Использование интерактивной доски в процессе обучения

Разделы: Начальная школа


В условиях модернизации Российского образования проблема эффективного использования компьютерных технологий в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной. Поэтому огромным шагом на пути к решению проблем и задач образования стало появление специальной компьютерной учебной среды, содержащей интерактивные виртуальные учебные объекты.

В своей работе я уже давно использую информационно-коммуникационные технологии обучения, которые становятся сегодня одним из основных видов современных образовательных технологий. Их применение позволяет разнообразить формы деятельности ученика на уроке, предоставить ребенку возможность самостоятельно постигать новое. Сопровождение традиционных уроков презентациями дополняет объяснение учителя. А интерактивная доска позволят соединить эти преимущества, разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. Я с удовольствием использую smart-доску на уроках.

Использование интерактивной доски существенно изменяет деятельность учи­теля и учащихся, осуществляется деятель­ностный подход к изучаемому материалу. Ребенок переключается с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность.

Основные цели использования интерак­тивного оборудования SMART Вoard на уроках – это в первую очередь наглядность, эмоциональное восприятие изучаемых объектов. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у учени­ка неподдельную заинтересованность. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.

Компьютерная визуализация учебной информации оказывает существенное воздействие на развитие представлений, занимающих центральное место в образном мышлении. В свою очередь, образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.

Интерактивная smart-доска – это сенсорный экран, присоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на доску проектор. ( На слайде вы видите, перечислены основные возможности доски). На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере. Специальное программное обеспечение для компьютерных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио и видео материалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов, при этом, сохраняя нужную информацию, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Smart-доска вполне большая по своим размерам и хорошо видна всем.

Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Знайте, что многие функции работы в Smart Board такие же, как и в аналогичных текстовых редакторах. Smart-доска представляет большие возможности для работы и творчества, легка в управлении.

Тактильное управление облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске), выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников. Дети стали чувствовать себя комфортнее, перестали бояться выхо­дить к доске. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать, активнее участвуют в уроках, растёт их заинтересованность и сосредоточенность. Доска целиком увлекает их, и в течение всего урока внимание детей сконцентрировано. Всем хочется прикоснуться к ней. При этом слабым ученикам легче понять изученный материал, так как он не только объясняется устно, но и демонстрируется на доске. Мой опыт работы подтверждает, что при работе с этой доской у робких детей пропадает чувство боязни ответа перед всем классом. Они испытывают положительные эмоции – чувство достижения успеха и гордости за себя, способного управлять большим экраном. Даже дети с ослабленным вниманием лучше воспринимают информацию, размещенную на экране. Я сделала вывод, что все учащиеся не зависимо от характера учебной деятельности с появлением интерактивной доски стали более активны на уроках.

Уникальная процедура – тактильное взаимодействие, является одним из самых естественных способов взаимодействия человека с окружающей средой. И именно благодаря этому все, что находится внутри доски, воспринимается как простое и благоприятное.

Разработка уроков с использование интерактивной доски – достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды, так как интерактивная доска для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков.

Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.

Предложите учащимся загрузить программное обеспечение на свой компьютер и использовать его при выполнении домашних заданий, для изучения пропущенных уроков или подготовки собственных материалов к уроку.

Мои малыши первоклассники заинтересованы и внимательны на уроке, они сами желаютработать у доски, что бы лишний раз поуправлять «волшебным» экраном. «Умная доска», «Волшебные пальчики», «Волшебная доска», – называют её мои дети. Каждый день они ждут задания на волшебной доске. И я стараюсь использовать её на разных уроках.

В своей практике применения интерактивной доски на уроках окружающего мира я использую различные методические приемы. Повторение с использованием эффекта анимации, кроссворд, соотнесение изображений и текста, расположение рисунков в нужной последовательности, вписывание пропущенных слов в тексте при закреплении материала, демонстрация задания на экране с раздачей учащимся печатных форм для ответов, самостоятельная работа учащихся (с использованием ширмы для проверки).

Использование программы Notebook расширяет возможности подготовки презентаций к урокам. Это приложение использую на уроках ознакомления с окружающим миром при изучении природных зон. Встроенная коллекция ландшафтов и фигурок животных помогает составлять на уроке при помощи ответов детей и личного участия панораму определённой природной зоны.

Используется доска на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления пройденного и проверки навыков и умений. С помощью данной техники можно организовать индивиду­альную, групповую работу, работу в парах, что способствует сплочению коллектива, укреплению межличностных отношений. Доска помогает организовать разные виды работы: интеллектуальные и творческие; способствует развитию мелкой моторики.

Приведу примеры включения в урок некоторых функций доски.

При проведении занятия по предмету «Окружающий мир» во 2 классе по теме: «Путешествие по родной стране» при работе над региональным компонентом с использованием интерактивной доски можно рекомендовать следующие методические приемы:

  • Рассказ учителя о Мурманске и об основных достопримечательностях сопровождается красочными иллюстрациями.
  • Найти и отметить маркером географические объекты: город Мурманск, Кольский залив, Баренцево море.
  • Соединить стрелкой термины и определения.
  • Выбрать правильный ответподчеркнуть свой выбор (можно организовать работу у доски и индивидуально на листах)
  • Выполнить работу в группах: собрать пазлы – разрезанные на части картинки достопримечательностей города, попросту «перетаскивать» картинки на нужное место. Выполнение этого действия всегда вызывает положительные эмоции и интерес детей. Эти фотографии ребята видели на доске, слушая рассказ учителя. Для закрепления материала учащимся предлагается соединить достопримечательностей города и их названия.

Новые имена и названия, усвоенные на уроке, закрепляются в ходе решения кроссворда. Вписыванием в текст пропущенных слов, проводится обобщение изученного.

Использование информационно-коммуникационных технологий на данном уроке способствует реализации главной цели: воспитания интереса к изучению истории своей малой родины, чувства патриотизма. При этом достигаются и учебные цели: знакомство с историческими фактами, развитие познавательной активности, совершенствование мыслительных операций обобщения, сопоставления. Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. Все задания направлены на реализацию конкретной дидактической цели в соответствии с выбранной темой урока.

Интерактивная доска помогает совершать увлекательные путешествия по стране знаний. Создание ситуации успеха, минимум утом­ляемости, повышение интереса к учебе – яркий показатель значимости интерактив­ного оборудования в школе. Появление чудо-техники заставляет все время находиться в творческом поиске, чем-то новым удивить детей. Конечно, пока много программного материала для урока приходится разрабатывать самой. Но всё это делает учебный процесс лёгким и интересным, позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс.

Приложение