В 2008 г. начался эксперимент по введению новой формы экзаменационной работы по физике для государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников 9-го класса. Одним из заданий экзаменационной работы по физике в 9 и 11 классах - задания с выбором ответа базового уровня сложности на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Эти задания проверяют усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, знания из истории физических открытий, а также знания принципа работы физических приборов и устройств. Типы заданий на соответствие опубликованы в газете «Физика» № 1 за 2009 г. с. 6.
Каковы же основные проблемы подготовки обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ? Одной из причин является то, что учащиеся, поступающие в МВСОУ ОСОШ №1, имеют не высокий уровень общеучебных умений и навыков, низкую базу знаний физических законов и явлений. На это накладывается сформированное в школе негативное отношение к самому предмету («не понимал», «не умею решать задачи», «не нужен для профессии» и т. п.). Как изменить отношение учащихся к предмету? Как создать ситуацию успеха на уроке со слабоуспевающими учащимися? Как контролировать результаты учебной деятельности, позволяющие определить уровень достижений каждого учащегося? Опыт многолетней работы в школе позволяет мне сделать следующий вывод: одним из современных видов контроля знаний и умений, а также развития умственных способностей учеников являются тесты. Всё шире тесты используются и на уроках физики.
В 2009 мною были составлены тесты с заданиями на установление соответствия для семиклассников, обучающихся по программе Физика 7-9 классы. Авторы программы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин.
Темы тестов:
Тест 7-1. Механическое движение тел (§1-§16).
Тест 7-2. Взаимодействие тел (§17-§32).
Тест 7-3. Давление тел, жидкостей и газов (§33-§47).
Тест 7-4. Плавание тел (§48-§52).
Тест 7-5. Работа и мощность. Энергия (§53-§64).
Составленные тесты применяю на различных этапах урока
1. Текущем контроля в 7 классе,
2. Для индивидуальной работы,
3. Для работы со слабоуспевающими учащимися,
4. В конце года на уроках повторения в 7,9 и 11
классах,
5. Отдельные задания в итоговой к. р. за 9, 11 класс.
Опыт использования тестов с заданиями на установления соответствия показывает эффективность их использования при повторении особенно в 11 классе. Например, учащимся 11 класса предлагается выполнить за урок один – два теста с заданиями на установления соответствия по 7 классу. В ходе проверки теста выясняется, что учащиеся затрудняются ответить на вопросы курса: простые механизмы, условия равновесия рычага, момент силы. На следующем уроке эти вопросы были повторены. После повторения тест был успешно выполнен.
Тесты с заданиями на соответствие по курсу физики можно использовать до и после повторения. Анализ выполнения таких тестов в первом случае помогает учителю выявить плохо усвоенные или забытые учащимися вопросы и обратить на них особое внимание при повторении материала. Во втором случае будет получена информация об успешности проведённого повторения.
Учащиеся 7 класса с удовольствием выполняют тесты. Если учащийся желает повысить свою отметку за четверть, он сначала пишет тест по соответствующей теме, потом контрольную работу. На предшествующем тестам уроке задаю на дом задание на повторение теоретического материала.
Критерий оценки задания на соответствие от 0 до 2 баллов. В предложенных тестах одно задание содержит четыре пункта. Правильно выполненный пункт задания оценивается в 0,5 балла. В каждом тесте 6 заданий. Максимальное число баллов за тест – 12. Система критериев и оценок приведена в таблице.
Система критериев и оценок. |
||
Процент |
Балл |
Оценка |
100 |
12 |
5 |
83-90 |
10-11 |
4 |
50-77 |
6-9 |
3 |
< 50 |
< 6 |
2 |
В Приложении 1 я привожу составленные мной тесты по 7 классу, вариант – 1 и ответы к ним.