать в повседневной жизни.

Главным и ключевым моментом урока является исследовательская деятельность учащихся по выявлению лучшего из названных стиральных порошков. Учащиеся самостоятельно проводят тестирование порошков по различным параметрам, используя инструктивную карточку, также самостоятельно делают выводы. Сравнивая результаты, которые заносятся в сводную таблицу, делают вывод: какой порошок является лучшим по всем пунктам. 

В непринужденной форме даются дополнительные сведения о составе и свойствах стиральных порошков, а также дополнительная информация по стирке, отбеливанию, чистке различных вещей.

На уроке используется проектная доска, на которую проецируется табличные данные, и формулы, что позволяет разгрузить учителя.

Данная форма урока интересна учащимся, она позволяет им самостоятельно провести эксперимент и сделать выводы. Десятиклассник получают информацию и могут навыки тестирования использовать в повседневной жизни.

Цель урока: выбрать лучший стиральный порошок из наиболее популярный порошков, по следующим параметрам:

  • растворимость в воде,
  • не агрессивность и безопасность для человека,
  • мылкость,
  • интенсивность пенообразования
  • лучшие моющие способности.

Оборудование: стиральные порошки (5 видов), емкости 15 шт., стеклянные палочки 15шт., теплая вода t = 40-60оС, индикаторная бумага, загрязненные салфетки с различными загрязнениями: шоколад, трава, грязь, жир.

План урока:

  • Историческая справка.
  • Товар лицом.
  • Блиц-опрос.
  • Исследование стиральных порошков.
  • Страна советов.
  • Подведение итогов. Выбор лучшего стирального порошка.
  • А тем временем…

ХОД УРОКА

– Сегодня у нас необычный урок – урок-исследование. Мы будем выбирать лучший стиральный порошок. Оценки за сегодняшний урок выставляться не будут, исследуя порошки, мы получим новые знания, сделаем для себя небольшое открытие.
Стиральные порошки прочно вошли в нашу жизнь, без них мы не представляем свое существование, как не представляем ее без чистого белья и одежды.
Со стиральным порошком и мылом вы знакомы из курса органической химии 9 класса, при изучении темы «Высшие карбоновые кислоты», а также «Сложные эфиры. Жиры», вы изучали состав мыла и синтетически моющих средств, области их применения. Сегодня мы углубим ваши знания по этой теме.

Историческая справка. Синтетические моющие средства были не всегда. Сначала появилось мыло, его изобрели еще в Древней Греции. Мыло изготавливали, нагревая внутренний жир животных с раствором золы (щелок)
По составу такие мыла было солями натриевых высших карбоновых кислот (стеариновой), эти соли при стирке в жесткой воде образовывали нерастворимые стеараты магния и кальция, которые забивались в волокна ткани, делая ее жесткой (застиранной).
Стиральные порошки изобрели еще в конце IX века, и с середины 30-х годов прошлого столетия прочно вошли в нашу жизнь. У стиральных порошков нет тех недостатков, которые были у мыла.

Товар лицом. Прежде, чем исследовать что-то, нужно собрать о нем сведения.

Состав синтетический моющих средств:

  • поверхностно активные вещества (натриевая соль алкилбензолсульфокислоты)
  • отбеливатели
  • смягчители
  • пенообразователи: (стабилизаторы,  усилители,  разрушители пены.)
  • ароматические отдушки.

Как работает моющее средство?

2. Переводит его в воду

Молекула моющего средства имеет гидрофильную (любящую удерживать воду) и  гидрофобную (водоотталкивающую) части.

Основной компонент стиральных порошков: натриевая соль алкилбензолсульфокислоты.

Поверхностные активные вещества работают так:

Гидрофобная часть иона проникает в гидрофобное загрязнение (жир), в результате поверхность каждой частицы оказывается как бы покрытой оболочкой гидрофильных групп. Они взаимодействуют с полярными молекулами. Благодаря этому ионы моющего средства вмести с загрязнениями, отрывается от поверхности ткани и переходят в водную среду.

Отбеливатели:

  • оптические отбеливатели - они не воздействуют на структуру ткани, они поглощают ультрафиолетовые лучи, а излучают энергию в синей области видимого  спектра;
  • химические  отбеливатели действующим началом служат атомарный кислород, атомарный хлор или оксид серы (IV). Эти отбеливатели разрушают не поддавшиеся моющему раствору загрязнения и цветные пятна, а заодно и дезинфицирует ткань.

Смягчители

Метафосфат натрия  (Na3PO3)n. Это соединение растворяется в воде и связывает часть ионов Ca2+ и  Mg2+ в нерастворимые фосфаты Ca3(PO4)2, Mg3(PO4)2.

Популярная реклама предлагает нам различные порошки, расхваливая их  на разный лад. Невольно задаешься вопросом, какой же из стиральных порошков лучший?

Блиц-опрос

Какими порошками пользуются в вашей семье?
Результаты совпадают с нашими результатами, наиболее популярные порошки: «Миф», «Ариэль», «Зифа», «Персил», «Тайд».
Исследование свойств выбранных стиральных порошков.
Для исследования мы возьмем пять наиболее популярных порошков.
Работаем по инструктивной карточке.

  • Выберем для исследования три стиральных порошка. Перед вами одинаковые навески 5 порошков, вы должны выбрать из них 3 лучший на ваш взгляд.  Выбираем визуально.
  • Определяем три лучших стиральных порошка. И исследуем одинаковые порошки для всего класса.
  • Проводим исследование.

Растворимость в воде. Насыплем всю навеску в воду. Определи порошок, который лучше растворяется в воде. Поставить баллы в таблицу (по 5-ти бальной системе).
Щелочность. Опустить лакмусовую бумажку в раствор посмотреть интенсивность окрашивания. Где сильнее, там поставить меньшее количество баллов.

  • Мылкость. Определяем на ощупь. Опустите пальцы в мыльный раствор, определите мылкость первого раствора, вытереть пальцы о салфетку, опустить пальцы во второй раствор.
  • Пенообразование. Стеклянной палочкой интенсивно перемешиваем раствор порошков. Определяем высоту пены, и устойчивость.
  • Моющие способности. Загрязненные салфетки, опустите в раствор порошков, закрепите на стеклянный палочках прищепками, так,  чтобы они не упали в ванночку. Определяем лучшие моющие способности за 5-10 минут, при температуре 40-60оС.

4) Считаем баллы. Делаем вывод.

Приложение 1.

Инструктивная карточка

Исследование  порошков

Дата исследования ____________.

Цель: исследовать наиболее популярные стиральные порошки на растворимость в воде, на агрессивность, мылкость, пенообразование и моющие способности.
Соблюдай правила безопасности!

Будь осторожен на уроке.                                Что просыпал, собери,
Не просыпай и не пролей!                                  Порошок, он не съедобен
Что пролил, вытри,                                           В рот его ты не бери.

Выбор претендентов на звание «Лучшего порошка».

Стиральный порошок(№) Растворимость в воде Определение щелочности Мылкость Пенообразование Моющие способности Баллы Место
1.
2.
3.
             

Выводы:

 
Растворимость в воде
Щелочность
Мылкость
Пенообразование
Моющие способности
     
Вывод:      

Страна советов.

Пока идет стирка. Несколько полезных советов.

Белая одежда – при многократной стирке желтеет. Необходимо отбеливать.

Отбеливают

  • Пероксидными отбеливателями, они хорошо обесцвечивают, при кипячении не портят ткань.
  • Хлорные отбеливатели. «Белизна» действую даже в холодной воде. Но, портят кожу рук, (стирать в перчатках), снижают прочность ткани.
  • Серосодержащие отбеливатели. Хорошо отбеливают, но портят отделку, кайму, кружева. Нельзя кипятить, т.к. при кипячении происходит выделение в атмосферу, сернистого газа.

Лучше как в старину кипятить кальцинированной содой, или разложить на травке по росе на солнце, ультрафиолетовые лучи отлично отбелят ткань.

Шерсть – лучше не стирать, особенно объемные вещи подвергать химической чистке. Если все же взялись стирать, то лучше взять специальные порошки для стирки шерстяных тканей – «Ласка», при полоскании чтобы вещи не свалялись добавить 1 столовую ложку глицерина и 1 столовую ложку 3% уксуса  на ведро воды. Избегать резких перепадов температур.

Кожа. Стирать порошками нельзя, разрушается органический белок, волокна и теряется эластичность ткани. Она становится ломкой и сухой. Сушить и протирать кожу касторовым маслом и глицерином. Использовать крем для обуви.

Замша. Стирать можно любым порошком без синтетических добавок и отдушек и отбеливателей.

Посмотрим, на какой стадии у вас стирка.

Продолжим получать полезные советы. 

Маркировка на одежде.

Подведение итогов. Выбор лучшего порошка

Тем временем…

Цена в магазине за пачку стирального порошка в 400 г.

Порошок «Элита»
(руб.)
«Дуслык»
(руб.)
«Нива»
(руб.)
«Престиж»
(руб.)
Рынок
(руб.)
«Миф» 23 27 28 26 21
«Тайд» 30 30, 39, 40 38 38 27-35
«Ариэль» 49 46 48 46 44
«Персил» 47 44, 49, 50 40 46 40
«Зифа» 20 20 20 19,5; 17 17