Актуальность проблемы подготовки заключенных к жизни на свободе для школ закрытого типа очевидна. Осужденные в большинстве своем не имеют позитивного опыта взаимодействия в семье и коллективе, обустройстве быта, заботы о здоровье, контроля за собственным поведением.
Необходимость введения курса « Подготовка заключенных к жизни на свободе» продиктована особенностями обучающихся закрытой школы. Эти особенности заключаются в том, что длительное пребывание в местах лишения свободы приводит к разотождествлению с жизнью в семье и обществе. Данный курс призван нивелировать этот аспект.
Специфика курса «Подготовка заключенных к жизни на свободе» обусловлена низким уровнем грамотности обучающихся, дефицитом простейших представлений об устройстве и функционировании как внутреннего мира человека, так и социальных институтов.
Целью прохождения курса «Подготовка заключенных к жизни на свободе» является содействие становлению личности осуждённых как полноценных членов свободного общества, уважающих Закон и соблюдающих социальные нормы.
В ходе достижения поставленной цели решаются задачи:
- формировать систему ценностей, отличную от криминальной;
- воспитывать потребность в приобщении к духовным ценностям и совершенствовании своего внутреннего мира;
- совершенствовать умение взаимодействовать в семье и коллективе;
- усвоить необходимость упорядочивания своего быта, заботы о здоровье, честного труда;
- формировать представление о том, что значит быть хорошим другом, семьянином, достойным гражданином своей страны.
В результате прохождения программного материала обучающиеся усвоят основные понятия:
– устройство и функционирование психики
человека;
– самопознание и саморегуляция;
– правила общения в семье и в коллективе без
конфликтов;
– необходимость соблюдения моральных норм
общества ;
– права и обязанности граждан России;
– виды трудовых отношений;
– создание и сохранение семьи;
– культура быта;
– здоровье и его сохранение;
– разрушительное действие никотина, алкоголя и
наркотиков на организм человека.
Они будут уметь:
– устанавливать и сохранять позитивные
отношения с окружающими;
– владеть приемами саморегуляции;
– общаться в семье и в коллективе без конфликтов;
– противостоять негативному давлению среды;
– избирать профессию и вид деятельности в
соответствии с особенностями своей личности;
– законными способами отстаивать свои права;
– обустраивать свое жилище и содержать его в
надлежащих санитарно-гигиенических условиях;
– соблюдать правила личной гигиены;
– вести здоровый образ жизни;
– делать точечный оздоровительный массаж;
– находить и заготавливать лекарственные травы,
готовить настои и отвары;
– готовить простые блюда и делать простейшие
заготовки продуктов на зиму.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, тренингов, просмотр видеоматериалов. Для того чтобы оценить качество усвоения учениками материала предусмотрено собеседование. Оно позволяет обучающимся осуществить самоанализ уровня своих знаний, осознать результаты продвижения в собственном личностном росте.
В процессе собеседования педагог имеет возможность понять в какой мере содержание курса находит отклик во внутреннем мире ученика и продвигает его на пути личностного роста.
Программа «Подготовка заключённых к жизни на свободе» рассчитана на 396 часов
- 5 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)
- 6 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)
- 7 класс – 72 часа в год (2 часа в неделю)
- 8 класс – 72 часа в год (2 часа в неделю)
- 9 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)
- 10 класс – 72 часа в год (2 часа в неделю)
- 11 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)
- 12 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)
Реализуется в течение 8 лет.
Данная программа разработана по принципу «от простого к сложному». Простые разделы курса изучаются на более ранних этапах обучения.
Количество часов и распределение тем для изучения
5 класс 36 часов в год (1 час в неделю) |
Быт |
36 ч |
6 класс 36 часов в год (1 час в неделю) |
Природа, экология, человек раздел
«Здоровье» |
36 ч 17 ч |
7 класс 72 часа в год (2 часа в неделю) |
Семья | 72 ч |
8 класс 72 часа в год (2 часа в неделю) |
Человек и общество раздел
«Законодательство» |
72ч 29 ч |
9 класс 36 часов в год (1 час в неделю) |
Основы психологических знаний | 36 ч |
10 класс 72 часа в год (2 часа в неделю) |
Права человека и ответственность раздел
«Человек и его здоровье» |
72ч 21 ч |
11 класс 36 часов в год (1 час в неделю) |
Человек в семье и коллективе раздел
«Психология семейных отношений» |
36 ч 17 ч |
12 класс 36 часов в год (1 час в неделю) |
Психология личности | 36 ч |
Список литературы:
1. Алейникова Т.В. Психоанализ [Текст]: учеб.
пособие /Т.В.Алейникова.– Ростов н/Д: Феникс, 2008. –
352 с.
2. Батуев А.С., Соколова Л.В., Левитин М.Г.
Человек: основы физиологии и психологии [Текст]:
учеб. для 9 кл. общеобразовательных учебных
заведений /Под ред. А.С.Батуева.– М.: Дрофа, 2009. – 368
с.
3. Бер Ульрих. Что означают цвета [Текст]/Бер
Ульрих. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 224 с.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди.
Психология человеческих отношений. Люди, которые
играют в игры. Психология человеческой судьбы
[Текст]: пер. с англ. / Общ. ред. М.С.Мацковского. –
СП б: Специальная Литература, 2009. – 397 с.
5. Голозубов А.В. 100 тестов для мужчин
[Текст]/Сост. А.В.Голозубов. – Харьков: Фолио, 2008. –
286 с.
6. Дейл Карнеги. Как перестать беспокоиться и
начать жить [Текст] /Дейл Карнеги. – М.: Прогресс,
2007. – 286с.
7. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств,
воли [Текст] /В.Е. Дружинин. – М.: Т Ц Сфера, 2007. – 96
с.
8. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о
тебе [Текст]: книга для учащихся / Е.С. Жариков, Е.Л.
Крушельницкий – М.: Просвещение, 2009. – 223с.
9. Карпенко Т.И. Фэн-шуй: практикум [Текст] /
Т.И. Карпенко – М: ООО Астрель, 2006. – 137 с.
10. Королёва Злата Тесты «Говорящий
рисунок:100 графических тестов» [Текст] / Злата
Королёва – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 304 с.
11. Крылов Г.В., Казакова Н.Ф., Степанов Э.В.
Зелёная аптека Кузбасса [Текст] / Г.В Крылов, Н.Ф
Казакова, Э.В. Степанов. – Кемеровское книжное
издательство, 2008. – 334 с.
12. Михайлюк Е.Б. Чего хотят женщины? Женская
психология для мужчин [Текст] / Е.Б. Михайлюк –
Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.
13. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы
психологии для старшеклассников[Текст]: пособие
для педагога в 2ч.,часть 1/ Л.П. Пономаренко, Р.В.
Белоусова.– М: ВЛАДОС, 2009. – 224 с.
14. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы
психологии для старшеклассников[Текст]: пособие
для педагога в 2 ч., часть 2 / Л.П. Пономаренко, Р.В.
Белоусова – М: ВЛАДОС, 2005, ч. 2 – 192 с.
15. Римская Р.П., Римский С.Н. Практическая
психология в тестах, или как научиться понимать
себя и других [Текст] / Р.П. Римская, С.Н. Римский. –
М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009 – 400с.
16. Родионов Н.В. Консервируем сами [Текст] /
Н.В. Родионов. – М: Цитадель-трейд, 2006 – 207 с.
17. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное
развитие. Тренинг готовности к экзаменам. [Текст]
/ М.Ю. Савченко – М : Вако, 2007. – 240 с.
18. Сизанов А.В. Тесты и психологические игры.
Ваш психологический портрет. [Текст] / А.В.
Сизанов. – Мн.: Полымя, 2009. – 576с.
19. Соколов Я.В., Прутченков А.С.
Граждановедение [Текст]: учебное пособие для
учащихся 8 классов, их родителей и учителей / Я.В.
Соколов, А.С. Прутченков. – М.: Гражданин, 2008. – 224
с.
20. Федоренко Л.Г. Аттестация в школе: после и
до. [Текст] : /Л.Г.Федоренко. – СП б : КАРО, 2008. – 102 с.
21. Чернобай В.А. Социальная психология.
[Текст] / В.А. Чернобай. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2006. – 256 с.
22. Шпарь В.Б. Гений общения или искусство
быть разным: [Текст] / В.Б. Шпарь. – Ростов н/Д:
Феникс, 2007.– 512 с.
23.Штайнер Клод. Сценарии жизни людей. Школа
Эрика Берна. [Текст] / Клод Штайнер. – СПб: Питер,
2008. – 416 с.