Цели: выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу.
Задачи:
- Образовательные: закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды, ядовитые растения.
- Развивающие: развивать умения сравнивать предметы, высказывать собственные суждения, делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своём здоровье и сохранении своей жизни;
- Коррекционные: развивать внимание, пространственные представления, познавательный интерес.
Оборудование:
- Компьютер, видеопроектор, экран.
- Презентация.
- Карточки слогов в конверте для каждого ученика (растения, ягоды, грибы)
- Разрезные картинки для каждого ученика (грибы)
- Изображения тени растений.
- Контурный рисунок предметов.
- Карточки с заданиями для работы в группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Проверьте готовность к уроку.
– Проверили? Садитесь!
– Старательно трудитесь!
II. Проверка домашнего задания
Меры безопасности в домашних условиях
– Назовите электрические приборы. Перечислите
правила безопасности при использовании домашней
техники.
– Какие места в доме можно назвать местами
повышенной опасности. Расскажите, как избежать
опасности в этих случаях.
– Какие еще бытовые опасности вы знаете. Как
избежать травм при использовании предметов и
веществ?
III. Постановка цели
– Мы совершим путешествие в лес. Узнаем, какие опасности могут встретиться в живой природе, чтобы научиться их избегать.
IV. Введение в тему
Ученик:
Е. Трутнева
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
– О каком времени года пойдёт речь на уроке? И так отправляемся в путешествие.
Кинезиологическое упражнение для пальцев: «Побежали по дорожке»
Соединить большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки, соединить большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки. Разомкнуть пальцы, находящиеся снизу, и соединить сверху. Движение повторить. Руки должны быть расслабленными. Получается эффект «бегущей дорожки».
V. Aктуализация опорных знаний
Назовите летние месяцы (слайд 1):
Ученик:
Теплый длинный-длинный день,
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка?
(Июнь)
Ученик
Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его – вершина лета.
Что скажи, за месяц это?
(Июль)
Ученик:
Листья клёна пожелтели
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц,
Подскажи!
(Август)
Коррекционное упражнение.
Учитель: Солнце греет жарко, солнце светит ярко.
Игра: «Угадай, чья тень» (Приложение 1)
– Назовите одним словом. Какое растение лишнее?
– Представляют ли эти растения опасность для
человека?
Учитель: Что нам дарит лето?
Игра «Путаница»
Сосчитайте сколько предметов (Приложение 2)
– В какие группы можно объединить предметы?
Учитель: Мы долго шли и взобрались на горку.
Упражнение для развития речевого дыхания.
Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и на выдохе проговорить скороговорка как можно дольше. Во время проговаривания воздух не добирать.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка…
VI. Изучение нового материала
Учитель: Лето – радостная пора. Нам
надо узнать, какие опасности могут подстерегать
в живой природе, чтобы неприятности не омрачили
весёлые летние каникулы. Мы отправляемся в лес.
– Какие опасности могут встретиться летом в
лесу, узнаем, выполнив задания.
Задание: конверт № 1.
В конверте карточки со слогами:
рас | те | ни | я | я | го | ды | гри | бы |
Из слогов составьте слова.
Получились слова: растения, ягоды, грибы.
Ядовитые ягоды (Презентация).
– Кто знает название этих ягод? Чем они отличаются? Какие ягоды опасны для здоровья человека?
- Вороний глаз и черника (слайд 3).
- Бузина и рябина (слайд 4).
- Волчье лыко и красная смородина (слайд 5).
Загадка.
На зелёной ножке белые горошки (слайд 6).
– Это ландыш майский – лекарственное растение. Но после цветения появляются оранжевые ягоды. Они очень ядовиты (слайд 7).
Физкультминутка
Коррекционное упражнение
Только в лес мы все вошли,
Налетели комары.
Прогоним их.
– Послушайте ритм и повторите самостоятельно.
Хлоп-хлоп (хлопки).
Шлеп-шлеп-шлеп (удар по коленочкам).
Топ (топнуть ногой).
Первую опасность мы узнали – ядовитые ягоды.
– Вызывает сильные, болезненные ожоги борщевик.
– Кто видел растение борщевик? Опишите его (слайд
8).
– Это растение часто встречается вдоль дорог в
нашей области. Может расти на краю огорода, поля.
– Расскажите, чем оно опасно. (Сок растения
вызывает ожоги, которые долго не заживают и очень
болезненны. Наиболее опасно попадание сока
борщевика в глаза.)
– Напишите в воздухе слово «борщевик».
Вторая опасность – ядовитые растения.
Гимнастика для глаз (слайд 11)
Задание: конверт № 2.
Разрезные картинки: съедобные и ядовитые грибы.
Ученик:
Вот и лес. И тишина.
Тут дружок не надо спешки.
Торопливость не нужна…
Видишь, рядом – сыроежки.
А чуть дальше, на полянке, –
И волнушки, и белянки.
А вот там, гляди маслята
Разбежались как цыплята,
Из-под веточек глядят…
– Какие грибы мы не станем собирать? (слайды 13,
14).
– Гриб бледная поганка смертельно опасный гриб.
Игра: собираем грибы (слайд 15).
Ученики называют грибы и говорят, можно ли их положить в корзинку. Если гриб съедобный, то он перемещается в корзину (по щелчку).
Третья опасность – несъедобные грибы
VII. Усвоение новых знаний
Работа в группах.
– Сообща определите правила безопасного поведения в лесу.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Опасное растение |
Ядовитые ягоды. |
Несъедобные грибы. |
Описать ядовитое растение борщевик. Чем опасен борщевик? Как надо себя вести, если встретишь такое растение? Как ты поступишь, если увидишь, что дети рвут листья борщевика? |
Назвать съедобные ягоды. Назвать ядовитые ягоды. Можно ли есть ягоды, если ты не уверен, что они съедобные? Что надо сделать, если почувствуешь недомогание после того, как съел ягоды? |
Назвать съедобные грибы. Назвать несъедобные грибы. Можно ли собирать грибы без взрослых? Можно ли самостоятельно готовить грибы? Надо ли вымыть руки после сбора грибов? Что надо сделать, если почувствуешь недомогание после того, как съел грибы? |
VIII. Итог
– Какие открытия сделали на уроке? А что вам
было уже известно?
– Конечно, мы назвали не все опасности, которые
нас поджидают в живой природе в лесу летом. –
Разговор о том, какие еще опасности нас ожидают в
живой и неживой природе, мы продолжим на
следующем уроке.
– Будьте осторожны! А я вам желаю счастливых
каникул, замечательного лета.
IX. Домашнее задание
Рабочая тетрадь – страница 16, №1, 2.
Учебник – страница 32, страница 33, Вопросы 1, 2, 3.
Литература: О. В. Казакова, Н. А. Сбоева, Н. И. Гаврилкина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс – М.; Просвещение, 2008.