Числа 1–6. Цифра 6. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Закреплять умения образовывать числа первого десятка путём + 1.
  • Закреплять умение соотносить числа с соответствующими группами предметов, сравнивать числа от 1 до 6.
  • Закреплять умения ориентироваться в пространстве.
  • Закреплять знания состава чисел от 2 до 5.
  • Учить писать цифру 6.
  • Расширять знания по теме «Насекомые».
  • Развивать любознательность, интерес к математике.
  • Развивать внимание,  память, связную речь, логическое мышление.

Оборудование:

  1. Приложение 1
  2. Приложение 2
  3. Приложение 3
  4. Приложение 4
  5. Приложение 5
  6. Приложение 6
  7. Приложение 7 (презентация)
  8. Классный магнитный набор чисел.
  9. Индивидуальные числовые веера.
  10. Энциклопедия «Бабочки. Чудо на ладони. Цветы»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Основная часть

1. Объявление темы урока, постановка учебной задачи

У: Мы продолжаем путешествовать по числовому ряду. О чём конкретно будем говорить, в этом  нам помогут помощники: (на доске)

У: О чём говорят эти помощники? (Чем сегодня будем заниматься?)

Д: Будем изучать числа от 1 до 6, складывать и вычитать эти числа, сравнивать. Будем учиться писать цифру 6, так как другие уже умеем.

У (обобщение выводов): В нашей повседневной жизни нам никак не обойтись без знаний математики. А тема «Первый десяток – самая главная». Мы должны чётко усвоить все закономерности первого десятка. Сегодня на уроке мы должны усвоить ряд чисел от 1 до 6. 6 – новое число. Поэтому будем учиться образовывать его путём сложения, учиться сравнивать это число с другими изученными, а также учиться писать цифру 6.

2. Разминка

А) Цель: развивать умение ориентироваться во времени.

–  Какой сегодня день недели?
– Какое сегодня число?
– Какой идёт месяц?
– Какое время года?

Б) Цель: Развитие внимания, памяти, умения выполнять инструкцию.

Оборудование: Приложение 1

Задание: Покажи и  назови числа по-порядку. Сначала белые, затем чёрные.

В) Цель: Упражнение в ориентировании в пространстве, в счёте.

Оборудование: Приложение 2

У: Расскажи, что ты видишь на картинке. (Ученик должен взять указку показать и пересчитать объекты. При этом важно речевое проговаривание действий на каждом этапе для осознанного усвоения материала и самоконтроля. Например, «Один, два, три, четыре. В правом вернем углу нарисовано 4  бабочки» ит.д.)

Цель: Расширение и обобщение знаний по теме  «Насекомые»

У: Закончи мысль «Бабочки – это ….» (насекомые). К  насекомым относятся …

Учитель показывает Слайд 2 (Приложение 7) после ответов детей. Ученик перечисляет всех, кого видит на иллюстрации. Учитель помогает в случае затруднения.

У: Что общего у насекомых? (У насекомых 6 ножек)

Дополнительный материал: Тело насекомых состоит из 3 частей: голова, торакс, брюшко.

3. Закрепление

А) Цель: Закреплять умения в счёте, соотнесении числа с соответствующей группой предметов, соотнесении числа и цифры.

Оборудование: Приложение 3 (закрыта часть с изображением 6 гусениц)

У: Сколько букашек разного вида пришло в гости к Мухе Цокотухе? Запиши ответ в клеточки.
Д: Один, два, три, четыре. К Мухе Цокотухе прилетело 4 комара (записывают «4» под картинкой с изображением комаров)…
У: Каких букашек пришло больше в гости?
Д: Муравьёв.
У: Каким словом можем заменить слово «Букашки»?
Д: Насекомые.
У: Каких насекомых не было на слайде? (Божья коровка, муравей)
Насекомые это бабочки, … (ответы детей)

Б) Цель: Развитие внимания, памяти, умения выполнять инструкцию.

У: Назовите числа от 2 до 6. От 10 до 5.

Оборудование: числовой веер

У: Какое число при счёте  идёт за числом 4?
– Оно больше или меньше 4?
– Какое число при счёте предшествует числу 3 (стоит перед числом 3)?
– Оно больше или меньше 3?
Повторяем вывод: «Из двух чисел меньше то, которое расположено ближе к началу числового ряда» или «В числовом ряду меньшее число расположено левее, большее число – правее»

4. Устный счёт

Цель: Отработка состава чисел от 1 до 5.

А) На доске

(Ученик работает с магнитным набором чисел. Рассуждает: «4 – это 3 да ещё 1. Значит 4 – 1 = 3»)

Б) Работа с карточками и веером.

У: Сколько надо  добавьте, чтобы получилось 5.

5. Математический диктант

Оборудование: рабочие тетради.

Цель: вырабатывать самостоятельность и навыки самоконтроля.

У: 3 – это 1 и ещё … (записывают число)
– Обозначь цифрой количество предметов на иллюстрации

– Какое число пропущено ? (3)

– Запиши число, которое больше 3, но меньше 5? (4)

– Запиши число, которое следует за числом 4. (5)

6. Разминка

Цель: Развитие долговременной памяти, умение переключать внимание.
Оборудование: Приложение 2

У: В каком углу находилась одна бабочка? (В верхнем левом углу)
– Сколько бабочек в правом верхнем углу? (4)
– Где расположены 5  бабочек?
(Сверяются с таблицей)

7. Новый материал

А) Образование числа 6.
Оборудование: наборы геометрических фигур.

У: Положите перед собой в ряд столько кружков, сколько на наборном полотне

У: Сколько кружков? Положите под кружками столько же треугольников.
У: Сколько треугольников положили? Почему?
У: Положите ещё 1 треугольник. Какой он по счёту? (Шестой)
У: Сколько треугольников стало? Почему их стало столько? (Положили ещё 1)
У: Как получили 6 треугольников? (К 5 прибавили 1)

Вывод: Если к 5 прибавить 1, то получится 6.

На доске появляется запись: 

Вывод:  + 1 = следующее число. В нашем случае за числом 5   следует число 6. Так как 5 + 1 = 6, то‘ 6 – ‘’это  5 и ещё 1.

У: Уберём 1 треугольник. Что мы получили? (5 треугольников)
– Как мы получили 5 треугольников? (Из 6 – 1 и получили 5)
– Как сделать, чтобы стало 5? (Обращаемся к ленте цифр)

Вывод: Если к 5 + 1 = 6, то если из  6 – 1 = 5. Это надо запомнить.

У: К какому числу надо прибавить 1, чтобы получилось 6?
– От какого числа надо вычесть 1, чтобы получить 5?

Б) Сравнение

У: Каких фигур больше? 
– Почему? (Треугольников столько же и ещё 1)
– Почему кружков меньше? (Их столько же без 1)
– На сколько кружков меньше, чем треугольников? (На 1. Ответ с опорой на ленту цифр).
– Как записать с помощью цифр и знаков, что треугольников больше, чем кружков?

Обращаемся к числовому ряду: 

Вывод: Все числа, которые стоят перед числом 6, меньше его.

В) Образ числа 6.

Оборудование: Слайд 3 (Приложение 7)

У: На что похожа цифра 6? (Ответы детей)

У: Самый яркий образ – это обезьянка. Она любит качаться на хвосте вниз головой (появляется изображение)

У:  Другой яркий образ – это дверной замок (появляется изображение) + стихотворение

«Цифра шесть – дверной замочек
Сверху крюк – внизу кружочек». (С Я Маршак)

Г) Работа с Приложением 3 (открывается окошечко)

У: Кто это? Сколько гусениц пришло к Мухе Цокотухе?

У: Покажи число 6 на числовом ряду. Кого больше всего было у Мухи Цокотухи? (Гусениц)

Дополнительная информация: Есть замечательная энциклопедия «Бабочки. Чудо на ладони. Цветы», в которой рассказывается о различных насекомых. Много интересного можно узнать о гусеницах (показ книги и при наличии времени можно зачитать энциклопедическую справку + показ гусениц на слайде 4 Приложения 7

Д) Написание цифры 6.

Анализ печатной цифры 6.

У: Посмотрите на ленту цифр. Найдите на ней цифру 6. Как она ведёт себя по отношению к своим товарищам? (Она отвернулась от младших и повернулась к старшим)

У: Об этом мы должны помнить каждый раз, когда будем писать цифру 6.
У: Из каких элементов состоит цифра 6? (Крючок и овал)
У: Где они находятся? (Крючок вверху, овал внизу)

Ориентирование в клетке.

У: Посмотрите внимательно на клетку. Покажите центр клетки, верхний правый угол, нижний правый угол, левую сторону клетки.

Алгоритм написания цифры 6.

Оборудование: слайд 5 Приложения 7

У: Внимательно посмотрите на цифру 6 (ученикам предъявляется образец письменной цифры 6) Начинаем писать чуть ниже правого верхнего угла клетки, ведёт руку вверх, закругляем в правом верхнем углу и ведём руку плавно вниз до середины нижней стороны клетки. Закругляем. Затем ведём руку вверх, закругляем немного выше середины правой стороны клетки (объяснение сопровождается показом по образцу)

Письмо цифры 6 обучающимися.

У: Попробуем написать цифру в воздухе (Письмо в воздухе под счёт. Ученики улавливают основное движение руки)
У: На ваших столах лежат карточки (Приложение 4). Вам нужно обвести цифру 6 по точкам (самостоятельная работа)
У: Предлагаю попробовать написать цифру 6 на доске (Несколько учеников пишут цифру. После записи – анализ положительных и отрицательных сторон)
У: В тетради написать цифру 6 (целая строка). Рассмотрите свою работу. Подчеркните самую удачную.

Е) Характеристика (Рассказ про число 6. Что узнали на уроке, используя ленту цифр.)

Примерный план ответа опирается на предъявляемую наглядность:

Ответ по ленте:       Чтобы получить число 6, надо к 5 + 1
6 больше ч.1,2,3,4,5 (эти числа стоят левее 6)
6 меньше 7,8,9,10 (Эти числа стоят правее 6)
У 6 два соседа 5 и 7

Ё) Игра «Что их связывает»?

Оборудование: слайд 6 Приложения 7

Возможные варианты ответов:

  1. Снежинка – 6 лучей
  2. «Молоко» – 6 букв в записи слова
  3. «Июнь» – шестой месяц года (лето – каникулы)
  4. Насекомое – 6 ножек.
  5. Домино – 6 точек.
  6. «?» – предложить свой вариант задания. В случае затруднения  выход по гиперссылке на следующий слайд 7 Приложения 7: изображение пчелиных сот (шестиугольная форма)

8. Обобщение

А) – Обведи в тетради 6 клеточек. Докажи (ученик должен пересчитать)
– Напиши красиво две цифры 6. Проанализируй.

Б) – Что сегодня маме расскажешь о цифре 6?
– Что на занятии показалось самым трудным?

III. Поведение итогов. Оценивание работы на уроке.

Дополнительный материал:

1. Раздели торт на 6 равных частей.

Цель: развитие глазомера, логического мышления. Подготовка к изучению состава числа 6.

Приложение 5

Задание: Обвести цифру 6. Заштриховать цифру 6.

Приложение 6

Задание: Закрась все цифры больше 3 зелёным цветом, меньше 3 – жёлтым цветом, все «тройки» синим цветом.

Цель: Развитие памяти, умение выполнять инструкцию, развитие мелкой моторики.