Итоговое диагностическое занятие по грамоте в подготовительной к школе группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • Выявление уровня развития у детей 6-ти лет ориентировки в звуковой системе нашего языка, а так же в области подготовки руки к письму.
  • Выявление умения производить звуковой анализ слов и предложений с последующим их моделированием (графическим, условно-символическим)
  • Выявление уровня знаний букв алфавита.

Оснащение к занятию: письмо от «Феи Грамоты» с конвертами, в которых задании и буква зашифрованного слова; доска для выполнения заданий; музыкальная запись для физминутки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят за столами по два человека.
На столах: карточки для моделирования звукового разбора слов, фишки, обозначающие звуки, простой карандаш, рабочая тетрадь ( в клетку), фишки зеленого и красного цвета для самооценки детей, лист с заданием по составлению слов из слогов.

– Ребята, в нашу группу пришло необычное письмо: «д/с «Родничок». Гр. «Капельки» от Феи Грамоты. Давайте прочтём его.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Злой колдун Звукомор заколдовал мою страну. Он похитил все звуки! Теперь в моей стране полная тишина. Звукомор обещал отпустить звуки, если кто-нибудь разгадает зашифрованное письмо, а для этого нужно выполнить задания. Помогите мне пожалуйста освободить звуки! Фея Грамота»

– Ну, что, ребята, поможем расколдовать страну феи Грамоты?
– Мы можем с вами стать командой умных и грамотных спасателей.

1. Ну, вот, и первый конверт с заданием: «Превратите согласные звуки в слоги и назовите, какие они стали тв. или мяг».
Я предлагаю сыграть в игру. Девочки выбирают гласные звуки, а мальчики – согласные. Девочки встают сзади мальчиков. Мальчики называют, какой слог получился, а девочки – какой стал согласный тв. или мяг.
– Молодцы, ребята, вот у нас есть и первая буква из зашифрованного слова. Какая это буква? Правильно – З. Давайте сядем на свои места и узнаем какое следующее задание:

2. «Отгадайте загадку и запишите отгадку без букв»
Вот это Звукомор и задание прислал… Я думаю, что и с этим заданием мы справимся. Слушайте внимательно загадку.

«Всё я знаю,  всех учу,
Но сама всегда молчу.
И чтоб со мною подружиться
Надо грамоте учиться!» (Книга)

– Правильно ребята, а как же можно записать отгадку без букв? (Схема)

– Я предлагаю Лизе выполнить это задание у доски, а вы в своих тетрадочках.
– Давайте сверимся. Лизонька, расскажи нам почему такая схема получилась у тебя. (Разбор слова)
– Умничка. Ребята, у кого правильно записана схема в тетради поднимите красный значок, а кто допустил ошибочку поднимите зеленый.
– С заданием мы справились и у нас есть вторая буква. Это буква – К/

3. А вот и следующее задание. Звукомор, наверное, думает, что мы не справимся, но он сильно ошибается. Ну, что читаем?
«Назовите поговорки и пословицы о знаниях и учебе»
Да, мы много знаем с вами поговорок. (Дети называют поговорки)
– Есть у нас ещё одна буква. У/

4. Следующий конверт: «Изобразите целый магазин игрушек» Это задание мы выполним с лёгкостью.
Физминутка – танец «Игрушки»
– Уважаемые гости, похожи мы были на целый магазин игрушек? Значит, мы можем достать следующую букву – А. Мы уже с вами близки к разгадке. Смотрим следующее задание.

5. «Придумайте предложения о школе и запишите одно схематически» (Дети называют предложения)

– Мне очень нравится предложение: «Мы скоро пойдём в школу». Давайте его запишем. У доски я предлагаю выполнить это задание Данику С., а вы в своих тетрадочках. (Дети выполняют задание)
– Вспомните, какие правила есть о предложениях? (Дети перечисляют)
– Давайте сверимся со схемой на доске.
– У кого всё правильно – поднимаем красный значок, а кто допустил ошибочку и исправил её поднимает – зелёный.
– И с этим заданием мы справились. Смотрим, какая пятая буква? Это буква – Б

6. Звукомор нам приготовил ещё задание: «Соедините линией слоги, чтобы получились слова. И назовите их» (записаны слоги в два столбика)

– Ребята, у вас на столах есть листы. Вы поняли, что нужно сделать? (После выполнения дети называют получившиеся слова)
– Вот и последняя буква зашифрованного слова. Это буква А
– Ребята, мы выполнили все задания от Звукомора. Осталось узнать, что же это за слово. А для этого нам нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами.

з

к

у

а

б

а

2

5

4

6

3

1

– Какое слово у вас получилось? (АЗБУКА)
– Ребята, а я знаю стихотворение об азбуке:

«Ты буквы эти заучи,
Их три десятка с лишним,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Прочтёшь ты книги о зверях
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет АЗБУКА твоя!»

– Мы выполнили все задания. И я думаю, что Звукомор освободит все звуки, живущие в стране феи Грамоты, как он и обещал. И мы с ними со всеми будем встречаться в школе.