Цели:
- Закреплять умения образовывать числа первого десятка путём + 1.
- Закреплять умение соотносить числа с соответствующими группами предметов, сравнивать числа от 1 до 6.
- Закреплять умения ориентироваться в пространстве.
- Закреплять знания состава чисел от 2 до 5.
- Учить писать цифру 6.
- Расширять знания по теме «Насекомые».
- Развивать любознательность, интерес к математике.
- Развивать внимание, память, связную речь, логическое мышление.
Оборудование:
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5
- Приложение 6
- Приложение 7 (презентация)
- Классный магнитный набор чисел.
- Индивидуальные числовые веера.
- Энциклопедия «Бабочки. Чудо на ладони. Цветы»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Основная часть
1. Объявление темы урока, постановка учебной задачи
У: Мы продолжаем путешествовать по числовому ряду. О чём конкретно будем говорить, в этом нам помогут помощники: (на доске)
У: О чём говорят эти помощники? (Чем сегодня будем заниматься?)
Д: Будем изучать числа от 1 до 6, складывать и вычитать эти числа, сравнивать. Будем учиться писать цифру 6, так как другие уже умеем.
У (обобщение выводов): В нашей повседневной жизни нам никак не обойтись без знаний математики. А тема «Первый десяток – самая главная». Мы должны чётко усвоить все закономерности первого десятка. Сегодня на уроке мы должны усвоить ряд чисел от 1 до 6. 6 – новое число. Поэтому будем учиться образовывать его путём сложения, учиться сравнивать это число с другими изученными, а также учиться писать цифру 6.
2. Разминка
А) Цель: развивать умение ориентироваться во времени.
– Какой сегодня день недели?
– Какое сегодня число?
– Какой идёт месяц?
– Какое время года?
Б) Цель: Развитие внимания, памяти, умения выполнять инструкцию.
Оборудование: Приложение 1
Задание: Покажи и назови числа по-порядку. Сначала белые, затем чёрные.
В) Цель: Упражнение в ориентировании в пространстве, в счёте.
Оборудование: Приложение 2
У: Расскажи, что ты видишь на картинке. (Ученик должен взять указку показать и пересчитать объекты. При этом важно речевое проговаривание действий на каждом этапе для осознанного усвоения материала и самоконтроля. Например, «Один, два, три, четыре. В правом вернем углу нарисовано 4 бабочки» ит.д.)
Цель: Расширение и обобщение знаний по теме «Насекомые»
У: Закончи мысль «Бабочки – это ….» (насекомые). К насекомым относятся …
Учитель показывает Слайд 2 (Приложение 7) после ответов детей. Ученик перечисляет всех, кого видит на иллюстрации. Учитель помогает в случае затруднения.
У: Что общего у насекомых? (У насекомых 6 ножек)
Дополнительный материал: Тело насекомых состоит из 3 частей: голова, торакс, брюшко.
3. Закрепление
А) Цель: Закреплять умения в счёте, соотнесении числа с соответствующей группой предметов, соотнесении числа и цифры.
Оборудование: Приложение 3 (закрыта часть с изображением 6 гусениц)
У: Сколько букашек разного вида пришло
в гости к Мухе Цокотухе? Запиши ответ в клеточки.
Д: Один, два, три, четыре. К Мухе Цокотухе
прилетело 4 комара (записывают «4» под
картинкой с изображением комаров)…
У: Каких букашек пришло больше в гости?
Д: Муравьёв.
У: Каким словом можем заменить слово
«Букашки»?
Д: Насекомые.
У: Каких насекомых не было на слайде? (Божья
коровка, муравей)
Насекомые это бабочки, … (ответы детей)
Б) Цель: Развитие внимания, памяти, умения выполнять инструкцию.
У: Назовите числа от 2 до 6. От 10 до 5.
Оборудование: числовой веер
У: Какое число при счёте идёт за
числом 4?
– Оно больше или меньше 4?
– Какое число при счёте предшествует числу 3
(стоит перед числом 3)?
– Оно больше или меньше 3?
Повторяем вывод: «Из двух чисел меньше то,
которое расположено ближе к началу числового
ряда» или «В числовом ряду меньшее число
расположено левее, большее число – правее»
4. Устный счёт
Цель: Отработка состава чисел от 1 до 5.
А) На доске
(Ученик работает с магнитным набором чисел. Рассуждает: «4 – это 3 да ещё 1. Значит 4 – 1 = 3»)
Б) Работа с карточками и веером.
У: Сколько надо добавьте, чтобы получилось 5.
5. Математический диктант
Оборудование: рабочие тетради.
Цель: вырабатывать самостоятельность и навыки самоконтроля.
У: 3 – это 1 и ещё … (записывают число)
– Обозначь цифрой количество предметов на
иллюстрации
– Какое число пропущено ? (3)
– Запиши число, которое больше 3, но меньше 5? (4)
– Запиши число, которое следует за числом 4. (5)
6. Разминка
Цель: Развитие долговременной памяти,
умение переключать внимание.
Оборудование: Приложение 2
У: В каком углу находилась одна
бабочка? (В верхнем левом углу)
– Сколько бабочек в правом верхнем углу? (4)
– Где расположены 5 бабочек?
(Сверяются с таблицей)
7. Новый материал
А) Образование числа 6.
Оборудование: наборы геометрических фигур.
У: Положите перед собой в ряд столько кружков, сколько на наборном полотне
У: Сколько кружков? Положите под
кружками столько же треугольников.
У: Сколько треугольников положили?
Почему?
У: Положите ещё 1 треугольник. Какой он
по счёту? (Шестой)
У: Сколько треугольников стало? Почему
их стало столько? (Положили ещё 1)
У: Как получили 6 треугольников? (К 5
прибавили 1)
Вывод: Если к 5 прибавить 1, то получится 6.
На доске появляется запись:
Вывод: + 1 = следующее число. В нашем случае за числом 5 следует число 6. Так как 5 + 1 = 6, то‘ 6 – ‘’это 5 и ещё 1.
У: Уберём 1 треугольник. Что мы
получили? (5 треугольников)
– Как мы получили 5 треугольников? (Из 6 – 1 и
получили 5)
– Как сделать, чтобы стало 5? (Обращаемся к
ленте цифр)
Вывод: Если к 5 + 1 = 6, то если из 6 – 1 = 5. Это надо запомнить.
У: К какому числу надо прибавить 1,
чтобы получилось 6?
– От какого числа надо вычесть 1, чтобы получить 5?
Б) Сравнение
У: Каких фигур больше?
– Почему? (Треугольников столько же и ещё 1)
– Почему кружков меньше? (Их столько же без 1)
– На сколько кружков меньше, чем треугольников? (На
1. Ответ с опорой на ленту цифр).
– Как записать с помощью цифр и знаков, что
треугольников больше, чем кружков?
Обращаемся к числовому ряду:
Вывод: Все числа, которые стоят перед числом 6, меньше его.
В) Образ числа 6.
Оборудование: Слайд 3 (Приложение 7)
У: На что похожа цифра 6? (Ответы детей)
У: Самый яркий образ – это обезьянка. Она любит качаться на хвосте вниз головой (появляется изображение)
У: Другой яркий образ – это дверной замок (появляется изображение) + стихотворение
«Цифра шесть – дверной замочек
Сверху крюк – внизу кружочек». (С Я Маршак)
Г) Работа с Приложением 3 (открывается окошечко)
У: Кто это? Сколько гусениц пришло к Мухе Цокотухе?
У: Покажи число 6 на числовом ряду. Кого больше всего было у Мухи Цокотухи? (Гусениц)
Дополнительная информация: Есть замечательная энциклопедия «Бабочки. Чудо на ладони. Цветы», в которой рассказывается о различных насекомых. Много интересного можно узнать о гусеницах (показ книги и при наличии времени можно зачитать энциклопедическую справку + показ гусениц на слайде 4 Приложения 7
Д) Написание цифры 6.
Анализ печатной цифры 6.
У: Посмотрите на ленту цифр. Найдите на ней цифру 6. Как она ведёт себя по отношению к своим товарищам? (Она отвернулась от младших и повернулась к старшим)
У: Об этом мы должны помнить каждый
раз, когда будем писать цифру 6.
У: Из каких элементов состоит цифра 6? (Крючок
и овал)
У: Где они находятся? (Крючок вверху,
овал внизу)
Ориентирование в клетке.
У: Посмотрите внимательно на клетку. Покажите центр клетки, верхний правый угол, нижний правый угол, левую сторону клетки.
Алгоритм написания цифры 6.
Оборудование: слайд 5 Приложения 7
У: Внимательно посмотрите на цифру 6 (ученикам предъявляется образец письменной цифры 6) Начинаем писать чуть ниже правого верхнего угла клетки, ведёт руку вверх, закругляем в правом верхнем углу и ведём руку плавно вниз до середины нижней стороны клетки. Закругляем. Затем ведём руку вверх, закругляем немного выше середины правой стороны клетки (объяснение сопровождается показом по образцу)
Письмо цифры 6 обучающимися.
У: Попробуем написать цифру в воздухе
(Письмо в воздухе под счёт. Ученики улавливают
основное движение руки)
У: На ваших столах лежат карточки (Приложение 4). Вам нужно
обвести цифру 6 по точкам (самостоятельная
работа)
У: Предлагаю попробовать написать цифру
6 на доске (Несколько учеников пишут цифру. После
записи – анализ положительных и отрицательных
сторон)
У: В тетради написать цифру 6 (целая
строка). Рассмотрите свою работу. Подчеркните
самую удачную.
Е) Характеристика (Рассказ про число 6. Что узнали на уроке, используя ленту цифр.)
Примерный план ответа опирается на предъявляемую наглядность:
Ответ по ленте: Чтобы
получить число 6, надо к 5 + 1
6 больше ч.1,2,3,4,5 (эти числа стоят левее 6)
6 меньше 7,8,9,10 (Эти числа стоят правее 6)
У 6 два соседа 5 и 7
Ё) Игра «Что их связывает»?
Оборудование: слайд 6 Приложения 7
Возможные варианты ответов:
- Снежинка – 6 лучей
- «Молоко» – 6 букв в записи слова
- «Июнь» – шестой месяц года (лето – каникулы)
- Насекомое – 6 ножек.
- Домино – 6 точек.
- «?» – предложить свой вариант задания. В случае затруднения выход по гиперссылке на следующий слайд 7 Приложения 7: изображение пчелиных сот (шестиугольная форма)
8. Обобщение
А) – Обведи в тетради 6 клеточек. Докажи (ученик
должен пересчитать)
– Напиши красиво две цифры 6. Проанализируй.
Б) – Что сегодня маме расскажешь о цифре 6?
– Что на занятии показалось самым трудным?
III. Поведение итогов. Оценивание работы на уроке.
Дополнительный материал:
1. Раздели торт на 6 равных частей.
Цель: развитие глазомера, логического мышления. Подготовка к изучению состава числа 6.
Задание: Обвести цифру 6. Заштриховать цифру 6.
Задание: Закрась все цифры больше 3 зелёным цветом, меньше 3 – жёлтым цветом, все «тройки» синим цветом.
Цель: Развитие памяти, умение выполнять инструкцию, развитие мелкой моторики.