Оздоровительно-досуговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальную и социальную значимость имеет проведение спортивных досугов  в нашем дошкольном образовательном учреждении №96 «Северяночка» г. Мурманска. Инновационность методики проведения досугов заключается в рациональном подборе и использовании здоровьесберегающих технологий. Это даёт возможность повысить качество организации физического воспитания и  укрепить здоровье детей.

Основные цели:

  • Формирование у детей потребности быть здоровым, используя средства физического воспитания и оздоровления.
  • Формирование устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом.
  • Создание разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы с семьёй. 

Для способствования формирования интереса к физическим упражнениям, использую разнообразные методы и приемы соответственно возрастных особенностей детей: игровой, наглядный, практический, словесный, сюжетный, имитационный.

Для более полноценного развития физических качеств воспитанников применяю элементы спортивных упражнений, дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики, релаксационных, элементарного самомассажа, босохождение по профилактической дорожке и многое другое.

Для развития у детей способности к творческому решению задач в упражнениях и подвижных играх использую вопросы, карточки, схемы, способствующие созданию игровых образов, новых правил, разных движений (танцевальных, ритмических и др.), обыгрывание предметов и пособий.

Инновационность методики проведения физкультурных досугов позволяют достигнуть полной раскрепощённости детей, проявления их самостоятельности, фантазии, творчества в выборе движений, в ощущении мышечной радости. Я вижу положительные результаты своей работы и всего нашего педагогического коллектива. Регулярное проведение физкультурно-оздоровительных досугов (в том числе и с родителями) показало, что у детей, включенных в данный процесс, не только снижается заболеваемость и улучшаются показатели физической подготовленности, но и актуализируется игровая мотивация, они повышают свою познавательную активность. Полученные на физкультурных занятиях навыки разнообразных форм творческой двигательной активности претворяются в повседневной жизни детей. Они учатся самостоятельно использовать карточки, модели, схемы, атрибуты для подвижных игр и другой двигательной деятельности.  Детям очень интересно и легко на физкультурных занятиях, поэтому я постараюсь создавать новые программы досугов и праздников, дарящих детям радость и здоровье. План проведения спортивных мероприятий в Приложении 3.

Данный опыт работы разработан на основании универсальной комплексной  программы «Детство» /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович. А также с использованием парциальных программ:   «Детский сад – дом радости»Н. М. Крылова, В. Т. Иванова;  «Здоровье» В.Г. Алямовской.  Данные этих программ помогают: а) глубже понять психофизические возможно­сти детей;  б)  создать условия, в которых эти возможности раскры­ваются в движении полностью; в) содействовать физическому развитию детей, педагогов и родителей через умелую организацию спортивной деятельности в ДОУ и семье. Адаптированная программа «Оздоровительно-досуговая деятельность в ДОУ» рецензирована специалистами по УМР МОИПКРО и К г. Мурманска.

Каждое занятие я  как праздник жду,
В каждого дошкольника душу всю вложу!
Применяю навыки, умения и знания,
А чтоб были здоровей – приложу старания!

Сценарий физкультурного  досуга для средней группы «Малыши в гостях у Лунтика»

(Описание игр в Приложении 1)

Действующие лица [1]:

Лунтик – инструктор;
Пупсень и Вупсень – воспитатели или родители детей;
Мила и Пчелёнок – дети старшей группы.

В спортзале заранее приготовлена полоса препятствий. Их встречает Лунтик.

Лунтик: Здравствуйте, ребята! Проходите, пожалуйста,  ко мне в гости! (дети заходят и строятся вдоль стены в шеренгу).
Лунтик: Как я рад, что вы пришли в гости ко мне! Давайте, поприветствуем, друг друга! (ребята хлопают в ладоши перед собой, по щёчкам, над головой, за спиной, по коленям). А покажите, какие вы большие стали с прошлого занятия (дети тянутся вверх). Ух-ты! Такие большие, что готовы познакомиться с остальными моими друзьями и сходить к ним в гости?
Дети: Да!
Лунтик: А вы помните, как их зовут? (дети перечисляют: Кузя, Пчелёнок, Мила, гусеницы Пупсень и Вупсень, рассказывают, кто ведёт себя хорошо, а кто плохо).
Лунтик: Молодцы! Тогда вперёд знакомиться с друзьями. Сначала нам надо преодолеть препятствия на пути (пройти по неизвестным следам, переступить через кочки, пройти по самому узкому мостику приставным шагом, проползти под тоннелями, и попрыгать по островкам). Отправляемся в путь.
Включается музыка. Дети проходят полосу препятствий 2-3 раза. На последнем кругу они встречают гусениц. Пупсень сидит на батуте и ест траву, а Вупсень спит.
Пупсень: Вупсень, вот бы нам олимпийскими чемпионами стать! Представляешь, обвесили бы нас медалями вместо этих «слюнявчиков». Эх! Надо бы ещё подкрепиться, чтоб сильнее стать и всех победить! (достаёт из корзины что-то съедобное и ест).
Вупсень (переворачивается на другой бок): Ничего ты не понимаешь! Не есть надо больше, а спать! Перестань жевать, а то лопнешь! Вон лучше ложись и сил набирайся во сне.
Лунтик и ребята: Здравствуйте, Пупсень и Вупсень!
Гусеницы (вместе): «Здрасьте!» А это что ещё за малышня? Тоже с Луны свалились? Небось, всю траву съедят и нам не оставят.
Лунтик: Пупсень и Вупсень, это ребята средней группы детского сада «Северяночка», и они пришли сюда познакомиться со всеми моими друзьями. Хотите с нами поиграть?
Пупсень: Не мешайте нам – мы готовимся к Олимпиаде 2014г. в городе Сочи – нам нужно хорошо есть и спать!
Лунтик: А разве так становятся спортсменами? Давайте у ребят спросим. (Ребята рассказывают, что надо каждый день делать зарядку и т.д.).
Гусеницы: Ну, ладно, уговорили. Только мы играть не умеем. Покажите нам, как надо? (встают и следуют за детьми).
Дети: Да! У нас самая лучшая физкультура, поэтому мы здоровые и сильные.
Под музыку залетает божья коровка Мила.
Мила: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мила. Я слышала, что вы говорили про физкультуру? Я тоже люблю заниматься спортом. Я умею вот так! (она делает колесо, шпагат, мостик) и ещё мне нравится степ-аэробика!
Лунтик: Мы не слышали об этом. Расскажи, нам интересно, правда, ребята?
Мила: Степ-аэробика-это спортивно-танцевальные упражнения на специальных платформах под музыку. Развивает выносливость, силу мышц, чувство ритма  и хорошую осанку.
Пупсень: Нам некогда заниматься стопом.
Вупсень: Не стопом, а степом. А мне хочется научиться. Мила, покажи нам и детишкам, пожалуйста.
Мила: С удовольствием! Только у вас степов нет, а вот островки детишки очень любят. Мы на них и позанимаемся.
Мила проводит «степ-аэробику» на островках под любую ритмичную музыку (движения разучиваются на предварительных занятиях).
Пупсень: Ничего себе «нагрузочка»! Надо поесть и поспать после таких «танцулек»!
Мила: Есть после тренировки можно только лёгкие продукты, например яблоки, или пить сок, а наедаться до отвала очень вредно!
Лунтик: Спасибо, Мила за интересное задание. Ребята, вам понравилось? Ребята отвечают.
Мила: Ну, мне пора! До свидания, друзья!
Мила улетает, вбегает Пчелёнок с мячиком и ударяет его о пол.
Пчелёнок:  Привет, ребята! Чего вы тут все собрались?
Лунтик: Мы с друзьями играем.
Пупсень и Вупсень: А мы готовимся к Олимпиаде.
Пчелёнок: А я с баскетбольной секции иду, смотрите, как я научился (забрасывает в корзину мяч). Хотите и вас научу.
Все: Хотим!
Пчелёнок: Тогда берите все по мячику, и стройтесь в шеренгу (все выполняют его распоряжение).У нас на секции показывают карточки вот такие (показывает). Как тут изображено, так мы и бросаем мячик. Например, вот эта карточка обозначает, что мяч нужно бросать двумя руками сверху, а вот эта  (показывает другую карточку) – двумя руками от груди. А эта (показывает следующую карточку) – попади в баскетбольную корзину на расстоянии любым способом. Ну что, готовы?
Игра «Баскетбол» (Пчелёнок показывает карточки, дети выполняют). На последнем задании помогают гусеницы. Они проносят корзины, а дети по одному попадают в неё мячом. После окончания дети садятся на скамейку.
Пчелёнок: Ребята,  приятно было с вами познакомиться, но мне надо торопиться – много дел накопилось. До встречи, друзья! (уходит).
Вупсень: Мне так понравилось! Теперь я хочу знаменитым баскетболистом стать!
Пупсень: А я буду аэробикой заниматься, и у меня появится одна талия, а не пять!
Лунтик: А мне дедушка Шер рассказывал, что есть много видов спорта – зимних и летних, и подарил мне вот такие картинки. (Лунтик показывает картинки, а дети называют виды спорта).
Лунтик: Ребята, а вы хотите поиграть в очень интересную игру на внимание. Называется игра «Огонь-воздух – вода-земля». Чтобы вам было интереснее играть, мы  с вами превратимся в разных зверюшек: цыплят, лягушат, мышат, котят. Для этого мы оденем каждому шапочки на голову. По сигналу (свистку) вы должны подбежать к нашему табло и посмотреть на него – здесь вы увидите зашифрованное задание. Вода – нужно лечь на живот и грести руками и ногами; огонь – сесть на скамейку и поднять ноги; воздух – подбежать к подвешенным шарикам и правильно дуть на них; земля – лечь на спину и лежать с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза.
Пупсень: Ничего себе, какая умная игра. Мы в такую никогда не играли.
Вупсень: Спасибо ребята, что научили нас играть. Теперь мы точно знаем, как нужно готовиться к Олимпиаде. Можно мы к вам ещё придем и с вами поиграем?
Дети: Да!
Лунтик: А сейчас превращайтесь снова в ребят, а я вам покажу  пальчиковую гимнастику «Гномик и здоровье». Все дети выполняют задание с речевым сопровождением.
Лунтик: Пупсень и Вупсень, нам пора с ребятами возвращаться в детский сад. Мы пойдём по короткой дорожке. Желаем вам успехов на олимпийских играх! До встречи!
Гусеницам в подарок дети дарят обруч, мяч и ещё что-нибудь из спортивного инвентаря. Они уходят. А ребята проходят по массажной ребристой дорожке 2-3 раза (предварительно снимают спортивную обувь и носки).
Лунтик: Ребята, на сегодня закончилось наше путешествие. Вам понравилось в гостях у моих друзей? (проводит заключительную беседу). Дети строятся в шеренгу и строем выходят из зала.

Сценарий спортивного праздника «Именины – праздник чудесный!» для подготовительной группы

(Описание игр и эстафет в Приложении 2)

Действующие лица [2]:

Ведущий – воспитатель;
Ириска – инструктор;
Пират Джо и Весна – воспитатели;
девочки с танцевальным номером,
ковбои, тигрёнок, зимние месяцы
– дети старшей группы.

ХОД ПРАЗДНИКА

В зале сидят родители на скамейках. В руках у них флажки, шары, султанчики и дудки – это болельщики. Под весёлую музыку входят дети и строятся. За ними  вбегает Ириска с цветами и «подарками», напевает песенку про день рождение. Потом останавливается и радостно говорит:

Ириска: Добрый день, детишки! Здравствуйте, родители! Давайте знакомиться! Меня зовут не Ритка, не Светка, не Лариска, а  весело –  И-ри-ска! А вас как зовут? (Дети хором кричат своё имя). Сегодня праздник детства! Все именинники стоят и  как-то на меня  глядят… А-а!! (догадывается, что нужно их поздравить и начинает вручать подарки кому-нибудь из гостей, затем понимает, что не всех поздравила – забирает подарки и дарит их другим гостям).

Ириска:  Ну, я так не играю! У меня один подарок, а вас у-у-у, так много!!! И вообще разве так бывает, что именины у всех у вас справляем?
Ведущий: Именно так и есть. Сегодня именины у всех нас. Но только не торопись, давай по порядку и тебе все будет понятно.
Ириска: Кажется, я всё поняла! Нужно поздравлять всех сразу! Итак, вас всех хотят поздравить наши «Попрыгунчики». Встречайте! (заходят девочки, аплодисменты).
Девочка: Мы весёлые девчата – очень любим танцевать! И поэтому, ребята, просим всех нас поддержать! (исполняется танец с обручами, мячами и ленточками). Девочки кланяются и уходят.
Ириска: Ой, как здорово они танцевали! Вам понравилось? Я очень люблю праздники, веселый смех, задорную музыку и много детских улыбок и поддержку родителей. Уважаемые папы, мамы, дедушки и бабушки, нам нужна ваша помощь – вы должны поддерживать всех ребят: у вас в руках есть для этого атрибуты. После каждой игры или эстафеты ребята будут ждать ваших бурных аплодисментов. По поддержке будет понятно, какая команда справилась быстрее.
А теперь я  всех детишек буду поздравлять по-порядку? Для этого мы с вами проведём небольшую разминку. Становитесь в круг.

Проводится разминка в кругу «Выполни правильно» (с флажками).
После разминки Ириска говорит: – У каждого ребёнка есть свой день рождения. А дни рождения бывают у всех в разное время года! Когда? (дети отвечают: осенью, зимой, летом и весной).  Тогда мы устроим перекличку. Я буду называть время года, а те, у кого день рождения в это время – тот будет откликаться так: зима – «ау!», весна – «ух-ты!», лето – «ура!», осень – «эге-гей!» Проводится игра, и дети замечают, что нет осенних детей. Они громко зовут их «эге-гей».
Звучит музыка. В зал вбегает пират и тянет осенних детей, кото­рые связаны между собой верёвкой.
Пират: Ненавижу я хорошие дела, а люблю творить коварные «делишки»!
Ириска: Пират Джо, у нас сегодня праздник. Мы поздравляем с именинами всех наших детей.  А ты что натворил? Что же мы останемся без осенних именинников? (пират привязывает похищенных детей к гимнастической лесенке. Остальные дети отходят в сторону и присаживаются).
Пират: Я не знаю такого праздника – именины. Я никогда такого не праздновал!
Ириска: Именины – это подарков и самые дорогие гости. Это смех, игры, соревнования.
Пират: Ну и что? Не будет у вас именин, и детей я  не отпущу.
Ириска: А хочешь, мы тебе подарим боксёрскую грушу?
Пират: Не хочу. И детей не отпущу.
Ириска: А хочешь, мы угостим тебя самым вкусным тортом?
Пират: Не хочу. И детей не отпущу.
Ириска: А может быть, ты хочешь космический корабль?
Пират: Не хочу. И детей не отпущу.
Ириска: Чего же ты хочешь?..

Под ковбойскую музыку входит один ковбой. Затем обнаруживает пирата и зовёт всех остальных на помощь. Под музыку они окружают его – берутся за руки и топают ногами – не выпускают.

Главный из ковбоев: Мы  – ковбои удалые, хоть и очень молодые! Ты, пират, постой – не обижай народ простой! Вот тебе волшебный мяч: сверху сядешь – сразу вскачь! Крепче за него держись, да смотри уж не свались!.. (вручают фитбол пирату).
Пират: Я всё понял! Вот этого я и хотел! Просто поиграть с вами. Повеселиться и посмеяться. Ведь мне никогда и никто не отмечал день рождения.
Ириска: Ребята, простим Пирата?
Дети: Да! (встают и принимают осенних детей к себе, ковбои помогают детям избавиться от цепей).
Пират: Мы поздравляем осенних ребят с днем рождения и дарим им ковбойский танец на хоп-мячах (ковбои танцуют, затем прощаются и уходят).
Пират: Разрешите и  мне поиграть с детьми!
Эстафета на «хоп-мячах» (проводит Пират Джо).
Проводится игра «Перетягивание каната» (мальчики с папами, девочки с мамами).
Пират: Как интересно с вами, я вспомнил своё детство! Я обещаю, что стану добрее! Мне пора на свой корабль. Надеюсь, мы с вами ещё встретимся. До сви­дания! (пират уходит).
Звучит зимняя песня. Появляются три ребёнка, одетые в костюмы Декабря, Января, Февраля.
Ириска: Ребята, к нам в гости заглянули зимние месяцы поздравить ребят, которые родились зимой. А кто из них какой, я не знаю. Давайте вместе это узнаем! (зимние месяцы по очереди загадывают загадки про себя, де­ти стараются угадать).
Эстафета «Прокатимся на санях».
Эстафета « Бег в одном валенке».
Ириска: Ребята зимним месяцам пора уходить. Они к нам придут теперь на следующий год (месяцы уходят). Ой, слышите, поёт красавица Весна.
Входит Весна с корзиной цветов, танцует. Дети заранее строятся в шеренгу, держатся за руки. Весна берёт первого ребёнка за руку и ведёт их по кругу. Образуют круг. Все дети выполняют танцевальные движения под любую весеннюю песню. В конце танца Весна разбрасывает по полу цветы.
Весна: День рожденья – день чудесный! Мы встречаем его с песней!

Солнце ярко припечёт! Мама каравай спечёт!
Каравайчик не простой,  с позолотой и свечой!
С праздником рожденья – с праздником варенья!

Выходят именинники. Для них задание – собрать те цветы, которые разбросала весна по полу, и собрать в своё ведро или корзину.

Конкурс «Собери цветок» (для всех). Участвуют все именинники сразу.  Весна помогает в проведении этих конкурсов.
Ириска: Какие молодцы, ребята! С любым заданием справ­ляются. А давайте на прощание Весне прочтем стихи о ней? (стихи читают весенние дети. Весна благодарит детей, уходит).
Ириска: Я хочу поздравить с именинами ребятишек, ро­дившихся летом. Ребята скажите, пожалуйста, на чём вы больше всего любите кататься летом? (На самокатах).
Эстафета «на самокатах»
Ириска: А теперь задание для всех – и для ребят и для гостей! Называется задание: «Тебе желаю!» (гостям дают блокнот и ручку и пускают по кругу – необходимо написать пожелание в двух словах своему ребёнку и другим детям. Дети в это время располагаются по кругу на полу. Им раздаются фантики  из-под конфет и грецкие орехи (по 2 на каждого) – необходимо аккуратно завернуть орех в фантик. Затем всё это кладётся в мешок, и пока будет проводиться следующая игра, поменять на другой, в котором – настоящие сладкие сюрпризы и длинный плакат с хорошей пословицей про детей или день рождения).
Загадки-обманки для детей (дети садятся по кругу и отгадывают загадки).
После этого дети «колдуют над фантиками», которые складывали в мешок,  и «превращают» их в сладкие сюрпризы. Ириска заглядывает в мешок и достаёт шарик – в виде «божьей коровки».
Ириска: Ребята посмотрите, как летние именинники постарались! Божья коровка – живёт только летом. Что она нам принесла? (Заглядывает ещё в мешок и достаёт конфеты-божьи коровки). Вот это сюрприз! Получше мы его рассмотрим позже, а сейчас посмотрим, во что превратились пожелания наших гостей (Ириска достаёт плакат идёт к родителям они его разворачивают а дети взявшись за руки читают: «Это просто наслаждение  – быть с друзьями в день рождения!»). Какие молодцы наши родители!
Ириска: Я тоже хочу показать вам фокус. Ребята кто знает, какой год наступил? (тигра). Правильно. Я сейчас попробую его оживить. Вы мне поможете? (кладёт игрушку в волшебный мешок) и предлагает ребятам  дружно сказать: «Раз, два, три – тигр оживи!»
Тут забегает ребёнок, переодетый в тигра.
Тигр:

Здравствуйте, ребята!
Я тигрёнок полосатый!
Пусть в тигриный новый год  непременно повезёт!
А чтоб целый год плясать  – я готов потанцевать!

Ириска: Всех именинников и наших гостей приглашаем на зажигательный танец (танец на выбор инструктора, построение врассыпную, дети и родители повторяют за Ириской и тигрёнком).
Ириска: Ребята, а сейчас получите сюрпризы! Поздравляем вас всех с Днём именин! (детям на руку надеваются заранее приготовленные сюрпризы-браслеты в виде конфет – «божьих коровок»).
Дети идут по кругу, машут на прощание рукой и выходят из зала.

Используемый материал:

  1. Шмидт Д., автор-художник персонажей одноимённого анимационного фильма «Лунтик». С-Пб., 2005-2010.
  2. Перечисленные персонажи (Ириска, Пират Джо, Ковбои и др.) неоднократно используются в мультипликационных фильмах, народных сказках, детских телепередачах.Детский ансамбль «Барбарики», песня «Доброта», 2008. 
  3. Вохринцева С. Дидактический материал с иллюстрированными картинками (познавательная информация о летних и зимних видах спорта, задания, головоломки).
  4. Галанов А.С. «Развивающие и оздоровительные игры для малышей». С-Пб., 2000.
  5. Громова О.Е. «Спортивные игры для детей». М., 2002.
  6. Агеева И.Д.  «500 загадок-обманок для детей». М., 2008.