Коррекционно-развивающее занятие для детей со сложным дефектом развития "Весна в природе"

Разделы: Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


(Cлайд 1)

Цели: учить детей наблюдать изменения в живой и неживой, рассуждать, сравнивать; прививать интерес к природе, к жизни растений и птиц; корригировать речь детей.

Оборудование: Презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная беседа (Слайд 2)

– Назовите сегодняшний день недели, число и месяц. (Апрель)
– К какому времени года относится апрель? (К весне.)
– Сколько у весны братьев-месяцев? (Три.)
– Назовите их по порядку. (Март, апрель, май.)

– По народному календарю весна делится на весну света (март-протальник), весну воды (апрель-снегогон) и весну зеленой травы (май-травень). (Слайд 3)
Март – первый месяц весны. Еще снег лежит, но солнышко пригревает теплее. В старину пели веснянки – песни, которыми зазывали весну, чтобы снег в полях растаял, чтобы птицы поскорее с юга вернулись.
Апрель – второй месяц весны, весны воды. Издавна в народе говорят: "Апрель– водолей!" В апреле дни становятся длиннее, пробуждается природа, возвращаются перелетные птицы.
Май – третий месяц весны. На деревьях распускаются листочки, в лесах поют соловьи и зяблики. В мае гремят первые грозы.

2. Основная часть

1. Цель: развитие наблюдательности, интересу к окружающему миру. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

– С чего начинается весна?
– Назвать самые первые признаки весны.

  • День стал длиннее и светлее.
  • Днем стало пригревать солнышко.
  • Воздух стал теплее.
  • Снег чернеет и оседает.
  • Появляются сосульки.

– А какая из этих примет самая главная, важная, первая?
– От какой приметы зависят все остальные? (Солнце) (Слайд 4)

(На доску вывешиваем изображение солнца. К концу занятия на доске получится картина весны, собранная из элементов в единое целое.)

Вывод: Мы назвали первые признаки весны, которые происходят в неживой природе. И все это происходит благодаря солнышку.

– Солнце поднимается выше, отсюда день становится длиннее, светлее, теплее.

2. Цель: обогащение и развитие словаря.

а) "Продолжи фразу" (сравнение)

с
о
л
н
ц
е
ласковое, как.
круглое, как...
теплое, как...
золотое, как...
яркое, как...

б)Солнце что делает? (Греет, светит, радует, блестит, улыбается, сияет).

в)Составьте красивое предложение о солнышке.

3. Цель: развитие логического мышления.

а)Отгадайте загадку.

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий! (Небо) (Слайд 5)

б)Цель: расширение и обогащение словаря прилагательными.

– Какое бывает небо? (Серое, низкое, голубое, высокое, синее) А какое небо весной? (Безоблачное, чистое, голубое, ясное, высокое)

в)Какие осадки бывают весной? (Слайд 6)

4.Цель: Развитие образного представления, слухового внимания.

Релаксация: Игра «собери картинку» (времена года)

Ручейки сбегаются с земли в реки и озера. Скоро и лед на реках уступает влиянию лучей солнца, по берегам рек появляются большие полыньи. Пройдет немного времени, и весь лед подымится прибывающей водой, почернеет, начнет ломаться, и рыхлые льдины понесутся по течению реки. Воды в реке в это время прибывает столько, что она не может поместиться в берегах: выступает и разливается по окрестным лугам. Разлив рек называется наводнением или половодьем. ледоход (показ иллюстрации). (Слайд 7)
Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, появляются листочки, зацветают кустарники в поле появляется робкая зелень А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес? (Цветы.) (Слайд 8)

– Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и появятся первые проталины.)
– Самые первые цветы так и называются – первоцветы. Какие первоцветы вам знакомы? (Ответы детей.)
– Послушайте, ребята, загадку. О каком весеннем цветке в ней говорится?

На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник)

– Да, первый весенний цветок в нашем лесу – это подснежник.
– Возьмите картинку с подснежником. Рассмотрите ее. Красивый цветочек? А чем он вам нравится? (Высказывания детей.)
– Послушайте, пожалуйста, стихотворения, которые подготовили ребята о подснежниках.

На лесной проталинке –
Колокольчик маленький.
Краску взял себе с небес.
И украсил ею лес.

– Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники. (Дети рассматривают иллюстративный материал: картинки,
открытки, слайды с изображением подснежников на лесной поляне.) (Слайд 9)
– Но открывали весну, как всегда, грачи. Они прилетели еще при снеге. На почерневших дорогах в поисках пищи неуклюже зашагали первые из них.

Домик этот без окон,
Есть лишь выход на балкон.
В дом забраться нелегко,
Он над нами высоко.
Ни ступеньки, ни крыльца...
Для какого ж он жильца?

– Что это за дом и кто в нем живет? (Скворечник, скворцы)
– У него прямой длинный клюв, черный у самочки и желтый – у самца. Клювом скворцы добывают червячков из земли. А как только похолодает, и все насекомые исчезают, а черви прячутся глубоко в землю, скворцы улетают на юг.

3. Итог занятия (Слайд 10)

– А теперь давайте подведём итог сегодняшнего занятия. О чём мы с вами сегодня говорили?

Литература:

  1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1980.
  2. «Окружающий мир» М.: ВАКО, 2006.
  3. Газета «Педсовет» (учредитель А.В. Мерзлов).
  4. Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
  5. Почему и потому: Энциклопедия для детей. М.: Росэн – Пресс, 2005.