Актуальную и социальную значимость имеет проведение спортивных досугов в нашем дошкольном образовательном учреждении №96 «Северяночка» г. Мурманска. Инновационность методики проведения досугов заключается в рациональном подборе и использовании здоровьесберегающих технологий. Это даёт возможность повысить качество организации физического воспитания и укрепить здоровье детей.
Основные цели:
- Формирование у детей потребности быть здоровым, используя средства физического воспитания и оздоровления.
- Формирование устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом.
- Создание разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы с семьёй.
Для способствования формирования интереса к физическим упражнениям, использую разнообразные методы и приемы соответственно возрастных особенностей детей: игровой, наглядный, практический, словесный, сюжетный, имитационный.
Для более полноценного развития физических качеств воспитанников применяю элементы спортивных упражнений, дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики, релаксационных, элементарного самомассажа, босохождение по профилактической дорожке и многое другое.
Для развития у детей способности к творческому решению задач в упражнениях и подвижных играх использую вопросы, карточки, схемы, способствующие созданию игровых образов, новых правил, разных движений (танцевальных, ритмических и др.), обыгрывание предметов и пособий.
Инновационность методики проведения физкультурных досугов позволяют достигнуть полной раскрепощённости детей, проявления их самостоятельности, фантазии, творчества в выборе движений, в ощущении мышечной радости. Я вижу положительные результаты своей работы и всего нашего педагогического коллектива. Регулярное проведение физкультурно-оздоровительных досугов (в том числе и с родителями) показало, что у детей, включенных в данный процесс, не только снижается заболеваемость и улучшаются показатели физической подготовленности, но и актуализируется игровая мотивация, они повышают свою познавательную активность. Полученные на физкультурных занятиях навыки разнообразных форм творческой двигательной активности претворяются в повседневной жизни детей. Они учатся самостоятельно использовать карточки, модели, схемы, атрибуты для подвижных игр и другой двигательной деятельности. Детям очень интересно и легко на физкультурных занятиях, поэтому я постараюсь создавать новые программы досугов и праздников, дарящих детям радость и здоровье. План проведения спортивных мероприятий в Приложении 3.
Данный опыт работы разработан на основании универсальной комплексной программы «Детство» /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович. А также с использованием парциальных программ: «Детский сад – дом радости»Н. М. Крылова, В. Т. Иванова; «Здоровье» В.Г. Алямовской. Данные этих программ помогают: а) глубже понять психофизические возможности детей; б) создать условия, в которых эти возможности раскрываются в движении полностью; в) содействовать физическому развитию детей, педагогов и родителей через умелую организацию спортивной деятельности в ДОУ и семье. Адаптированная программа «Оздоровительно-досуговая деятельность в ДОУ» рецензирована специалистами по УМР МОИПКРО и К г. Мурманска.
Каждое занятие я как праздник жду,
В каждого дошкольника душу всю вложу!
Применяю навыки, умения и знания,
А чтоб были здоровей – приложу старания!
Сценарий физкультурного досуга для средней группы «Малыши в гостях у Лунтика»
(Описание игр в Приложении 1)
Действующие лица [1]:
Лунтик – инструктор;
Пупсень и Вупсень – воспитатели или
родители детей;
Мила и Пчелёнок – дети старшей группы.
В спортзале заранее приготовлена полоса препятствий. Их встречает Лунтик.
Лунтик: Здравствуйте, ребята!
Проходите, пожалуйста, ко мне в гости! (дети
заходят и строятся вдоль стены в шеренгу).
Лунтик: Как я рад, что вы пришли в гости
ко мне! Давайте, поприветствуем, друг друга! (ребята
хлопают в ладоши перед собой, по щёчкам, над
головой, за спиной, по коленям). А покажите,
какие вы большие стали с прошлого занятия (дети
тянутся вверх). Ух-ты! Такие большие, что готовы
познакомиться с остальными моими друзьями и
сходить к ним в гости?
Дети: Да!
Лунтик: А вы помните, как их зовут? (дети
перечисляют: Кузя, Пчелёнок, Мила, гусеницы
Пупсень и Вупсень, рассказывают, кто ведёт себя
хорошо, а кто плохо).
Лунтик: Молодцы! Тогда вперёд
знакомиться с друзьями. Сначала нам надо
преодолеть препятствия на пути (пройти по
неизвестным следам, переступить через кочки,
пройти по самому узкому мостику приставным
шагом, проползти под тоннелями, и попрыгать по
островкам). Отправляемся в путь.
Включается музыка. Дети проходят полосу
препятствий 2-3 раза. На последнем кругу они
встречают гусениц. Пупсень сидит на батуте и ест
траву, а Вупсень спит.
Пупсень: Вупсень, вот бы нам
олимпийскими чемпионами стать! Представляешь,
обвесили бы нас медалями вместо этих
«слюнявчиков». Эх! Надо бы ещё подкрепиться, чтоб
сильнее стать и всех победить! (достаёт из
корзины что-то съедобное и ест).
Вупсень (переворачивается на другой
бок): Ничего ты не понимаешь! Не есть надо
больше, а спать! Перестань жевать, а то лопнешь!
Вон лучше ложись и сил набирайся во сне.
Лунтик и ребята: Здравствуйте, Пупсень и
Вупсень!
Гусеницы (вместе): «Здрасьте!» А это
что ещё за малышня? Тоже с Луны свалились? Небось,
всю траву съедят и нам не оставят.
Лунтик: Пупсень и Вупсень, это ребята
средней группы детского сада «Северяночка», и
они пришли сюда познакомиться со всеми моими
друзьями. Хотите с нами поиграть?
Пупсень: Не мешайте нам – мы готовимся к
Олимпиаде 2014г. в городе Сочи – нам нужно хорошо
есть и спать!
Лунтик: А разве так становятся
спортсменами? Давайте у ребят спросим. (Ребята
рассказывают, что надо каждый день делать
зарядку и т.д.).
Гусеницы: Ну, ладно, уговорили. Только мы
играть не умеем. Покажите нам, как надо? (встают
и следуют за детьми).
Дети: Да! У нас самая лучшая физкультура,
поэтому мы здоровые и сильные.
Под музыку залетает божья коровка Мила.
Мила: Здравствуйте, ребята! Меня
зовут Мила. Я слышала, что вы говорили про
физкультуру? Я тоже люблю заниматься спортом. Я
умею вот так! (она делает колесо, шпагат, мостик)
и ещё мне нравится степ-аэробика!
Лунтик: Мы не слышали об этом. Расскажи,
нам интересно, правда, ребята?
Мила: Степ-аэробика-это
спортивно-танцевальные упражнения на
специальных платформах под музыку. Развивает
выносливость, силу мышц, чувство ритма и
хорошую осанку.
Пупсень: Нам некогда заниматься стопом.
Вупсень: Не стопом, а степом. А мне
хочется научиться. Мила, покажи нам и детишкам,
пожалуйста.
Мила: С удовольствием! Только у вас
степов нет, а вот островки детишки очень любят. Мы
на них и позанимаемся.
Мила проводит «степ-аэробику» на
островках под любую ритмичную музыку (движения
разучиваются на предварительных занятиях).
Пупсень: Ничего себе «нагрузочка»! Надо
поесть и поспать после таких «танцулек»!
Мила: Есть после тренировки можно
только лёгкие продукты, например яблоки, или пить
сок, а наедаться до отвала очень вредно!
Лунтик: Спасибо, Мила за интересное
задание. Ребята, вам понравилось? Ребята
отвечают.
Мила: Ну, мне пора! До свидания, друзья!
Мила улетает, вбегает Пчелёнок с мячиком и
ударяет его о пол.
Пчелёнок: Привет, ребята! Чего вы
тут все собрались?
Лунтик: Мы с друзьями играем.
Пупсень и Вупсень: А мы готовимся к
Олимпиаде.
Пчелёнок: А я с баскетбольной секции
иду, смотрите, как я научился (забрасывает в
корзину мяч). Хотите и вас научу.
Все: Хотим!
Пчелёнок: Тогда берите все по мячику, и
стройтесь в шеренгу (все выполняют его
распоряжение).У нас на секции показывают
карточки вот такие (показывает). Как тут
изображено, так мы и бросаем мячик. Например, вот
эта карточка обозначает, что мяч нужно бросать
двумя руками сверху, а вот эта (показывает
другую карточку) – двумя руками от груди. А эта
(показывает следующую карточку) – попади в
баскетбольную корзину на расстоянии любым
способом. Ну что, готовы?
Игра «Баскетбол» (Пчелёнок
показывает карточки, дети выполняют). На
последнем задании помогают гусеницы. Они
проносят корзины, а дети по одному попадают в неё
мячом. После окончания дети садятся на скамейку.
Пчелёнок: Ребята, приятно было с вами
познакомиться, но мне надо торопиться – много
дел накопилось. До встречи, друзья! (уходит).
Вупсень: Мне так понравилось! Теперь я
хочу знаменитым баскетболистом стать!
Пупсень: А я буду аэробикой заниматься,
и у меня появится одна талия, а не пять!
Лунтик: А мне дедушка Шер рассказывал,
что есть много видов спорта – зимних и летних, и
подарил мне вот такие картинки. (Лунтик
показывает картинки, а дети называют виды
спорта).
Лунтик: Ребята, а вы хотите поиграть в
очень интересную игру на внимание. Называется игра
«Огонь-воздух – вода-земля». Чтобы вам
было интереснее играть, мы с вами превратимся
в разных зверюшек: цыплят, лягушат, мышат, котят.
Для этого мы оденем каждому шапочки на голову. По
сигналу (свистку) вы должны подбежать к нашему
табло и посмотреть на него – здесь вы увидите
зашифрованное задание. Вода – нужно лечь на
живот и грести руками и ногами; огонь –
сесть на скамейку и поднять ноги; воздух –
подбежать к подвешенным шарикам и правильно дуть
на них; земля – лечь на спину и лежать с
закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза.
Пупсень: Ничего себе, какая умная игра.
Мы в такую никогда не играли.
Вупсень: Спасибо ребята, что научили нас
играть. Теперь мы точно знаем, как нужно
готовиться к Олимпиаде. Можно мы к вам ещё придем
и с вами поиграем?
Дети: Да!
Лунтик: А сейчас превращайтесь снова в
ребят, а я вам покажу пальчиковую
гимнастику «Гномик и здоровье». Все дети
выполняют задание с речевым сопровождением.
Лунтик: Пупсень и Вупсень, нам пора с
ребятами возвращаться в детский сад. Мы пойдём по
короткой дорожке. Желаем вам успехов на
олимпийских играх! До встречи!
Гусеницам в подарок дети дарят обруч, мяч и ещё
что-нибудь из спортивного инвентаря. Они уходят.
А ребята проходят по массажной ребристой дорожке
2-3 раза (предварительно снимают спортивную
обувь и носки).
Лунтик: Ребята, на сегодня закончилось
наше путешествие. Вам понравилось в гостях у моих
друзей? (проводит заключительную беседу).
Дети строятся в шеренгу и строем выходят из зала.
Сценарий спортивного праздника «Именины – праздник чудесный!» для подготовительной группы
(Описание игр и эстафет в Приложении 2)
Действующие лица [2]:
Ведущий – воспитатель;
Ириска – инструктор;
Пират Джо и Весна – воспитатели;
девочки с танцевальным номером,
ковбои, тигрёнок, зимние месяцы – дети старшей
группы.
ХОД ПРАЗДНИКА
В зале сидят родители на скамейках. В руках у них флажки, шары, султанчики и дудки – это болельщики. Под весёлую музыку входят дети и строятся. За ними вбегает Ириска с цветами и «подарками», напевает песенку про день рождение. Потом останавливается и радостно говорит:
Ириска: Добрый день, детишки! Здравствуйте, родители! Давайте знакомиться! Меня зовут не Ритка, не Светка, не Лариска, а весело – И-ри-ска! А вас как зовут? (Дети хором кричат своё имя). Сегодня праздник детства! Все именинники стоят и как-то на меня глядят… А-а!! (догадывается, что нужно их поздравить и начинает вручать подарки кому-нибудь из гостей, затем понимает, что не всех поздравила – забирает подарки и дарит их другим гостям).
Ириска: Ну, я так не играю! У меня
один подарок, а вас у-у-у, так много!!! И вообще
разве так бывает, что именины у всех у вас
справляем?
Ведущий: Именно так и есть. Сегодня
именины у всех нас. Но только не торопись, давай
по порядку и тебе все будет понятно.
Ириска: Кажется, я всё поняла! Нужно
поздравлять всех сразу! Итак, вас всех хотят
поздравить наши «Попрыгунчики». Встречайте! (заходят
девочки, аплодисменты).
Девочка: Мы весёлые девчата – очень
любим танцевать! И поэтому, ребята, просим всех
нас поддержать! (исполняется танец с обручами,
мячами и ленточками). Девочки кланяются и
уходят.
Ириска: Ой, как здорово они танцевали!
Вам понравилось? Я очень люблю праздники, веселый
смех, задорную музыку и много детских улыбок и
поддержку родителей. Уважаемые папы, мамы,
дедушки и бабушки, нам нужна ваша помощь – вы
должны поддерживать всех ребят: у вас в руках
есть для этого атрибуты. После каждой игры или
эстафеты ребята будут ждать ваших бурных
аплодисментов. По поддержке будет понятно, какая
команда справилась быстрее.
– А теперь я всех детишек буду
поздравлять по-порядку? Для этого мы с вами
проведём небольшую разминку. Становитесь в круг.
Проводится разминка в кругу
«Выполни правильно» (с флажками).
После разминки Ириска говорит: – У
каждого ребёнка есть свой день рождения. А дни
рождения бывают у всех в разное время года! Когда?
(дети отвечают: осенью, зимой, летом и весной). Тогда
мы устроим перекличку. Я буду называть время
года, а те, у кого день рождения в это время – тот
будет откликаться так: зима – «ау!», весна –
«ух-ты!», лето – «ура!», осень – «эге-гей!»
Проводится игра, и дети замечают, что нет осенних
детей. Они громко зовут их «эге-гей».
Звучит музыка. В зал вбегает пират и тянет
осенних детей, которые связаны между собой
верёвкой.
Пират: Ненавижу я хорошие дела, а люблю
творить коварные «делишки»!
Ириска: Пират Джо, у нас сегодня
праздник. Мы поздравляем с именинами всех наших
детей. А ты что натворил? Что же мы останемся
без осенних именинников? (пират привязывает
похищенных детей к гимнастической лесенке.
Остальные дети отходят в сторону и
присаживаются).
Пират: Я не знаю такого праздника –
именины. Я никогда такого не праздновал!
Ириска: Именины – это подарков и самые
дорогие гости. Это смех, игры, соревнования.
Пират: Ну и что? Не будет у вас именин, и
детей я не отпущу.
Ириска: А хочешь, мы тебе подарим
боксёрскую грушу?
Пират: Не хочу. И детей не отпущу.
Ириска: А хочешь, мы угостим тебя самым
вкусным тортом?
Пират: Не хочу. И детей не отпущу.
Ириска: А может быть, ты хочешь
космический корабль?
Пират: Не хочу. И детей не отпущу.
Ириска: Чего же ты хочешь?..
Под ковбойскую музыку входит один ковбой. Затем обнаруживает пирата и зовёт всех остальных на помощь. Под музыку они окружают его – берутся за руки и топают ногами – не выпускают.
Главный из ковбоев: Мы – ковбои
удалые, хоть и очень молодые! Ты, пират, постой –
не обижай народ простой! Вот тебе волшебный мяч:
сверху сядешь – сразу вскачь! Крепче за него
держись, да смотри уж не свались!.. (вручают
фитбол пирату).
Пират: Я всё понял! Вот этого я и хотел!
Просто поиграть с вами. Повеселиться и
посмеяться. Ведь мне никогда и никто не отмечал
день рождения.
Ириска: Ребята, простим Пирата?
Дети: Да! (встают и принимают осенних
детей к себе, ковбои помогают детям избавиться от
цепей).
Пират: Мы поздравляем осенних ребят с
днем рождения и дарим им ковбойский танец на
хоп-мячах (ковбои танцуют, затем прощаются и
уходят).
Пират: Разрешите и мне поиграть с
детьми!
Эстафета на «хоп-мячах» (проводит
Пират Джо).
Проводится игра «Перетягивание каната»
(мальчики с папами, девочки с мамами).
Пират: Как интересно с вами, я вспомнил
своё детство! Я обещаю, что стану добрее! Мне пора
на свой корабль. Надеюсь, мы с вами ещё
встретимся. До свидания! (пират уходит).
Звучит зимняя песня. Появляются три ребёнка,
одетые в костюмы Декабря, Января, Февраля.
Ириска: Ребята, к нам в гости
заглянули зимние месяцы поздравить ребят,
которые родились зимой. А кто из них какой, я не
знаю. Давайте вместе это узнаем! (зимние месяцы
по очереди загадывают загадки про себя, дети
стараются угадать).
Эстафета «Прокатимся на санях».
Эстафета « Бег в одном валенке».
Ириска: Ребята зимним месяцам пора
уходить. Они к нам придут теперь на следующий год (месяцы
уходят). Ой, слышите, поёт красавица Весна.
Входит Весна с корзиной цветов, танцует. Дети
заранее строятся в шеренгу, держатся за руки.
Весна берёт первого ребёнка за руку и ведёт их по
кругу. Образуют круг. Все дети выполняют
танцевальные движения под любую весеннюю песню.
В конце танца Весна разбрасывает по полу цветы.
Весна: День рожденья – день чудесный!
Мы встречаем его с песней!
Солнце ярко припечёт! Мама каравай спечёт!
Каравайчик не простой, с позолотой и свечой!
С праздником рожденья – с праздником варенья!
Выходят именинники. Для них задание – собрать те цветы, которые разбросала весна по полу, и собрать в своё ведро или корзину.
Конкурс «Собери цветок» (для
всех). Участвуют все именинники сразу.
Весна помогает в проведении этих конкурсов.
Ириска: Какие молодцы, ребята! С любым
заданием справляются. А давайте на прощание
Весне прочтем стихи о ней? (стихи читают
весенние дети. Весна благодарит детей, уходит).
Ириска: Я хочу поздравить с именинами
ребятишек, родившихся летом. Ребята скажите,
пожалуйста, на чём вы больше всего любите
кататься летом? (На самокатах).
Эстафета «на самокатах»
Ириска: А теперь задание для всех – и
для ребят и для гостей! Называется задание:
«Тебе желаю!» (гостям дают блокнот и ручку
и пускают по кругу – необходимо написать
пожелание в двух словах своему ребёнку и другим
детям. Дети в это время располагаются по кругу на
полу. Им раздаются фантики из-под конфет и
грецкие орехи (по 2 на каждого) – необходимо
аккуратно завернуть орех в фантик. Затем всё это
кладётся в мешок, и пока будет проводиться
следующая игра, поменять на другой, в котором –
настоящие сладкие сюрпризы и длинный плакат с
хорошей пословицей про детей или день рождения).
Загадки-обманки для детей (дети
садятся по кругу и отгадывают загадки).
После этого дети «колдуют над фантиками»,
которые складывали в мешок, и «превращают» их
в сладкие сюрпризы. Ириска заглядывает в
мешок и достаёт шарик – в виде «божьей коровки».
Ириска: Ребята посмотрите, как летние
именинники постарались! Божья коровка – живёт
только летом. Что она нам принесла?
(Заглядывает ещё в мешок и достаёт конфеты-божьи
коровки). Вот это сюрприз! Получше мы его
рассмотрим позже, а сейчас посмотрим, во что
превратились пожелания наших гостей (Ириска
достаёт плакат идёт к родителям они его
разворачивают а дети взявшись за руки читают:
«Это просто наслаждение – быть с друзьями в
день рождения!»). Какие молодцы наши родители!
Ириска: Я тоже хочу показать вам фокус.
Ребята кто знает, какой год наступил? (тигра).
Правильно. Я сейчас попробую его оживить. Вы мне
поможете? (кладёт игрушку в волшебный мешок) и
предлагает ребятам дружно сказать: «Раз, два,
три – тигр оживи!»
Тут забегает ребёнок, переодетый в тигра.
Тигр:
Здравствуйте, ребята!
Я тигрёнок полосатый!
Пусть в тигриный новый год непременно повезёт!
А чтоб целый год плясать – я готов потанцевать!
Ириска: Всех именинников и наших
гостей приглашаем на зажигательный танец (танец
на выбор инструктора, построение врассыпную,
дети и родители повторяют за Ириской и
тигрёнком).
Ириска: Ребята, а сейчас получите
сюрпризы! Поздравляем вас всех с Днём именин! (детям
на руку надеваются заранее приготовленные
сюрпризы-браслеты в виде конфет – «божьих
коровок»).
Дети идут по кругу, машут на прощание рукой и
выходят из зала.
Используемый материал:
- Шмидт Д., автор-художник персонажей одноимённого анимационного фильма «Лунтик». С-Пб., 2005-2010.
- Перечисленные персонажи (Ириска, Пират Джо, Ковбои и др.) неоднократно используются в мультипликационных фильмах, народных сказках, детских телепередачах.Детский ансамбль «Барбарики», песня «Доброта», 2008.
- Вохринцева С. Дидактический материал с иллюстрированными картинками (познавательная информация о летних и зимних видах спорта, задания, головоломки).
- Галанов А.С. «Развивающие и оздоровительные игры для малышей». С-Пб., 2000.
- Громова О.Е. «Спортивные игры для детей». М., 2002.
- Агеева И.Д. «500 загадок-обманок для детей». М., 2008.