Особенности развития декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста, под влиянием Хохломской росписи в рисовании одежды

Разделы: Работа с дошкольниками


Хохломское искусство - одно из древнейших видов искусства. Традиции народного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Народное творчество, как искусство создающее предметный мир, живёт в двух ипостасях: материальной культуры и культуры духовной. В наши дни стали главными духовная и эстетическая - "праздничная" функция народного, оно переживает новый этап, словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающего в себе многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда.

Хохломское искусство, по своим мотивом близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность Восхищение природой, её гармонией, сравнение - нужно наблюдать с детьми. Также как и взрослый ребёнок должен увидеть красоту искусства, красоту узора, красоту формы. Понять, чтобы объяснить свой замысел в рисунке.

В народном искусстве нет ничего лишнего, в нём отобрано и сохранено главное, все признаки предметов окружающего переданы выразительно и лаконично. Подлинное искусство отличается особой простотой, вкусом и выразительностью. Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщенность образа). Именно оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами. Здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет законченность образа. В искусстве разных народов много общего. Поэтому Б.Н. Неменский призвал педагогов находить и изучать сходство и отличие, передавать его детям, т.к. постепенно в более старшем возрасте рождается представление о великом многообразии художественного творчества народов мира. Художественные изделия демонстрируют детям во время бесед о народном промысле Хохлома, о народных умельцах и также используются на занятиях.

Чтобы воспитать подлинное чувство любви к народному искусству, нельзя воспитывать, если не приобщать детей к природе, фольклору, быту, нравам народа. Мы считаем, что необходимо строить обучение и приобщение детей, показывая обычаи и традиции народных праздников в наглядности. Не нужно забывать, например, о праздновании Масленицы. Проводя такой праздник или досуг, дети сами включаются в него и запоминают яркость праздника. Запоминая народные гулянья, веселье, включаясь в роли, общаясь с народными инструментами, костюмами, дети понимают и усваивают наши обычаи и традиции, узнают историю своей Родины и начинают её ценить, любить.

Язык народного искусства (изобразительного, речевого, музыкального) не несёт эклектики. Он лаконичен, в нем заключается совершенство композиции. Т.Я Шпикалова отмечает и такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающую полнокровное и оптимистическое восприятие мира. Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: "Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего возраста, даёт большую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений"

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений. В результате чего, обогащается, и их собственное творчество Ярче и сообразнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов. Например: "добрый молодец", "красна девица", "малы детушки".

На основе знакомства с народным творчеством Хохлома, дети учатся понимать прекрасное, усваивать эталоны красоты (словесные, художественные, музыкальные). Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства , дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Богатство и разнообразие видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. У них возникает уважение к народному мастеру, создавшему их, а также стремление самим научиться создавать прекрасное.

Чтобы понять и объяснить народное искусство, его нужно почувствовать душою. Большое значение в представлении о праздниках, традициях русского народа нам дают предметы, атрибуты праздников с которыми сталкиваются дети. Однако воспитывать с раннего детства на одних только предметах мало, дети должны являться участниками тех весёлых событий, праздника, досуга на котором можно понять и ощутить прямое влияние народных традиций. Не нужно также забывать использование песен, потешек, закличек т.е. того, что учит осознавать русскую культуру и её быт.

В своих высказываниях, по этому поводу, В.Г.Белинский говорил, что "Дума народа едина, только проявляется она по разному в разных видах искусства: в пении, стихах, легендах, танцах изобразительном искусстве"

Поэтому можно и нужно сказать, что воздействие на ребёнка должно быть комплексным. В наш век развитых технологий очень много различной информации, которая окружает и поглощает ребёнка, но информации о культурных ценностях, о народных промыслах, об истории русского фольклора, имеющей огромное влияние на становление личности, слышится очень мало. Поэтому перед педагогом стоит очень важная задача приобщение детей, начиная с раннего возраста, к традициям народной культуры. В этом случае строить свою работу с детьми необходимо, исходя из принципа систематичности планомерности, включая различные аспекты народного искусства, хохломы в повседневную жизнедеятельность детей.

Известный педагог Е.А. Флёрина много внимания уделяла развитию идеи внедрения народного искусства в практику детского сада. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приёмы народных мастеров, усваивая которые, дети овладевают разнообразными способами создания изображения, это в свою очередь способствуют приобретению свободы действия, свободы творчества.

Народное искусство синкретично по своему характеру. Отмечая эту черту, Т.Я. Шпикалова говорит о необходимости синтеза разных видов народного искусства в воспитании детей: "Разве можно себе представить народный образ без национальной одежды или музыки, или без тех деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни. С её размеренностью, цикличностью. В обряде всё слито в нерасторжимое единство, поэтому обращение к народному искусству ставит перед педагогами и методистами проблему синтеза разных видов народного искусства: приобщаясь к народному творчеству, дети не только должны рисовать, лепить, но и петь, танцевать и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Тогда им становится понятно то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное".

Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным. И вместе с тем восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышления сикретичны.

Интегрирование разных видов искусства, в том числе народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу.

Народное искусство в воспитательно-образовательной работе с детьми используется в интегрированной форме, как на занятиях, так в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Считается, что народное искусство обладает душой ребёнка, поэтому оно так близко и понятно детям. Народное искусство должно играть важнейшую роль в эстетическом воспитании детей. Необходимо развивать чувство вкуса, чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории, красоту и богатство родной природы. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества,- одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и его художественно-творческих способностей.

Подчёркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б.М. Теплов писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека - не только воображение и чувство, что представляет само собой разумеющееся, но и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения, поэтому- то эстетическое воспитание и является одним из могучих средств, содействующих гармоничному и всестороннему развитию личности. Условность образа, нацеленность на красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - эти качества народного прикладного искусства хохлома присущи и творчеству детей, но в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная отточенная веками традиция.

Декоративность - особая форма выражения красоты. Слово "декоративный" - латинское. Означает "украшающий". Предмет является декоративным, если выполняет функцию украшения, служит цели придания красоты другому предмету.

Декоративное искусство Хохлома обобщает жизненные явления в реальной форме, несмотря на недостаточную конкретность его изображений, "в нём подчёркивается и передаётся единство, момент объединения самых широких сторон жизни. Конструкция предмета выступает в нём в декоративной форме, и декоративность рождается вместе с предметом, разливается по всему телу".

Детям же предстоит осознать, принять как эстетический идеал совершенства кажущейся простоты композиционной основы Хохломского узора. Поэтому для исследования мы избрали такой вид искусства, к которому ребёнок может приобщаться с самого раннего возраста.

В энциклопедическом словаре имеются следующие сведения о декоративно-прикладном искусстве - это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов: утвари, мебели, ткани, орудии труда, одежды, игрушек и т.д. [66; 108c]. Народное, декоративное искусство - часть национальной культуры. В нём появляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В тоже время в искусстве каждого народа отчётливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Всё это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращённой в первую очередь к чувствам и мыслям людей.

Народное декоративно - прикладное искусство родилось в глубине веков, сформировалось в народной крестьянской среде. В ходе развития крестьянское искусство включало в свой круг и бытовое творчество пригородов и сел. "Вот почему, пишет В.С. Воронов, - понятие "народный" и "крестьянский" хотя и не вполне покрываются друг другом, но близки, схожи часто равнозначащие".

А. Канденикас в книге "Искусство и ремесло" пишет: "Духовное богатство, высокая содержательность отсутствие второстепенных, малозначительных смысловых элементов, то есть сам характер информации, заключений в произведениях народного искусства, обуславливает такие существенные качества принятой в нём художественной системы, как поэтичность, декоративность, неизменно подчёркивает исследователями изобразительного фольклора всех стран .Как самые обыденные сюжеты не могут существовать в устном народном творчестве вне их поэтичного осмысления ( в противном случае они просто не имеют права на жизнь), да и в изобразительном искусстве народа поэтический, волшебный реализм по образному и весьма точному определению В.Н.Василенко, служит непреложной основой, своего рода художественным методом".

Исследователи народного искусства В,Н.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасов, Н.П.Сакулина, Т.Я.Шпикалова и др. отвечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенства языка, человечность, связь с окружающей жизнью

Рассмотрим ряд черт подробно. Коллективность творчества - важное, качество т.к. труд носит коллективный характер, изделия создаются целым коллективом и являются семейным делом. Традиционность - народное искусство имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вода росписи. Традиции касаются и основных, выразительных средств, технологии и т.п. например, хохлома традиционно имеет золотисто- теплую гамму, она нарядна, жизнерадостна.

"Традиционное народное искусство - это, по определению Л.С.Выготского, самабытие, все богатство которого создавалось путём постоянных повторений и вариаций и их шлифовки". Народ отобрал и сохранил лучшее, самое красивое, как образец вкуса и национальных особенностей, как часть своей культуры".

Говоря о традиционности народного искусства, уделим внимание канону, которому придает большое значение М.А.Некрасов, трактуя его как целостную систему "сближая с традицией". Коллективизм и традиционная преемственность производственных навыков, общий опыт, синтезирующийся на этой основе эстетический вкус, позволяют достичь определённых высот профессионализма каждому поколению мастеров.

Эмоциональный язык искусства - самый лёгкий, верный и доступный мостик от души народа, к душе ребёнка. Вот почему в отечественной педагогике Н.П.Сакулина, Б.М.Неменский, А.П. Усова, К.Д.Ушинский, Е.А. Флёрина и др.- проповедуют главный принцип: "Воспитание детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном того края, где живёт человек".

В связи с этим, Б.Н.Неменский подчеркивает, что ребёнка необходимо "привязать всеми его чувствами к древу культуры его народа". Н.П. Сакулина пишет о развитии детского искусства: "Знакомство детей с новыми орнаментами, формирует у них некоторые приёмы народной росписи, вызывает бурное развитие декоративного творчества детей. Относительная простота - основа орнамента. Многократно повторяющиеся расписные мотивы позволяют детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка" изведения народно-декоративного искусства отличают красочность, яркость, смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность цвета характерные для народной росписи" . Народное искусство тем и ценно, что мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться, каждый раз абсолютно одинаковой. Как правило, мастер работает без эскизов, все формы, замыслы, элементы узора, он носит в памяти и каждый раз композиция их по-разному, создаёт новые и новые варианты. Подлинное чувство любви к народному искусству в работах народных мастеров нельзя до конца почувствовать; нельзя понять хохломскую посуду, если не знать русскую деревню её историю, обычаи. Вероятно, поэтому и передаётся ребёнку через искусство, опыт чувств, предшествовавших поколений его народа и важнейшей чертой народного декоративно-прикладного искусства является его реальность, которая сочетается с задачами декоративного орнаментального характера с неисчерпаемой фантазией. В. Василенко расширяет это понятие: "Перед нами вырисовывается, очень своеобразный яркий, волшебный реализм" который Г.Венгер называет "фольклорным реализмом", не столько воспроизводящим, сколько преобразующим действительность, создающим приподнятые образы, в чём проявился, по словам В.М. Василенко, огромный народный оптимизм и творческая смелость".

Следующим компонентом народного искусства является декоративность. Говоря о декоре, нельзя забывать об орнаменте, который является порождением человека, его, нет в природе, но он выявляет сущность красоты. Идея красоты природных форм в согласии, а не в противопоставлении, которым живёт красота рукотворная, составляет основу народного искусства. Орнамент должен быть связан с предметом, придавая ему недостающий смысл, вследствие чего предмет становится, жизненно необходим и приобретает эстетическую ценность. Степень конкретности орнаментальных изображений зависит от задач, которые поставлены автором и от техники данной отросли народного искусства, таким образом, для того чтобы предмет был прекрасен, следует уметь расположить его орнамент по предмету так, чтобы, его, общая композиция отвечала конструкции этого предмета. Являясь основой художественного образа, орнамент формирует образно-пластичное содержание произведения, выражает архитектонику, организует пространственную структуру и поверхность предмета, т.е.его "материальное бытие".

Таким образом, для художественного вкуса и приобщения детей к прекрасному, мы должны знакомить их с предметами, в которых именно назначение, форма, цвета естественно дополняют друг друга, и составляют по утверждению А.Б.Салтыкова, одно органическое целое, отличаются благородной красотой и отражением тонкого вкуса.

Кроме всех названных компонентов, В.М.Василенко выделяет ещё и историко-художественный, который делает народное декоративно- прикладное искусство, большим мировоззренческим явлением, так как это древняя традиция

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что народный промысел Хохлома - сложное явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур и, в тоже время, самое демократичное, и доступное с человеку с детства. Именно поэтому его важная роль в воспитании эстетически развитой личности и развитии будущей культуры человека очевидна. Являясь выражением народного творчества, формой сохранения и передачи его последующим поколениям декоративно-прикладное искусство "хранит и передаёт" традиции народной педагогики, которые направлены на развитие детского, декоративного творчества.

Хохломская роспись близка детям своей эмоциональностью, поэтичностью. Как всякое большое искусство. Хохлома воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Расписные Хохломские столы, стулья, ковши и чаши - часто входят в наш быт и формируют у детей художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Хохлома этим и ценна, что каждый раз, создавая один и тот же рисунок, ребёнок всегда вносит что-то новое в узор.