Цели:
- Углубить представление о "Культура XVI -XVII вв..", познакомить с эпохой Ивана IV.
- Работать над обогащением словарного запаса.
- Развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI -XVII вв.
- Формировать у учащихся активную жизненную позицию патриотизма, уважения к другим народам.
Задачи: прививать интерес к историческому прошлому России.
Оборудование: презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая гимнастика.
Прочитайте следующее высказывание в парах как реплику в диалоге:
Говорящий: "Радоваться в одиночку грустно?" (вопрос-сомнение). Собеседник: "Радоваться в одиночку грустно" (реплика-утверждение).
То же самое: вопрос-удивление; ответная реплика-утверждение; ответная реплика - сомнение (недоверие).
Объясните своими словами смысл следующих русских поговорок:
Сядем рядком да поговорим ладком.
Без соли, без хлеба - худая беседа.
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
Разговор дорогу коротает.
Какие традиции русского народа отражены в этих поговорках? Есть ли такие традиции у других народов?
В каких ситуациях эти поговорки уместны? Придумайте начало короткого обращения к вашим новым собеседникам или собеседнику, которое было бы уместно закончить данной поговоркой.
III. Проверка домашнего задания
Закончите фразы.
Я уважаю древних греков за то, что....
Я уважаю древних римлян за то, что...
Беседа учителя
Каждый народ имеет свои национальные нормы этикета поведения и общения. Хотя функции этикета во всех странах одинаковы ( вспомним их, мы их изучали на первом уроке в этом году - ликвидация конфликтности, упорядочение человеческих отношений, придание предсказуемости поведению людей), в каждой стране формирование этих норм происходило по-разному, в зависимости от исторических, социальных, культурных, религиозных, национальных условий и традиций.
Мы продолжаем крутить колесо истории.
-Как вы думаете куда укажет стрелка сегодня?
Сегодня мы поговорим о том, как формировался этикет в России.
Видеоролик "Иван Грозный".
Одним из первых русских "учебников" этикета можно с полным основанием считать памятник древнерусской литературы 16-го века "Домострой", так как его целью было до мелочей регламентировать поведение русского человека в сфере религиозной, государственной и даже семейной. Создателем этого произведения, предположительно является благовещенский протопоп Сильвестр, одно время являвшийся духовником самого Ивана Грозного.
Автор начинает с поучения о том, как следует чтить царя, как организовать религиозный быт, далее переходит к рекомендациям по устройству семейных отношений, а заканчивает подробными кулинарными предписаниями.
Касаясь отношений с людьми, Сильвестр призывал искренне любить людей, терпеть обиду, не браниться. В бытовом поведении Сильвестр рекомендовал соблюдать умеренность во всем.
Добрый супруг должен был следующим образом относиться к жене: "Жену люби и в законе с ней живя; что сам делаешь, тому же и жену учи: всякому страху божию, всякому знанию и промыслу, рукоделью и домашнему обиходу, всякому порядку. <: > Если жена не слушается, всячески наказывай страхом, а не гневайся, наказывай наедине, да, наказав, примолви, и жалуй, и люби ее".
По "Домострою" женщина должна была содержаться всю жизнь в большой строгости, ей позволялось очень мало. От рождения и до смерти русские женщины высокого происхождения оставались взаперти и в уединении. Чем более знатными они были, тем больше строгости было в их воспитании в девичестве и больший надзор в замужестве.
Благочестие требовало, чтобы родители почаще били девиц. И самым обычным было побить жену. Более того, о том, кто жену свою не бьет, говорили, что он дом свой не строит и о душе своей не радеет. Да и сами женщины считали такое обращение в порядке вещей и отождествляли степень побоев со степенью любви. Тем более, что "Домострой" человеколюбиво предостерегает от того, чтобы бить жену кулаком по лицу, по глазам, не, наказывать ее деревянными и железными орудиями, чтобы не изувечить, хотя бить женщину плетью дозволялось.
От женщины требуется, чтобы "умела сама .печь, варить, всякую домашнюю порядню знала бы и всякое женское рукоделие; хмельного питья отнюдь не любила бы, да и дети и слуги у нее также бы его не любили; без рукоделия жена ни на минутку б не была, также и слуги. С гостями у себя и в гостях отнюдь не была бы пьяна, с гостями вела бы беседу о рукоделии, о домашнем порядке, о законной христианской жизни, а не пересмеивала бы, не переговаривала бы ни о ком..."
По установившемуся порядку женщина всегда находится на той половине дома, окна которой выходят во двор а не на улицу, что защищало ее от чужих нескромных взглядов. В зажиточных домах на этой половине имелась часовня или молельня, где женщина могла Молиться, церковь она посещала только в большие праздники в сопровождении слуг и старшей родственницы. Она должна как можно реже появляться перед чужими, поэтому ее участие в пирах, даваемых на мужской половине, исключено. Лишь в редких случаях, когда супруг хочет оказать особую честь гостям, он велит жене прийти в лучших своих нарядах с кубком вина. Коснувшись его губами, она предлагает каждому из гостей мужа сделать глоток и от каждого из них получает поцелуй.
Конечно, такие ограничения налагались на женщин из высшего сословия. Жены мелких дворян, купцов и крестьян имели больше свободы. Но надо сказать, что "Домострой"! был ориентирован на родовитых бояр:
Семейное благочиние требовало придерживаться следующего распорядка дня. Обитатели богатых домов, как и простой народ, по утрам подымались рано: летом - с восходом солнца, зимой - за несколько часов до наступления дня. Еще в XVI веке часы считали по-восточному: 12 часов дневных и 12 ночных. Церковь распределяла свои службы по этому времени, занятия людей высшего класса и состояли почти только в посещении богослужений вплоть до обеда. После обеда был обязательный отдых. В это время даже лавки купцов в Москве прекращали работу.
Кроме этих дел, в жизни знатного боярина существовала царская служба, т.е. ежедневное посещение Грановитой палаты. Боярыня же занимается-воспитанием детей и... слуг.
Украшением русских домов были иконы. В одном помещении их могло быть очень много, так как иконами было принято одаривать друг друга. Церковь запрещала иметь стенные зеркала, и благочестивые люди избегали их как одного из заморских грехов. Только зеркала малого формата, привозимые из-за границы, были принадлежностью женского туалета. До 17века не принято было развешивать по стенам картины и эстампы. Кроме того, зажиточные дома могли быть украшены богатыми безделушками вроде следующих: "серебряные яблоки, позолоченное изображение петуха с белым хвостом на поддоне, мужичок серебряный, костяной город с башнями и т.д.
Главной деталью облика русского мужчины: была борода. Русский историк Н.И.Костомаров пишет следующее: ":Все носили бороды, и чем борода была длиннее, тем осанка человека считалась почтеннее: и величественнее. Богатый человек холил ее, берег и расчесывал гребешком из слоновой или моржовой кости. При Василии Ивановиче начало было входить в обычай бритье бород, и сам великий князь последовал этому обычаю; но духовенство вопияло против него, и Стоглав предал неблагословению Церкви дерзавших отступать от дедовского обычая. Под влиянием Церкви, борода долго сохранялась и почиталась необходимой принадлежности человека, и если у кого от природы не. росла борода, к тому имели недоверие и считали его способным на дурное дело".
Волосы замужней женщины должны были прикрываться, "опростоволоситься" считалось бесчестием. Рассказывают, что в "скромности" новгородские женщины в свое время дошли до того, что даже стали совершенно брить волосы, но обычай этот не привился, так как не был одобрен церковью.
Не одобряла церковь и другого пристрастия русской женщины - обильно румяниться и белиться. Такое злоупотребление косметикой не всегда шло на пользу пытавшейся себя украсить. По крайней мере, - общее мнение иностранцев состояло в том, что русские женщины необычайно хороши лицом, но красоту свою губят чрезмерным употреблением "краски". Кажется, это осознавали и сами женщины. В.О.Ключевский рассказывает такую историю. "Одни иноземец, бывший при царе Михаиле, рассказывает, что одна красивая московская барыня не хотела белиться и румяниться. Тогда все дамы боярского рода взъелись на нее: "Она осрамить нас вздумала: я- де солнце; а вы оставайтесь тусклыми свечками при солнечном сиянии", и через мужей заставили-таки красавицу подчиниться обычаю". То есть, даже вступая в конфликт с церковью, русская женщина не столько стремится украсить себя (ибо осознает, что белила и румяна не красят ее), сколько следует традиции иметь обычную для ее класса внешность. Похоже, что косметические средства на Руси не служили тому, чтобы подчеркнуть индивидуальность, но чтобы сделать всех похожими: красивых чуть похуже, некрасивых чуть получше, а в общем всех одинаковыми.
Был еще один очень странный для иноземных путешественников обычай: русские дамы, наверное, в стремлении к идеалу, требовавшему иметь лицо белее снега, чернили зубы и каким-то образом даже придавали черный цвет белкам глаз. Многие объясняют это византийским влиянием:
Со времен крещения Руси до Петра I русская одежда была неизменной, так же как и облик русского человека вообще. XVI век в Европе провозглашает индивидуализм во всех сферах жизни, что проявляется и в стремлении выделиться внешне.
Существование местничества.объясняется тем, что в консервативной России еще очень крепок был родовой союз - наследие, старины. Значение каждого члена рода было совсем невелико, важна была лишь "фамилиями общественный вес каждого как раз и зависел от того, к какой "фамилии*' он принадлежит. Задачей каждого члена рода было, прежде всего, не уронить "фамилию", не уронить честь рода, а по возможности, возвысить свой род. Была еще угроза, что царь определит родовитому боярину место (на службе или даже за обеденным столом), не соответствующее его представлению о собственном и родовом достоинстве, и силой принуждения заставит принять такую "милость". Принимающий ее становился преступником в глазах всего рода.
С.М. Соловьев приводит пример рассуждений, отражающих местничество: "Ты можешь быть ниже меня, потому что (родственник твой Иван Петров был ниже Василья Федорова, а я равен Василью Федорову или еще и выше его; мой младший брат в таком-то походе был равен, или даже выше старшего Василья Федорова и т.д.". А можно было (что случалось гораздо чаще) проявить твердость, тогда можно было лишиться вотчин, попасть в тюрьму, подвергнуться наказанию батогами, что не являлось такой порухой боярской чести, как перспектива "утягивания" (то есть снижения важности в глазах общества) всего рода.
В соответствии с местническим этикетом протекала жизнь на царском дворе и в палатах Ранним утром к царскому дворцу стекались толпы народа.
Наиболее почтенные люди ехали в каретах, зимой - в санях, молодые или неродовитые - верхом в любую погоду. Еще не достигнув царского двора, надо было спешиться и продолжать движение пешком. Здесь вступало в действие первое этикетное требование: нельзя было въезжать на двор,
принадлежащий более родовитому человеку. Подъехать к крыльцу, к самому дому знатного боярина мог только один человек - царь. По царскому двору не мог разъезжать никто. Только выглянув из окна, хозяин дома мог оценить социальный статус своего гостя", приближающегося к нему. Чем ближе подъезжал владелец кареты, тем значительнее его положение в обществе. Это был этикетный знак, неизменно правильно прочитывавшийся каждым русским Человеком до XVII века
Чем более родовит был царедворец, тем ближе он останавливался к царским палатам. На крылечной площади стояли площадные стольники, дета знатных родителей, но от них отличались стольники комнатные, дети особо приближенных к царствующей особе отцов. Служба стольников была связана с мелкими поручениями, они же могут прислуживать за столом, они же могут быть отправлены в качестве послов в иностранное государство. Но это были люди, не имеющие постоянной придворной должности.
Знаком успешного продвижения по служебной лестнице была возможность получить место в передней. Передняя имеет важное значение перед крыльцом: один проситель бьет челом государю: "Пожалуй меня, холопа своего, для великого чудотворца Алексея митрополита и для многолетнего здоровья сына своего царевича, мое службишко и терпенье вели, государь, мне быть при своей царской светлости в передней, а родители мои (родственники) пожалованы в переднюю".
И лишь избранные, думные бояре, думные дьяки и окольничие (лица, занимавшееся устройством церемоний, царских стоянок при путешествиях), могли лицезреть царя каждодневно.
Таким образом, одним из важных этикетных правил придворной жизни было умение "соизмерять свое социальное положение с расстоянием до царствующей особы. Добиться сокращения этого расстояния значило повысить свой социальный статус!
Вся Россия жила по правилам "Домостроя" до конца 17века. Образ жизни, костюмы, прически, развлечения, правила поведения в царских палатах не менялись ни протяжений четырех веков.
IV. Упражнения.
Упражнения выполняются по книге для учащегося (с.20-22).
V. Обобщение.
Назовите основные принципы этикета XYI века, отраженные в "Домострое".
VI. Домашнее задание.
Перечитайте Песню о купце Калашникове". За что Калашников ругает Алену Дмитриевну? Какое этикетное правило она нарушила? Аргументируйте свой ответ фрагментами текста. Подготовьте устное сообщение на эту тему.