Цели:
- обобщить, повторить, изученное по теме: «Электрические явления»;
- закрепить навыки решения задач; научить учащихся применять знания в новой ситуации;
- развить коммуникативные способности.
Эпиграф: «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх».
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
– Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в
поход. Но движение по маршруту будет проходить
необычно – в ходе выполнения различных
конкурсов, по теме: «Электрические явления».
Выполняя эти задания, мы повторим основные
понятия, формулы, поупражняемся в решении задач,
вспомним имена ученых. Каждый набранный бал
будет свидетельствовать о «пройденном
километре», а в конце урока посмотрим, кто же из
вас окажется самым «выносливым», т.е. хорошо
разбирающимся в теме «Электрические явления».
Результаты прохождения маршрута будет
фиксировать в маршрутном листке, который есть у
каждого из вас. Запишите в него свою фамилию. Вы
готовы?
Счастливого пути!
II. Конкурсы
Конкурс 1. «Разминка» (5 мин.)
Закончить фразу. Первый, правильно ответивший, получит бал.
- Электризация – это …
- Заряды одного вида …
- Электроскоп – это …
- Электрический ток – …
- Формула закона Ома для участка цепи …
- Электрическое сопротивление зависит …
- Амперметр включается в цепь …
- Формула закона Джоуля – Ленца …
- Электрическое напряжение измеряется …
- Электрический ток направлен …
- Формула сопротивления проводника …
- Диэлектрики – это …
- Для включения вольтметра в цепь соблюдают следующие правила …
- Электрическое напряжение …
- Единица силы тока …
Конкурс 2. «Попробуй угадай!» (10 мин.)
Учащимся предлагается угадать слово из высказываний учителя, правильно ответивший получает балл.
1. Это возникает: при игре в баскетбол, волейбол, при сидении на стуле, игре на музыкальных инструментах, при поглаживании собак и кошек, при листании книги, при движении автомобиля и т.п. Оно очень мало, его можно обнаружить электроскопом.
(Эл. заряд)
2. Как выглядит – неизвестно, масса и размер малы, подвижно, обитает внутри тел, иногда по воле человека вне тел. Местом работы является электроника, электроэнергетика, кое – какие явления в космосе. И, наконец, Дж. Томсон в 1897г пришел к выводу, что это существует в природе.
(Электрон)
3. Это физическое тело, сделанное из каучука с добавлением серы. Это тело способно притягивать к себе мелкие листочки бумаги. При электризации это тело заряжается отрицательно. Материал, из которого сделано тело не проводит электрические заряды.
(Эбонитовая палочка)
4. Это является химическим источником тока многоразового действия. Если это предварительно зарядить, то можно использовать в качестве самостоятельного источника тока. Это слово в переводе с латинского означает «собиратель» – устройство для накопление энергии с целью ее последующего использования.
(Аккумулятор)
Конкурс 3. «Кто кого!» (13 мин.)
Учащиеся должны решить как можно больше задач. Условия задач разного уровня записаны на карточках и выданы каждому ученику. Последняя задача (№3) оценивается тремя баллами. Первая – 1 балл, вторая задача – 2 балла.
Вариант 1
1. Определите силу тока, проходящего по медному
проводу длинной 100 м и площадью поперечного
сечения 0,5 мм? при напряжении6,8 В, удельное
сопротивление
P = 0,017 Ом * мм2/м? (Отв.: I = 2A)
2. Из какого материала изготовлен провод длиной 1
км и сечением 10 мм2, если по нему идет ток 3А,
а напряжение на концах провода 120В? (Отв.: P = 0,4 Ом
* мм2/м, никелин)
3. Масса 1 км контактного провода на
пригородных железных дорогах составляет 890 кг.
Каково сопротивление этого провода? (Отв.: R = 0,17
Ом)
Конкурс 4. «Формулы! Единицы измерения!» (5 мин.)
Вставить пропущенные в формулах буквы. Выразить единицы измерения. Распечатанные карточки с таблицей есть на столе у каждого ученика.
Таблица.
I = */t | И = А/* | I = */R |
P = */t | Р = I* | P = I?* |
I = I1 = * | Q = I* | A = *q |
1г Вт = …Вт | 1M Bт = …Bт | 1к Bт = …Bт |
0,7 к Ом = …Ом | 1M Ом = …Ом | 1м Bт = …Bт |
Конкурс 5. «Отгадай фамилию!» (5 мин.)
Назвать ученого, фамилия которого состоит из пяти букв: первая – первая в названии электрода, присоединенного к положительному полюсу источника тока (анод (А)), вторая – вторая в названии единицы сопротивления (Ом (М)); третья – третья в названии прибора для измерения силы тока (амперметр (П)); четвертая – четвертая в названии единицы силы тока (ампер (Е)); пятая – последняя в названии прибора для измерения напряжения (Вольтметр (Р)).
(Ответ: Ампер)
III. Подведение итогов урока. Рефлексия (7 мин.)
Подведение итогов урока, подсчет в маршрутном листке «пройденные километры», выставление оценок. Распечатанная карточка по рефлексии находится у каждого ученика.
- С каким настроением ты работал?
- Что тебе понравилось на уроке?
- Какие затруднения возникли в ходе работы?
- Твое отношение к уроку, проведенному в такой форме?
IV. Домашнее задание
Составить кроссворд по теме: «Электрические явления», ключевое слово кроссворда – электричество. Кроссворд должен содержать 10 слов и 10 вопросов к ним.
Приложение
Маршрутный лист
Фамилия, имя __________________________________ класс _________________
Конкурс 1 «Разминка» | Конкурс 2 «Попробуй угадать» | Конкурс 3 «Кто кого» | Конкурс 4 «Формулы» | Конкурс 5 «Отгадай фамилию» | Всего баллов |
|