Задачи:
- Познакомить с понятием «имя прилагательное»; отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
- Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность детей.
- Воспитывать интерес к урокам русского языка, любовь к родному языку.
ХОД УРОКА
1. Мобилизующий этап
На доске написано задание. Учитель читает один раз.
Учитель. Буква А и Я живут в разных домиках. Причем один домик высокий, а другой низкий. Причем буква А не живет в низком домике. В каком домике живут буквы? (Ответы детей)
У. Дайте характеристику букв а и я. (Ответы детей)
2. Минутка чистописания
Учитель. На доске ряд букв: м, л, н, р, я Внимательно посмотрите и скажите, какую букву будете писать на минутке чистописания? Объясните почему? Запишите ее в сочетание с этими буквами.
3. Актуализация опорных знаний, умений учащихся, словарная работа
Учитель. Слово, с которым мы сегодня познакомимся, вы составите сами, если внимательно проследите за движением стрелки.
У. Какое слово составили? (Ответы
детей)
У. Что такое молоко? (Ответы детей)
У. Кроме коров какие животные дают
молоко? (Ответы детей)
У. Что мы получаем из молока? (Ответы
детей)
У. Зачем людям нужно молоко? (Ответы
детей)
У. Обобщите, что же обозначает слово
молоко? (Ответы детей)
У. Давайте произнесем вслух, определим
ударный слог. (Ответы детей)
У. Найдите слово молоко в
орфографическом словаре, напишите в тетрадке,
поставьте ударение и подчеркните безударные
гласные, которые надо запомнить. Давайте еще раз
хором по слогам его произнесем. Составьте
предложение, а самое лучшее запишем.
У. А что обозначает это слово и на какой
вопрос отвечает? (Ответы детей)
4. Изучение нового материала
1) Создание проблемной ситуации.
На доске записаны слова:
Молоко, осень, белое, дом, золотая, трава, большой, зеленая, лиса, рыжая.
У. Давайте вслух прочитаем. Я считаю, что эти слова отвечают на вопрос «кто?» или «что?». Права ли я? Докажите мне. (Ответы детей)
Учитель оформляет на доске запись:
что? молоко
что? осень
что? дом
что? трава
кто? лиса
У. Что обозначают имена существительные и как подчеркиваются?
(Вносится дополнение в запись)
предметы
что? молоко
что? осень
что? дом
что? трава
кто? лиса
2) Формулирование учебной проблемы
У. Прочитайте оставшиеся слова.
Белое, золотая, большой, зеленая, рыжая
У. Это имена существительные? А можем
ли мы назвать, к какой части речи относятся
эти слова? Почему? Чего мы еще не знаем? (Ответы
детей)
У. Какой вопрос возникает?
Сформулируйте проблему. (К какой части речи
относятся данные слова?)
3) Поиск решения проблемы
У. Давайте проведем исследование. Каждому существительному подберем одно из этих слов, подходящие по смыслу. Задавайте вопросы.
Учитель записывает на доске:
У. Все эти слова, которые мы подобрали к существительным, обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, и называются именами прилагательными. Они подчеркиваются волнистой линией.
4) Формулирование темы урока учащимися
У. Вспомните, какие вопрос стоял перед
вами в начале исследования? (Ответы детей)
У. Можем мы теперь ответить на этот
вопрос? Как называется часть речи? Кто сможет
сформулировать тему нашего урока? (Ответы
детей)
У. Расскажите все, что вы узнали об имени
прилагательном.
Физкультминутка
5. Закрепление
1) Работа с учебником
2) Работа в группах (каждой группе дается предмет)
У. Внимательно посмотрите на предмет, изображенный на картинке. Назовите предмет и его признаки по вопросам (береза, собака, огурец, яблоко).
6. Итог
– Что нового узнали на уроке?
– Что обозначает имя прилагательное?
– На какие вопросы отвечает?
– Приведите примеры.
– Наш урок я хочу закончить стихотворением:
Очень занимательное имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представьте-ка себе это: как без признаков предмета
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучится
Не скажем мы «прекрасное».
Не скажем мы «безобразное»,
Не скажем маме: «милая, красивая, любимая»,
Отцу, брату и сестре
Не сможем говорить нигде.
Эти замечательные при-ла-га-тель-ные.