Цели:
- закрепление знаний и умений умножения и деления десятичных дробей на натуральные числа при решении примеров, задач, уравнений;
- развитие логического мышления, правильности и культуры устной речи, воспитание аккуратности при оформлении решения различных видов упражнений;
- формирование положительной мотивации к предмету через нестандартную форму реализации урока, развитие познавательного интереса учащихся.
Тип урока: урок-закрепление
Оборудование:экран + проектор, презентация, доска.
План урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Актуализация знаний. Полуустная работа.(2 мин)
- Повторение опорных знаний. (2 мин).
- Проверка домашнего задания (4 мин).
- Решение задач и примеров. (18 мин). Петербургские минутки.
- Физкультминутка (2 мин).
- Самостоятельная работа (12 мин).
- Домашнее задание. Подведение итогов.(3 мин)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.
Кто сегодня отсутствует?
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение
действий с десятичными дробями.
2. Актуализация знаний. Полуустная работа
– Запишем в тетради число, «Классная работа».
Поставили в тетради №1
– Задумайте десятичную дробь. (Запишите ее)
– Умножьте ее на 2. (Запишите результат)
– Произведение умножьте на 5. (Запишите
результат)
– В полученной дроби (числе) перенесите запятую
на один знак влево. (Запишите результат)
– Какое у вас получилось число по сравнению с
задуманным? (Получится задуманное число.)
– Почему? (Умножив на 2, потом на 5 , мы
фактически умножаем на 10; перенося запятую влево
на один знак – мы делим на 10; т.о. число не
меняется)
Тема урока: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа».(Слайд 1)
3. Повторение опорных знаний (Слайд 2)
Устный опрос:
Правило умножения десятичной дроби на
натуральное число;
Правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и
т.д.
Правило деления десятичной дроби на натуральное
число;
Правило деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
4. Проверка домашнего задания (Слайды 3 и 4)
– Проверим выполнение домашней работы. Внимательно посмотрите на предложенное решение и найдите ошибки, укажите и исправьте их:
№ 1379 (ж)
29,1: (n – 3) = 13
n – 3 = 295,1* 13
n – 3 = 3836,3
n = 3836,3 +3
n = 3839,3
№ 1379 (з)
34 * (m + 1,2) = 61,2
m + 1,2 = 61,2:34
m + 1,2 = 18
m = 18+1,2
m = 19,2
5. Решение задач и примеров
– Обратимся сегодня на уроке к нашему любимому городу. (Слайд 5)
Путешествие по Санкт-Петербургу.
– Поставили в тетради №2
1. (Слайд 6) Расшифруй название музея, записав десятичные дроби в порядке возрастания.
(Слайд 7) Эрмитаж возник в 1764 году, как
частное собрание Екатерины II.
В 1852 году стал доступным для публичного
обозрения.
(Слайд 8) Сыграем в лото, чтобы познакомиться с
одним из сокровищ Эрмитажа. Вы решаете примеры
(устно), находите верный ответ, и если этот
ответ есть на карточке, то открывается часть
картинки.
17,3 – 1 = 16,3
2,65 + 0,05 = 2,7
0,27 : 9 = 0,03
5,3 * 2 = 10,6
1,8 : 3 = 0,6
0,863 – 0,563 = 0,3
4,31 + 10,5 = 14,85
10,4 : 2 = 5,2
12,35 + 2 = 14,35
0,311* 3 = 0,933
– Что изображено на картинке?
Колыванская ваза, изготовленная из яшмы, самая большая ваза в мире, находится в одном из залов Эрмитажа, который так и называется Залом большой вазы. Мастера Колыванской гранильной фабрики на Алтае работали над вазой в течение четырнадцати лет с 1829 по 1843 год. Из огромной глыбы серо-зелёной яшмы по рисунку архитектора Авраама Мельникова выдалбливалась, вырезалась огромная ваза, предназначенная для императорской сокровищницы – Эрмитажа.
(Слайд 9)
– Какая высота вазы? (В метрах)
– Поставили в тетради №3
– Давайте определим высоту вазы по следующему условию:
Если высоту вазы в метрах уменьшить в 100 раз, затем результат увеличить на 328,375 , а потом полученную сумму уменьшить в 8,21 раза, то получится число 40. Составьте уравнение, приняв за х высоту вазы, и решите его.
Вызываю ученика к доске:
(х : 100 + 328,375) : 8,21 = 40
x : 100 +328,375 = 40*8,21
x : 100 +328,375 = 328,4
x : 100 = 328,4 – 328,0375
x : 100 = 0,025
x = 0,025 * 100
x = 2,5
2,5 (м) – высота вазы
(Слайд 10)
– Сколько весит ваза? (в т)
– Поставили в тетради №4
5,3х + 12,08х – 9,38х = 152,32
8х = 152,32
x = 152,32:8
x = 19,04
19,04 (т) – весит ваза
– Несмотря на размеры и вес вазы, выглядит она удивительно лёгкой и изящной.
– Поставили в тетради № 5
Задача. (Слайд 11)
Чтобы доставить в Петербург драгоценный груз с
Алтая, понадобилась повозка, в которую впрягли 160
лошадей. На специальной телеге вазу больше года
везли
в Петербург. Определите, какой вес приходился
на долю каждой лошади в такой упряжке?
19,04 : 160 = 0, 119(т)
Выразите вес вазы в ц, кг.
0,119 * 10 = 1,19 (ц)
0,119 * 1000 = 119 (кг)
Ответ: 0,119т = 1,19ц = 119кг
6. Физкультминутка
(Слайд 12)
Поднимает руки класс – это «раз»
Повернулась голова – это «два»
Руки вниз, вперед смотри – это «три»
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»
С силой их к плечам прижать – это «пять»
Всем ребятам тихо сесть – этот «шесть».
7. Самостоятельная работа (Слайд 13)
Вариант 1.
1. 0,18 + 0,38 = 0,56
2. 28,354 + 0,848 = 29,202
3. 117,44 – 26,56 = 90,88
4. 21,782 – 0,29 = 21,492
5. 4,5 * 16 = 72
6. 7 * 18,36 = 128,52
7. 394,2 : 9 = 43,8
8. 4,32 : 27 = 0,16
Вариант 2.
- 10,91 + 15,09 = 26
- 0,208 + 3,912 = 4,12
- 52,7 – 0,728 = 51,972
- 12,36 – 4,45 = 7,91
- 4,8 * 45 = 216
- 9 * 14,55 = 130,95
- 261,6 : 8 = 32,7
- 4,8 : 32 = 0,15
Проверка (Слайд 14)
– Рядом с ответами поставьте соответствующую
букву, прочитайте имя великого художника.
– Поднимите руки, у кого получились правильные
ответы.
– Рафаэль и Леонардо да Винчи великие
итальянские художники. (Слайды 15 и 16)
Картины этих художников. Эти картины находятся в
Эрмитаже.
Рафаэль, 1483-1520 , «Мадонна с младенцем»1500-1502.
(Мадонна Конестебиле)
Леонардо да Винчи, 1452-1519 , «Мадонна с цветком» 1478.
(Мадонна Бенуа)
8. Домашнее задание (Слайд 17)
№1359 (ж,з) №1380 (а,г) №1388
9. Подведение итогов
Оценки за 1) уравнения 2) задачи 3) работа на уроке