Программные задачи:
- Выявление уровня развития у детей 6-ти лет ориентировки в звуковой системе нашего языка, а так же в области подготовки руки к письму.
- Выявление умения производить звуковой анализ слов и предложений с последующим их моделированием (графическим, условно-символическим)
- Выявление уровня знаний букв алфавита.
Оснащение к занятию: письмо от «Феи Грамоты» с конвертами, в которых задании и буква зашифрованного слова; доска для выполнения заданий; музыкальная запись для физминутки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят за столами по два человека.
На столах: карточки для моделирования звукового
разбора слов, фишки, обозначающие звуки, простой
карандаш, рабочая тетрадь ( в клетку), фишки
зеленого и красного цвета для самооценки детей,
лист с заданием по составлению слов из слогов.
– Ребята, в нашу группу пришло необычное письмо: «д/с «Родничок». Гр. «Капельки» от Феи Грамоты. Давайте прочтём его.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Злой колдун Звукомор заколдовал мою страну. Он похитил все звуки! Теперь в моей стране полная тишина. Звукомор обещал отпустить звуки, если кто-нибудь разгадает зашифрованное письмо, а для этого нужно выполнить задания. Помогите мне пожалуйста освободить звуки! Фея Грамота»
– Ну, что, ребята, поможем расколдовать
страну феи Грамоты?
– Мы можем с вами стать командой умных и
грамотных спасателей.
1. Ну, вот, и первый конверт с заданием:
«Превратите согласные звуки в слоги и назовите,
какие они стали тв. или мяг».
Я предлагаю сыграть в игру. Девочки выбирают
гласные звуки, а мальчики – согласные. Девочки
встают сзади мальчиков. Мальчики называют, какой
слог получился, а девочки – какой стал согласный
тв. или мяг.
– Молодцы, ребята, вот у нас есть и первая буква
из зашифрованного слова. Какая это буква?
Правильно – З. Давайте сядем на свои места и
узнаем какое следующее задание:
2. «Отгадайте загадку и запишите отгадку
без букв»
Вот это Звукомор и задание прислал… Я думаю, что
и с этим заданием мы справимся. Слушайте
внимательно загадку.
«Всё я знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
И чтоб со мною подружиться
Надо грамоте учиться!» (Книга)
– Правильно ребята, а как же можно записать отгадку без букв? (Схема)
– Я предлагаю Лизе выполнить это
задание у доски, а вы в своих тетрадочках.
– Давайте сверимся. Лизонька, расскажи нам
почему такая схема получилась у тебя. (Разбор
слова)
– Умничка. Ребята, у кого правильно записана
схема в тетради поднимите красный значок, а кто
допустил ошибочку поднимите зеленый.
– С заданием мы справились и у нас есть вторая
буква. Это буква – К/
3. А вот и следующее задание. Звукомор,
наверное, думает, что мы не справимся, но он
сильно ошибается. Ну, что читаем?
«Назовите поговорки и пословицы о знаниях и
учебе»
Да, мы много знаем с вами поговорок. (Дети
называют поговорки)
– Есть у нас ещё одна буква. У/
4. Следующий конверт: «Изобразите целый
магазин игрушек» Это задание мы выполним с
лёгкостью.
Физминутка – танец «Игрушки»
– Уважаемые гости, похожи мы были на целый
магазин игрушек? Значит, мы можем достать
следующую букву – А. Мы уже с вами близки к
разгадке. Смотрим следующее задание.
5. «Придумайте предложения о школе и запишите одно схематически» (Дети называют предложения)
– Мне очень нравится предложение: «Мы
скоро пойдём в школу». Давайте его запишем. У
доски я предлагаю выполнить это задание Данику
С., а вы в своих тетрадочках. (Дети выполняют
задание)
– Вспомните, какие правила есть о предложениях? (Дети
перечисляют)
– Давайте сверимся со схемой на доске.
– У кого всё правильно – поднимаем красный
значок, а кто допустил ошибочку и исправил её
поднимает – зелёный.
– И с этим заданием мы справились. Смотрим, какая
пятая буква? Это буква – Б
6. Звукомор нам приготовил ещё задание: «Соедините линией слоги, чтобы получились слова. И назовите их» (записаны слоги в два столбика)
– Ребята, у вас на столах есть листы. Вы
поняли, что нужно сделать? (После выполнения
дети называют получившиеся слова)
– Вот и последняя буква зашифрованного слова.
Это буква А
– Ребята, мы выполнили все задания от Звукомора.
Осталось узнать, что же это за слово. А для этого
нам нужно расставить буквы по порядку в
соответствии с цифрами.
з |
к |
у |
а |
б |
а |
2 |
5 |
4 |
6 |
3 |
1 |
– Какое слово у вас получилось? (АЗБУКА)
– Ребята, а я знаю стихотворение об азбуке:
«Ты буквы эти заучи,
Их три десятка с лишним,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Прочтёшь ты книги о зверях
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет АЗБУКА твоя!»
– Мы выполнили все задания. И я думаю, что Звукомор освободит все звуки, живущие в стране феи Грамоты, как он и обещал. И мы с ними со всеми будем встречаться в школе.