Урок в 5-м классе "Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • закрепление знаний и  умений умножения и деления  десятичных дробей на натуральные числа при решении примеров,  задач, уравнений;
  • развитие логического мышления, правильности и культуры устной  речи, воспитание аккуратности при оформлении  решения различных видов  упражнений;
  • формирование положительной мотивации к предмету через нестандартную  форму реализации урока,  развитие  познавательного  интереса  учащихся.

Тип урока: урок-закрепление

Оборудование:экран + проектор, презентация, доска.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Актуализация знаний.  Полуустная  работа.(2 мин)
  3. Повторение опорных знаний. (2 мин).
  4. Проверка домашнего задания (4 мин).
  5. Решение задач и примеров. (18  мин).  Петербургские минутки.
  6. Физкультминутка (2 мин).
  7. Самостоятельная работа (12 мин).
  8. Домашнее задание. Подведение итогов.(3 мин)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Кто сегодня отсутствует?
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение  действий с десятичными дробями.

2. Актуализация знаний. Полуустная  работа

– Запишем в тетради число, «Классная работа». Поставили в тетради №1
– Задумайте десятичную дробь. (Запишите ее)
– Умножьте ее на 2. (Запишите результат)
– Произведение умножьте на 5. (Запишите результат)
– В полученной дроби (числе) перенесите запятую на один знак влево. (Запишите результат)
– Какое у вас получилось число по сравнению с задуманным? (Получится задуманное число.)
– Почему?  (Умножив на 2, потом на 5 , мы фактически умножаем на 10; перенося запятую влево на один знак – мы делим на 10; т.о. число не меняется)

Тема урока:  «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа».(Слайд 1)

3. Повторение опорных знаний (Слайд 2)

Устный опрос:

Правило умножения десятичной дроби на натуральное число;
Правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
Правило деления десятичной дроби на натуральное число;
Правило деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.

4. Проверка домашнего задания (Слайды 3 и 4)

– Проверим выполнение домашней работы. Внимательно посмотрите на предложенное решение и найдите  ошибки, укажите  и  исправьте  их:

№ 1379 (ж)

29,1: (n – 3) = 13
n – 3 = 295,1* 13
n – 3 = 3836,3
n = 3836,3 +3
n = 3839,3

 № 1379 (з)

34 * (m + 1,2) = 61,2
m + 1,2 = 61,2:34
m + 1,2 = 18
m = 18+1,2
m = 19,2

5. Решение задач и примеров

– Обратимся сегодня на уроке к нашему любимому городу. (Слайд 5)

Путешествие по Санкт-Петербургу.

– Поставили в тетради №2

1. (Слайд 6) Расшифруй название музея, записав десятичные дроби  в порядке возрастания.

(Слайд 7) Эрмитаж возник в 1764 году,  как частное собрание Екатерины II.
В 1852 году стал доступным для публичного обозрения.
(Слайд  8) Сыграем в лото, чтобы познакомиться с одним из сокровищ Эрмитажа. Вы решаете примеры (устно), находите верный ответ,  и если этот ответ есть на карточке, то открывается часть картинки.

17,3 – 1 = 16,3
2,65 + 0,05 = 2,7
0,27 : 9 = 0,03
5,3 * 2 = 10,6
1,8 : 3 = 0,6
0,863 – 0,563 = 0,3
4,31 + 10,5 = 14,85
10,4 : 2 = 5,2
12,35 + 2 = 14,35
0,311* 3 = 0,933

– Что изображено на картинке?

Колыванская  ваза, изготовленная из яшмы, самая большая ваза в мире, находится в   одном из залов Эрмитажа, который так и называется Залом большой вазы. Мастера Колыванской гранильной фабрики на Алтае  работали над вазой в течение четырнадцати лет с 1829 по 1843 год. Из огромной глыбы серо-зелёной яшмы по рисунку архитектора Авраама Мельникова выдалбливалась, вырезалась огромная ваза, предназначенная для императорской сокровищницы – Эрмитажа.

(Слайд 9)

– Какая высота вазы? (В метрах)

– Поставили в тетради №3

– Давайте определим высоту вазы по следующему условию:

Если высоту вазы  в метрах уменьшить в 100 раз, затем результат увеличить    на 328,375 , а потом полученную сумму уменьшить в 8,21 раза, то получится число 40. Составьте уравнение, приняв за х высоту вазы, и решите его.

Вызываю ученика к доске:

(х : 100 + 328,375) : 8,21 = 40
x : 100 +328,375 = 40*8,21
x : 100 +328,375 = 328,4
x : 100 = 328,4 – 328,0375
x : 100 = 0,025
x = 0,025 * 100
x = 2,5
2,5 (м) – высота вазы

(Слайд 10)

– Сколько весит ваза? (в т)

– Поставили в тетради №4

 5,3х + 12,08х – 9,38х = 152,32
8х = 152,32
x = 152,32:8
x = 19,04
19,04 (т) – весит ваза

– Несмотря на размеры и вес вазы, выглядит она удивительно лёгкой и изящной.

– Поставили в тетради № 5

Задача. (Слайд 11)

Чтобы доставить в Петербург драгоценный груз с Алтая, понадобилась повозка, в которую впрягли 160 лошадей. На специальной телеге вазу больше года везли
в Петербург.  Определите, какой вес приходился на долю каждой лошади в такой упряжке?

19,04 : 160 = 0, 119(т)
Выразите вес вазы в ц, кг.
0,119 * 10 = 1,19 (ц)
0,119  * 1000 = 119 (кг)
Ответ: 0,119т = 1,19ц = 119кг

6. Физкультминутка

(Слайд 12)

Поднимает руки класс – это «раз»
Повернулась голова – это «два»
Руки вниз, вперед смотри – это «три»
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»
С силой их к плечам прижать – это «пять»
Всем ребятам тихо сесть – этот «шесть».

7. Самостоятельная работа (Слайд 13)

Вариант 1.

1. 0,18 + 0,38 = 0,56
2. 28,354 + 0,848 = 29,202
3. 117,44 – 26,56 = 90,88
4. 21,782 – 0,29 = 21,492
5. 4,5 * 16 = 72
6. 7 * 18,36 = 128,52
7. 394,2 : 9 = 43,8
8. 4,32 : 27 = 0,16

Вариант 2.

  1. 10,91 + 15,09 = 26
  2. 0,208 + 3,912 = 4,12
  3. 52,7 – 0,728 = 51,972
  4. 12,36 – 4,45 = 7,91
  5. 4,8 * 45 = 216
  6. 9 * 14,55 = 130,95
  7. 261,6 : 8 = 32,7
  8. 4,8 : 32 = 0,15

Проверка (Слайд 14)

– Рядом с ответами поставьте соответствующую букву,  прочитайте имя великого художника.
– Поднимите руки, у кого получились правильные ответы.

– Рафаэль и Леонардо да Винчи великие итальянские художники. (Слайды  15 и 16)   Картины этих художников. Эти картины находятся в Эрмитаже.
Рафаэль, 1483-1520 , «Мадонна с младенцем»1500-1502. (Мадонна Конестебиле)
Леонардо да Винчи, 1452-1519 , «Мадонна с цветком» 1478. (Мадонна Бенуа)

8. Домашнее задание (Слайд 17)

№1359 (ж,з) №1380 (а,г) №1388

9. Подведение итогов

Оценки за 1) уравнения  2) задачи  3) работа на уроке