Соединенные Штаты Америки

Разделы: География


Цели:

  • Обобщить полученные знания, умения, навыки по теме: “Соединенные штаты Америки”, вспомнить основные черты изучаемого региона по разделам – ЭГП, население, развитие хозяйства, макрорайоны страны.
  • Умение работать совместно при выполнении практических заданий различных форм, дополнительных сообщений.
  • Воспитывать уважение к изучаемой стране, к ее культуре, национальным традициям.

Оборудование:

  1. Компьютерная презентация на тему: “США”;
  2. Мультимедийный проигрыватель;
  3. Буклеты для выполнения практического задания;
  4. Атласы, контурные карты, учебники 10 класс.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы должны завершить изучение темы: “Соединенные штаты Америки”. На нашем уроке практикуме мы будем использовать вот такой буклет (Рисунок 1). Помимо этого я буду приклеивать вот такие маркеры за дополнительные ответы на уроке. Это то же повлияет на дополнительную оценку.

Давайте посмотрим на схему (на доске) – это цели нашего урока.

Должны знать
  • Особенности ЭГП страны
  • Характеристику населения
  • Развитие промышленности и сельского хозяйства
  • Основные черты макрорегионов страны
Должны уметь
  • Систематизировать знания, делать выводы
  • Использовать дополнительный материал
  • Работать с различными источниками географических знаний

В конце урока мы должны снова вернуться к ним.
Итак, ребята, что вам заполнилось больше всего при изучении темы: “США”?
Я вижу, что многие эпизоды темы у вас сохранились в памяти, и мы должны их систематизировать.

1. ЭГП

Экономико-географическое положение Штатов.
Верно ли высказывание, что на высокий уровень экономики США повлияло его географическое положение?
В чем плюсы и есть ли минусы в ЭГП?

Посмотрим на карту.

Сообщение ученика: Выгоды ЭГП: США имеют ряд естественных преимуществ в сравнении со многими странами. Большая часть территории находится в зоне умеренных и южных широт, благоприятных для производства различных сельскохозяйственных культур. Берега страны омываются водами Тихого и Атлантического океанов, а Аляска – водами Северного Ледовитого океана. США имеют сухопутную границу с Канадой и Мексикой, с которыми у них традиционно высокоразвитые экономические связи. Западная оконечность Аляски имеет морскую границу с Россией (ширина Берингова пролива 85 км). Соседство с Латинской Америкой, располагающей огромными ресурсами, оказало благотворное влияние на хозяйственное развитие США. Находясь на значительном удалении от Европы, США в годы обеих мировых войн не имели на своей территории никаких военных действий. Иными словами, экономико-географическое положение (ЭГП) США выгодное.

Выполним первое задание нашего буклета.

Географическое положение территории всегда влияет на размещение природных ресурсов. Какова экономическая оценка размеров природных ресурсов у США?

Откроем карты учебника и атласа.

Сообщение учеников. Природные условия США.

Природные условия США весьма разнообразны. Большую часть страны на востоке и в центральных районах занимают равнины и невысокие полуразрушенные горы. Западную часть (включая Аляску) занимают горные массивы – Кордильеры. Гавайские и Алеутские острова представляют собой ряд потухших и действующих вулканов.

Территория США охватывает практически все климатические зоны: от сурового арктического на севере Аляски до жаркого тропического на крайнем юге страны.

США богаты водными ресурсами. Великие американские озера – Верхнее, Мичиган, Гурон, Сент-Клэр, Эри, Онтарио – соединены в единую водную систему, имеющую выход в Атлантический океан. Это величайшее в мире скопление пресной воды. В северной части штата Юта находится Большое Соленое озеро глубиной 4 м.

Крупнейшая река – Миссисипи с притоками Миссури, Арканзас, Огайо. Площадь бассейна этой реки превышает 60% территории США. В западной части страны – крупнейшие реки Колорадо и Колумбия. Они располагают огромными гидроэнергоресурсами. Общая длина внутренних водных путей – свыше 40 тыс. км.

Раньше половину территории страны занимали леса, но около 40% их вырублено, в основном, в восточной части.

Почвенный покров США весьма разнообразен. Под лесами развиваются дерново-подзолистые почвы, в субтропических зонах – красноземы и желтоземы, на Центральных равнинах – черноземы, темно-каштановые, на Аляске – болотные, горно-тундровые.

2. Население.

Что может быть интересней изучать население страны, культуру различных народов, традиции, историю заселения?
Давайте посмотрим на схему в буклете. И вспомним, основные моменты изучения темы: “Население США”.

  • Какова численность населения страны?
  • Посмотрите на карту плотности населения, где самые густонаселенные районы?
  • Какая основная религия распространена в стране?
  • Почему эту страну называют страной переселенческого типа?
  • Посмотрите на экран и вспомните, каков расово-этнический состав населения? (Мультик.)

3. Хозяйственная оценка экономики страны.

Еще в конце 19 века, обогнав Великобританию США, вышли на I место по объему промышленного производства. И ныне они первенствуют в производительности труда, в большинстве наукоемких производств. Им удалось так же сохранить свое преимущество и в некоторых традиционных отраслях промышленности и сельского хозяйства, а так же в непроизводственной сфере.

Основой развития экономики являются полезные ископаемые, а какого их наличие в США?

Обратимся снова к атласам.

Сообщение учеников: Полезные ископаемые. США располагают значительными запасами полезных ископаемых, которых насчитывают более 100 видов. Около 90% всего объема добывающей промышленности дает топливно-энергетическое сырье – уголь, нефть, природный газ и уран. Основные месторождения нефти и природного газа:

  • ” южный регион (штаты Техас, Оклахома, Луизиана, Арканзас с переходом на континентальный шельф Мексиканского залива);
  • западный регион (штат Калифорния);
  • Аляска.

Главные угольные бассейны – Иллинойский, Питтсбургский, связанные с Аппалачскими горами. Добыча урана ведется на плато Колорадо, в восточной части Скалистых гор. Вместе с тем, большую часть нефти (52%) США завозят из других стран – Мексики, Венесуэлы, стран Персидского залива. Причин такого положения несколько, и в первую очередь – ограничение добычи собственной нефти на континентальном шельфе, а также так называемая политика экономии на будущее.

Железная руда добывается в районе озера Верхнего, плато Колорадо; медь – на западе (штаты Колорадо, Нью-Мексико, Монтана) и в районе озера Верхнего (штат Висконсин); полиметаллы – в Миссисипской долине (северо-запад и юго-запад). В западной части – запасы ртути, бокситов, золота, молибдена, титана. Бедны США кобальтом, вольфрамом, хромом, марганцем, алмазами.

Из неметаллических полезных ископаемых добываются фосфориты, сера, калийные соли.

Заполните задание 3 в буклете под буквами Б., В., Г.

Каковы основные черты экономики США?

Сообщение ученика: Характерные особенности экономики. США – индустриально-аграрная страна. По объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, по уровню развития транспорта занимают первое место в мире.

Характерные черты экономики:

  • высокий уровень монополизации, производственной и территориальной концентрации;
  • широкое разнообразие промышленности и сельского хозяйства: здесь развиты практически все отрасли;
  • большой удельный вес отраслей ВПК;
  • значительная ориентированность производимой продукции на внешний рынок (США – крупнейший экспортер продукции машиностроения, химической, легкой, пищевой промышленности, зерна, табака, сои и др.);
  • высокий уровень наукоемкости производства, вложений в науку (на долю США приходится около 1/3 всех мировых затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)).

Какие ведущие отрасли промышленности присутствуют в США? Посмотрите в карту атласа и сделайте вывод. (Работа с атласом.)

Сообщение ученика: Ведущие отрасли промышленности:

– машиностроение, дающее почти 40% всего промышленного производства. Этот комплекс включает пять крупных групп отраслей (металлообработка, общее машиностроение, электротехническое, транспортное машиностроение, приборостроение). Около 30% объема производства в машиностроительном комплексе дает автомобилестроение; важнейший центр – штат Мичиган. Важную роль играет авиаракетокос-мическая промышленность (13% объема машиностроения), электротехническое машиностроение (25%);

– комплекс материалопроизводящих отраслей (горнорудная, нерудная, химическая, нефтехимическая, черная и цветная металлургия, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, строительных материалов, фарфоро-фаянсовая);

– энергетический комплекс.

– Важное место занимает комплекс по производству предметов потребления (легкая, пищевая, мебельная промышленность и др.).

Выполните в буклете задание 3 под буквой А.

Какую роль в экономике страны играет агропромышленный комплекс?

Особую роль в экономике США играет агропромышленный комплекс, включающий отрасли, выпускающие средства производства для сельского хозяйства (сельхозмашины, трактора, минеральные удобрения, комбикорма и др.); само сельскохозяйственное производство, отрасли, обеспечивающие переработку и сбыт сельскохозяйственного сырья. США имеют весьма благоприятные условия для развития практически всех отраслей сельского хозяйства. Земельная площадь равна 916 млн. га, из которых 80% земель используется в сельском хозяйстве. Почти 2/3 земель расположено в районах с высоким естественным плодородием почв, с количеством осадков более 700 мм, с безморозным периодом свыше 170 дней. Доля США на мировом рынке продовольствия превышает 15%.

США начинали свою сельскохозяйственную историю как страна мелких фермеров.

Научно-техническая революция в сельском хозяйстве в 70–80-е гг. значительно увеличила технологический потенциал отрасли. Интенсификация земледелия и животноводства шла по пути повышения урожайности сельскохозяйственных культур, повышения продуктивности животных (при определенном сокращении посевных площадей и поголовья скота), по пути механизации и автоматизации, химизации, мелиорации, широкого внедрения достижений сельскохозяйственной науки, подготовки специалистов.

Стоимости производимой продукции растениеводства и животноводства примерно равны. Две трети посевов занимают зерновые.

Физкультурная пауза.

Вы знаете, что все страны участвуют в международном разделении труда. А как вы думаете, Россия и в частности наша Республика участвует в партнерских отношениях с США?

Сообщение ученика: После открытия “железного занавеса” Россия начала налаживать не только политические, но и экономические связи с зарубежными странами. Сейчас никого не удивишь вхождением в структуру экономических связей миграции рабочей силы, экономическое и научное сотрудничество, сотрудничество в сфере производства и т.д.

Наша республика занимает ведущее место среди субъектов Федерации, которые активно приняли позиции сотрудничества, обмена в сфере производства. Многие студенты из Татарстана уезжают на стажировку в США, открыт Татаро-американский институт, открыты совместные предприятия сферы услуг, например “Макдональдс”, предприятие пищевой промышленности “Кокка – кола” по выпуску безалкогольных напитков, созданы совместные предприятия по выпуску автомобилей в Елабуге и т.д.

4. Макрорегионы Соединенных штатов Америки.

Последний вопрос, который мы должны повторить это деление страны на макрорегионы.
Почему произошло такое деление?
Сколько всего экономических районов выделяется?

Запишите их в схему буклета.

А теперь работа по вариантам.
Каждому варианту дается задание по плану описать экономический район США.

Записи и план в буклете.

Вывод: Вернемся к началу урока. Какие цели мы ставили, посмотрите? Мы их достигли? А теперь ответьте ваши впечатления, ассоциации, знания по Соединенным штатам Америки выросли или остались на прежнем уровне?

Спасибо за урок! Сдайте ваши работы.