"Музыкальное воспитание -
это не воспитание музыканта,
а прежде всего человека"
В.А.Сухомлинский
Актуальность.
На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект - музыкальная культура, формирование которой является целью музыкального воспитания в школе.
Музыкальная культура, как любая эстетическая культура, несёт в себе развивающий потенциал, источник духовного самосовершенствования тех, кому её предстоит осваивать. Она выступает инструментом психического развития подрастающих поколений. А подготовка к проведению уроков художественного цикла должна рассматриваться как следствие общекультурного развития.
Темы учебной программы раскрывают различные грани законов музыкального искусства, без которых невозможно формировать музыкальную культуру. Последовательность тем можно сравнить с лестницей, по которой поднимаешься постепенно, всё выше и выше. Таким образом, самый главный школьный результат - музыкальная культура учащихся.
Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям искусства, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала.
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники - т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Таким образом, обозначила следующую методическую проблему: "Формирование у учащихся музыкальной культуры на основе современных образовательных технологий".
Цель: разработать педагогическую систему, включающую элементы современных образовательных технологий на основе активизации и интенсификации деятельности, обеспечивающую формирование музыкальной культуры у учащихся.
Задачи:
- Продолжить освоение элементов информационно-коммуникационных технологий, игровых, проблемного обучения, технологии метода проектов для более качественной подготовки к урокам музыки.
- Повысить квалификацию в области ИКТ-компетенции путем прохождения курсов повышения квалификации.
- Пройти дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel "Обучение для будущего", "Информационные технологии в деятельности учителя - предметника"
- Формировать информационную культуру учащихся, привлекать учащихся к самостоятельному изучению предмета с использованием компьютера, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.
- Продолжить отбор методов и приемов повышения учебной мотивации на уроках музыки, в условиях безотметочной (зачетной) системы оценивания, разработку методических подходов, обеспечивающих высокие достижения учащихся по предмету.
- Развивать творческую познавательную активность, коммуникативные навыки учащихся в условиях проектной деятельности.
Особенности построения уроков музыки с использованием ИКТ и технологии метода проектов, игровых технологий.
В педагогической среде принято выделять два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к которым относятся компьютерная техника и средства связи, и программные средства, которые могут быть различного назначения.
Мультимедийные ресурсы на уроке музыки можно подразделить следующим образом:
- справочные, энциклопедические издания;
- музыкальные произведения;
- зрительный ряд;
- музыкальные игры;
- тесты
- программные средства для создания, редактирования, записи, воспроизведения музыки.
На уроках музыки я использую следующие компьютерные программы энциклопедической направленности (ЦОР): "Энциклопедия классической музыки", "Шедевры музыки Кирилла и Мефодия", "Сокровища мирового искусства", "МХК от наскальных рисунков до киноискусства", "Учимся понимать музыку".
В своей работе я имею возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.
Так, в течение этого учебного года, мною был разработана система уроков (1 - 8 классы) в соответствии с календарно-тематическим планированием в программе Power Point.
Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, помогает привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.
Например, при изучении темы "Опера", сопровождая объяснение темы урока показом презентации, я использую различные видеофрагменты (П.И.Чайковский "Евгений Онегин", М.И.Глинка "Иван Сусанин", А.П.Бородин Князь Игорь", Н.А.Римский-Корсаков "Снегурочка", Садко" и др.), благодаря чему учащиеся знакомятся с именами выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей, у учащихся формируется умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, компетентность - анализировать музыкальные произведения.
Для развития образного и ассоциативного мышления использую зрительные ряды.
Выразительно и ярко проходят уроки по теме "Природа в музыке" (изобразительность музыки) - 2 класс, где предлагаю детям выбрать прослушанный музыкальный фрагмент, по характеру и настроению отражающий особенности времени года и найти из предлагаемого видеоряда соответствующую иллюстрацию.
Подобно, но с более сложным заданием провожу уроки по темам "Импрессионизм" и "Экспрессионизм" в музыке - 7 класс. Музыкальные примеры сопровождаются видеорядом репродукций картин известных художников-импрессионистов и иллюстраций, выражающих особое направление музыки - экспрессионизма.
Сопоставление художественных и музыкальных произведений способствует формированию умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, а также развитию ассоциативного мышления. Этот вид деятельности формирует музыкальную компетенцию - устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства.
Метод проектов.
Иногда дети работают в микро-группах, получая задания для мини-проектов. Например, в конце триместра или учебного года предлагаю ребятам проект по составлению тематической программы концерта (тематику они выбирают сами): "Мой любимый Моцарт (Бетховен, Шопен и т.д.)", "Наши любимые произведения", "Наши любимые песни", "Музыка народов ханты и манси" и т.д. Выполнение последнего проекта обеспечивает не только развитие информационно-коммуникативных навыков, но и воспитание эмоционально-ценностного отношения и устойчивого интереса к музыкальному искусству других народов мира.
Результаты работ предлагаю красочно оформить в виде афиш, приглашений на тематический концерт, работая уже за компьютером дома или в кабинете информатики в проектных группах.
Работа над проектом не только творческая, но и кропотливая, она развивает в старшеклассниках культурологическую компетенцию как стержневую в духовном развитии школьника.
При использовании новейших средств обучения у моих учеников возникает желание и формируется умение самостоятельно работать.
В ходе работы над проектами реализуется цель воспитания и развития художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
В целом, проектная деятельность способствует развитию личности учащихся, так как в процессе создания проекта, особенно исследовательского, формируется авторская позиция ученика.
Игровые технологии я использую на уроках для учащихся всех возрастных звеньев.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат.
На уроках музыки я использую компьютерные игры, чаще, для закрепления изученного материала. Все классы очень любят игру "Угадай-ка!", где в форме тестирования я определяю уровень знаний музыкального материала по изученной теме. Игра представлена на отдельном слайде в тематических презентациях уроков и обеспечивает закрепление знаний о музыкальных произведениях и их авторах.
Не менее интересны игры-тесты, игры-кроссворды, "крестики-нолики", и другие, в разных электронных форматах, которые нацелены на закрепление знаний об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о классическом и современном искусстве, о выдающимися произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры.
На уроках музыки я использую различные формы и методы обучения:
- Слушание и анализ музыкальных произведений
- Исполнение песен в хоре, ансамбле, соло, с запевалами, "цепочкой", и др.
- "Наш маленький концерт"
- Музыкальные игры (кроссворды, викторины, "Угадай-ка!", "Наш оркестр", "Юный композитор", игры-импровизвции и другие)
- Мини-сочинения
- Мини проекты
- Тесты
- Анкеты
- Рефераты
- "Музыка в рисунке"
- Физминутки (в соответствии с темой урока)
- Комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история)
- Метод проблемного обучения
- Метод "забегания вперед"
- Метод обучения в сотрудничестве и другие формы и методы
Применение метода "музыка в рисунке" развивает эмоционально-образное восприятие у учащихся. Так, после знакомства с каким-либо музыкальным произведением, его прослушиванием и анализом, я задаю ребятам такие домашние задания, как: нарисовать к этому произведению рисунок или написать сочинение "Мое музыкальное впечатление". Выполняя такие задания, ребенок творит, создает что-то свое, уникальное и тем самым выражает себя. Все это оставляет зримый след в жизни школьника.
С большим увлечением ребята создают прикладные проекты, например, музыкальные инструменты, которыми затем с удовольствием сопровождают исполнение песен.
Умение выразительно исполнять вокальные произведения соло (с сопровождением и без сопровождения) народных песен и современных композиторов является одной из составных частей музыкальной культуры.
В вокальной работе, один из простых и элементарных импульсов к творчеству - это заинтересовать детей сочинением подголосков или вариантов напева с помощью программ " Windows Media Player". Это способствует развитию способности к импровизации. И, конечно, увеличивает интерес учеников к предмету "музыка", раскрывает творческий потенциал личности ребенка. Этот вид вокальной работы мы практикуем и на уроках, и на занятиях вокального кружка.
Оценивание школьных результатов на уроке музыки.
Музыкальная культура включает два компонента: музыкальный опыт и музыкальные компетенции.
Критериями оценивания качественного аспекта музыкальной культуры могут быть показатели наличия музыкального опыта:
- активность (участие) учащихся в различных видах музыкальной деятельности;
- присутствие/отсутствие эмоционального переживания музыки.
В процессе оценивания необходимо соотнести достигнутые результаты учащихся с изначально поставленными целями, учитывая определённые критерии оценивания того или иного школьного результата.
Для более объективной оценки музыкальных компетентностей учащихся я использую различные тесты, анкеты, составленные мной по темам и разделам в разных возрастных уровнях школьников, а также, предлагаемые в интернет ресурсах и программах. И, периодически, учащиеся получают творческие домашние задания (сочинения по прослушанным произведениям, сочинения музыкальных приветствий, попевок, куплетов к песням, рефераты, мини-проекты и т. д.).
Домашнее задание продолжает формирование музыкальной культуры учащихся, поэтому необходимо сохранить определённый ритм его оценивания.
Так, например, музыкальные приветствия, с которых начинаются уроки музыки, мы часто "обновляем" новыми сочинениями, предложенными ребятами, выбирая самые лучшие, удачные, на взгляд одноклассников. Такой вид домашнего задания полюбился детям младшего и среднего звена и стал уже традиционным.
Очень важно оценить школьные результаты учащихся в различных видах музыкальной деятельности: хоровое исполнение музыки, слушание музыки, размышления о музыке (анализ музыкального произведения), творческие задания, музыкальные игры, т.е определить уровень сформированности музыкальных компетентностей. С целью учета динамики сформированности музыкальных компетентностей, мной разработан формальный протокол наблюдения за учащимися класса на уроках музыки и внеклассной работе за 3 последних года.
Он показал, что на протяжении последних трех лет наблюдается рост количества учащихся с высоким уровнем развития музыкальных компетентностей. С одной стороны, это обеспечивается за счет общего развития учащихся, с другой - целенаправленным воздействием на формирование музыкальных компетентностей в условиях применения элементов современных образовательных технологий.
Результативность обученности в целом отслеживается посредством:
- обобщений по заданной теме;
- контрольных тестов, анкет;
- игры "угадай-ка" по слушанию музыки;
- индивидуальных или групповых творческих заданий;
- мини-сочинений - впечатлений;
- письменных дифференцированных ответов;
- посредством поэтапного отслеживания результатов деятельности учащихся (протокол наблюдений за сформированностью музыкальных компетентностей);
Результаты обучения оцениваются по зачетной системе и дополняются устной характеристикой ответа, в которой дается анализ качества выполнения учеником проверочного задания, раскрываются положительные и отрицательные стороны его ответа.
Эффективность применения инновационных методов и приемов на уроках, форм и видов внеклассной учебной деятельности.
Результаты педагогической деятельности.
Все время работы в школе я руковожу вокальным кружком.
Вокально-хоровая работа на уроках музыки и занятиях вокального кружка проходит с помощью программ "Windows Media Player". Ребята с творческим задором поют песни с различным аккомпанементом. Готовое сопровождение (минусовки) к огромному количеству песен способствует значительному расширению круга исполняемых произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей, развитию их исполнительских способностей чисто, выразительно исполнять в хоре, ансамбле, соло в унисон, двухголосие, с четкой дикцией в сопровождении и а'капелла.
Юные вокалисты успешно выступают на сценах школы и нашего города. Занимают призовые места на городских и районных конкурсах, фестивалях: "Пою тебе, учитель!", (2007-08 уч.г., 2008-09 уч.г. - дипломы 1 степени ), "Эх о войны" (диплом 3 степени).
В 2008-2009 учебном году вместе с учителями школы я прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel "Обучение для будущего".
Эта программа помогла мне разработать проект "Музыка и здоровье", с которым она, в целях обмена опытом по организации проектной деятельности и обеспечения здоровьесбережения учащихся, выступала с презентацией перед коллективом школы искусств и на районном семинаре по программе Intel "Обучение для будущего".
С этим же проектом в марте этого года ученики 5а класса приняли участие в районном конкурсе учебных проектов школьников и заняли 2 место.
Я считаю, что музыкальный дар есть в каждом ребенке. Творчество, словно золотой ключик, откроет его на радость нам, а потом сама жизнь предоставит ребятам множество ситуаций, где они проявят свой талант и фантазию.
Заключение.
Таким образом, путем освоения элементов информационно-коммуникационных технологий, отбора методов и приемов повышения учебной мотивации на уроках музыки, а также разработку методических подходов, обеспечивающих высокие достижения учащихся по предмету, сформировалась педагогическая система, обеспечивающая музыкальную культуру учащихся., нацеленную на развитие творческой познавательной активности, коммуникативных навыков учащихся в условиях проектной деятельности.
Список литературы:
- П.К.Селевко. Современные преподавательские технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
- Ю.Б.Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва, "Владос", 2000г.
- Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., "Академия", 2002 г.
- Стандарт начального и основного общего образования по Искусству 2004 (учительская газета № 3 от 27 января 2004).
- Т.И.Бакланова. Обучение в 1- 4 классах по учебнику "Музыка". Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. Москва, "Астрель", 2005