Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок, педагогических средств, развития новых способов обучения, имеющих дело с индивидуализацией личности, творческой инициацией навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для преодоления возникающих проблем в профессиональной деятельности, самоопределении, повседневной жизни.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных способов учебной деятельности. [1]
Одной из важнейших задач, стоящих в наше время перед образованием, является овладение информационными технологиями для формирования общенаучных и общекультурных навыков работы с различными источниками и статистическими данными. При развивающихся формах и методах обучения, назревает необходимость более грамотной, усовершенствованной подготовки учащихся средних школ различного типа и профиля в информационно-аналитической сфере. Таким путём реализуется важнейшее требование современности – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля работы, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.
Реализация этой задачи невозможна без включения информационной компоненты в систему химического образования. Одним из направлений использования ИКТ в процессе обучения химии, является программная поддержка курса, заключающаяся в контроле и оценке знаний.
При разработке предлагаемого электронного пособия – «Химия. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с использованием контрольно-оценочной системы. (Подготовка к ЕГЭ)», преследовалась цель – создание программного продукта, отвечающего требованиям современного образования, для подготовки учащихся выпускных классов к итоговой аттестации, Единому государственному экзамену по химии. [2]
В ходе работы над проектом, решались следующие задачи:
– использовать интерактивные возможности
системы контроля, обеспечивающие диагностику
ошибок и оценку результатов;
– осуществлять самоконтроль и самокоррекцию
для достижения определённых критериев уровня
обученности;
– отрабатывать навыки на этапах изучения и
закрепления темы, в процессе самоподготовки
школьников;
– формировать культуру учебной деятельности
обучаемого и обучающегося.
Представленный материал рассматривает один из новых подходов к восприятию химии посредством авторского программного продукта, позволяющего осуществлять интеллектуальный тренинг и контроль за ходом получения знаний, формирования умений, навыков.
На современном этапе всё чаще возникает проблема разностороннего и оригинального способа подачи информации. Данный проект предназначен для внедрения инновационной ступени в систему химического образования, предусматривающую использование информационных технологий для получения оптимального результата в усвоении и закреплении изученного. Представленное программное обеспечение позволяет привести ученика к дополнительным способам получения необходимых сведений, более глубокому знанию предмета и повышению уровня подготовки.
Особенностью данного пособия является интегрированный подход к его написанию, основанный, прежде всего, на взаимосвязи химии с другими естественнонаучными дисциплинами, что позволяет глубже понять природу химических законов и явлений.
В данной работе произведён синтез внутренней и внешней дифференциации, что ведёт к более полной реализации интеллектуальных способностей учащихся с учётом их индивидуальных возможностей.
Представленный проект включает в себя следующие разработки:
– информационно-обучающая программа «Химия.
Учебно-тренировочные тематические тестовые
задания с использованием контрольно-оценочной
системы. (Подготовка к ЕГЭ)» (Приложение
2);
– методические рекомендации учителю,
большинство которых вошло в предлагаемую статью;
– иллюстрированное руководство пользователя
программой (Приложение 1).
С целью более глубокого понимания смыла специализированных терминов используемых в работе, автором создан понятийный минимум (Приложение 3).
Программа разработана на основе языка объектно-ориентированного программирования Delphi v6, совместим со всеми операционными системами Microsoft Windows. [3]
Логическая структура предлагаемого информационного продукта представлена следующим описанием.
Программный проект базируется на тестовой основе и состоит из двух основных (1,2) и одной вспомогательной (3) частей:
1. Тренировочная часть – способствует закреплению учебного материала и совершенствованию знаний. Включает в себя 31 тематический раздел, каждый из которых, в свою очередь, объединяет 10 вопросов, уровень сложности которых возрастает от первого к последнему по принципу дифференциационной спирали, представленной на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура дифференциационной спирали тренировочной части
2. Контрольная часть – позволяет провести самостоятельную оценку уровня знаний по пятибалльной системе, и состоит из вопросов трёх категорий уровней сложности: начальной, средней, максимальной, включающих 10 (десять), 12 (двенадцать) и 13 (тринадцать) заданий соответственно, схема дифференциации которых представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Структура дифференциационной спирали контрольной части
3. Ознакомительная часть – помогает понять принципы работы программы, является логической структурой данного проекта и несёт информационно-познавательный аспект.
Предлагаемое пособие автономно и универсально, не имеет аналогов. Оно адресовано учителям химии, работающими с детьми с различными психо-физиологическими особенностями, по программам, рекомендованным МО РФ и по следующим комплектам учебников для общеобразовательных школ:
– Габриелян О. С. И др., «Химия 8-11»;
– Ахметов Н. С., «Химия 8-11»;
– Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г., «Химия 8-11».
Информация данного электронного носителя также может быть использована выпускниками и абитуриентами для самостоятельной подготовки к экзаменам, ЕГЭ; преподавателями и методистами, осуществляющими контроль ЗУН.
Проект обобщает опыт работы по подготовке и проведению итоговой аттестации за 2005-2010 годы. Он разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом к уровню знаний, умений по химии, представляет собой систему материалов, охватывающую все важнейшие темы, как базового уровня, так и углубленного школьного курса химии, включает в себя тренировочные тесты для систематизации и обобщения изученного.
В настоящее время информационно-обучающая программа полностью готова к трансляции и апробирована в ряде общеобразовательных учреждений г. Новокузнецка и Новокузнецкого района.
Список литературы:
1. Савин Г.А. Тесты по химии для 8-11 классов /
Г. А. Савин. – Волгоград: Учитель, 2006. – 54 с.
2. Каверина А.А. Учебно-тренировочные
материалы для подготовки к единому
государственному экзамену. Химия / А. А. Каверина,
Д. Ю. Добротин, А. А. Журин. – М. : Интеллект-Центр,
2007. – 144 с.
3. Боровский А. Программирование в Delphi [Текст]
/ А. Боровский. – СПб.: BHV – Санкт-Петербург, – 2005.
– 680 с.