Цель урока: создание условий для раскрытия особенностей модерна в живописи и архитектуре через аналитический и творческий потенциал гимназистов.
Задачи:
- выполнение самостоятельной работы гимназистами в группах (анализ произведений искусств);
- знакомство учащихся с разнообразием творческих подходов через наглядно-демонстрационный материал;
- выполнение творческой работы по созданию орнаментального мотива в стиле Модерн;
- демонстрация субъективного восприятия гимназистами нравственной проблематики художественного стиля.
Оборудование урока:
- компьютерная презентация (компьютер, проектор, экран);
- компьютеры с выходом в Интернет;
- тетради, цветные карандаши.
Развернутое схематическое планирование урока:
ХОД УРОКА
I. Приветствие
Объявления о предстоящей творческой работы по созданию рисунка в новом стиле. Демонстрация трёх произведений в новом (неизученном стиле): «Поцелуй» Г.Климта, «Демон» М.Врубеля, «Дом Мила» А.Гауди (Приложение 1, слайд 1)
II. Учитель:
– Давайте вспомним то, что мы изображали на прошлом уроке (Два яблока, одно в духе импрессионизма, а другое в постимпрессионизме).
– Чем эти два яблока отличаются? (Отмечаются
средства выразительности и идея, которые
вкладывается в этот образ, что будет значимым в
нем для импрессионистов и постимпрессионистов)
– Как вы думаете, какие средства выразительности
импрессионизма или постимпрессионизма
используются в представленных произведениях? (По
средствам выразительности эти произведения
будут близки к постимпрессионизму, благодаря
линейному рисунку, четкости силуэта)
Вывод: Главное – это изображения символа
(Приложение 1, слайд 1)
Учитель: Эти три произведения сейчас очень популярны. Особенно «Поцелуй» Г.Климта. Почему? (Главная задача стиля создание красоты. «Красота – вот наша религия» М.Врубель). Но это не единственное, что их объединяет. Дело в том, что они принадлежат и являются яркими представителями одного стиля – Модерн (Приложение 1, слайд 2)
1880-1925 |
Задается вопрос: Почему стиль назвали модерном (современный), что в нем было такого кардинально нового?
Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание (список вопросов) к одному из трех произведений.
Задание: Ответить на поставленные вопросы и создать логичный рассказ, раскрывающий характерные особенности модерна. Дать свою версию, объясняющую причину такого названия. При недостатке информации из других областей знаний (для группы, анализирующей архитектуру А.Гауди) идет работа с Интернетом. После обсуждения один член группы представляет гида того музея (города), где находится (хранится) произведение. Остальные, а также учитель (в случае неверной трактовки) задают свои вопросы.
Раздаточный материал:
Густав Климт «Поцелуй» (Приложение 1, слайд 3)
- Что делают герои на полотне Климта?
- Почему изображен именно поцелуй? Что он символизирует вообще?
- Опишите наряд мужчины и женщины. Почему узоры разные? Что они могут символизировать?
- Опишите фон картины. Что он может символизировать?
- В чем не реалистичность изображения? Противоречивость?
Эта картина повествовательна (наличие сюжета) или она является символом чего-то? Сравните «Поцелуй» Климта с произведением О.Фрагонара «Поцелуй украдкой» (Приложение 1, слайд 4). Найдите разницу.
- Найдите на полотне самое живое изображение (говорящее) – лица, руки, одежда, фон.
- Опишите средства выразительности, с помощью которых достигается основная идея картины.
Михаил Врубель «Демон» (Приложение 1, слайд 5)
- Кто такой лермонтовский Демон? Опишите этот образ.
- Опишите фигуру Демона на картине Врубеля.
- Что может означать такое телосложение?
- Опишите позу Демона. Что она может означать?
- Опишите пейзаж на полотне.
- Как природа соответствует настроению Демона?
- Опишите взгляд Демона.
- Почему, по вашему мнению, Врубель так резко срезает полотно сверху? Какое ощущение возникает из-за такой композиции?
- Как техника письма Врубеля (кристаллами) может отражать внутреннее состояние Демона?
- Опишите цветы, окружающие Демона, что они могут символизировать?
- Каков колорит картины и почему? (Теплый, холодный)
- Сравните «Демона» Врубеля и фигурой Христа на картине И.Н.Крамского «Христос в пустыне (Приложение 1, слайд 6)
Антонио Гауди «Дом Мила» (Приложение 1, слайд 7)
- Расскажите, что вы знаете о национальном характере Каталонии (история).
- Расскажите о географии Каталонии (положение, флора и фауна).
- Узнайте о стиле «платереско». В чем его особенность?
- Найдите национальные традиции в творчестве А.Гауди (Приложение 1, слайд 8).
Выступления гимназистов.
Вывод:
- Что пытаются передать авторы произведений?
Внутренний мир |
- Что используют авторы, чтобы перенести на полотно свои переживания?
Символы (вечные темы) |
- Темы вечные, образы – символы, а способы передачи индивидуальные!
Почему стиль получил такое название? Из-за стремления художников к самовыражению. Отсюда частое не понимание со стороны публики и трагические судьбы авторов произведений Модерна.
III. Лекционный материал:
Краткая биография авторов (Портреты в Приложении 1, слайд 9)
Родился Михаил Александрович Врубель в Омске, в семье офицера, по матери был внуком декабриста Басаргина. Систематически заниматься искусством Врубель начал только в 24 года. Учебные рисунки Врубеля и сейчас печатают в пособиях для начинающих художников. Закончив Петербуржскую академию, он едет в Киев, где занимается возрождением древнерусской фрески. После, получив деньги, едет за границу, посмотреть живопись любимых венецианских художников. После возвращения начинается черная полоса в его жизни. Все от него отвернулись, он жил в нетопленной комнате, у него нет пальто, он не каждый день ест. Искусство его было ново и пугало. Заказчики и деньги обходили его за версту. Вот его жизнь: безвестность, долгое время нищета, работа без признания и смерть в сумасшедшем доме.
А. Гауди – выдающийся испанский
архитектор, художник и дизайнер, родоначальник
каталонского модерна, а, точнее, создатель его
неподражаемой версии. Гауди родился в г. Реусе,
недaлекo от Барселоны, в семье потомственных
котельщиков. Его отец и деды делали котлы любой
сложности без всяких чертежей. Видимо, навык и
любовь к работе с металлом он получил по
наследству. Строить Гауди тоже будет без
чертежей, поэтому ни у кого не получалось
достраивать его проекты.
В 1870 году он поступил в Барселонское
архитектурное училище, в 1878-м он получает диплом.
В 1957 г. Ле Корбюзье называет Гауди
"конструктором ХХ в.". а современная критика
подчеркивает его удивительную способность
сочетать в себе таланты строителя, скульптора,
художника и архитектора.
Гауди проработал 48 лет. Основная часть его
пректов сделана для Барселоны и осуществлена в
ней. Его архитектура далека от общепринятой.
Образцом совершенства он считал куриное яйцо.
Дон Антонио вел скромный образ жизни: питался в
основном салатом и дешевыми фруктами, смешивая
их с молоком. Носил всегда один и тот же костюм.
Прохожие на улицах принимали его за нищего и
подавали милостыню.
Его, казавшиеся окружающим безумными проекты
финансировал богатый
промышленник-хлопкопроизводитель Дон
Эусебио Гуэль. 7 июня 1926 года в Барселоне
был торжественно пущен первый трамвай. В тот же
день под него попал неизвестный нищий старик. Он
умер в приюте для бездомных и должен был быть
похоронен в общей могиле. Совершенно случайно
его узнала пожилая женщина. Это был Антонио Гауди
- гениальный архитектор, великий модернист, самый
известный и самый любимый гражданин Барселоны,
создавший ее облик и ее символ.
Густав Климт
Климт родился в семье гравера по золоту в Вене. С 14-ти лет Густав учился в Школе декоративного искусства. Первые работы Климта будут написаны в академической манере и уже тогда они пользовались успехом, поэтому он начал получать престижные заказы – росписи в театрах Австрии, Румынии, в домах состоятельных венцев. Поворот к новому стилю модерн происходит в 1890-х. Именно тогда у Климта исчезает светотень, изображение обретает неведомые дотоле формы. Фигуры с тонким силуэтом, с легкими контурами становятся признаком его стиля. Работы Климта восхищали оригинальными цветовыми эффектами – декоративное воздействие золота привносило яркую символику. Меланхолия чувств и эротическая откровенность шокировали публику. Так произошло, когда Климт получил заказ Венского университета: «Философия», «Медицина», «Юриспруденция». Вызывающий эротизм и необычный экспрессивный стиль этих росписей (пуантилизм и золото) были сенсационными. Шумный скандал и возмущение заказчиков заставили художника снять эти работы из актового зала и выкупить их угосударства. В конце Второй мировой войны все полотна погибли. Жизнь Густава Климта оборвалась внезапно – он умер от удара в 1918 г в возрасте 56 лет, оставив многочисленные незаконченные работы.
Компьютерная презентация (Приложение 1)
Объединения художников «Мир искусства»
«Сецессион» (слайд 10).
Модерн ориентирован на традиции,
противоположные античности и Ренессансу, на
доренессансное искусство, на русское и западное
Средневековье (слайд 11).
Для Модерна характерна тяга к «гибридным»
образам – русалкам, кентаврам, сфинксам (слайды
12-16).
Используются жуткие символы мрака, ночи.
Цветовая гамма Модерна создаёт у зрителя
ощущение пребывания в подводном царстве, в
мире многозначных символов (слайды 17- 19).
Характерны грезы о прекрасном, нездешнем (слайды
20-21).
Прослеживается приверженность к образам природы
и особенно к водной стихии. Он стремится
восстановить связь человека с природой, что
проявляется в широком проникновении
«растительных» мотивов (слайды 22-29).
Модерн открывает дизайн. Единство стиля и
ансамбля (слайды 30-31).
Предмет, мотив есть знак иного содержания,
всеобщего и вечного. Внешнее и внутреннее,
видимое и незримое неразрывны.
Модерн склонен к стилизации (слайд 33).
Задание: Из предложенных слов
выберите только те, которые будут характерны для
стиля Модерн.
Слова: красота, пустота, духовность,
реалистичность, символ, парадность,
декоративность, гармония, фривольность,
примитивность, недосказанность,
повествовательность, национальность,
ориентализм, каноничность., самовыражение.
Задание: Предположите и опишите следующее:
- Сильные стороны стиля (красота, синтез искусств, самовыражение и пр.)
- Слабые стороны стиля (непонятность символов, уход от действительности)
- Возможности стиля («Красота спасет мир», широкое применение в дизайне)
- Риски (дороговизна проекта, из-за свободы самовыражения уход в беспредел – модернизм))
VI. Творческая работа
Изображение цветка в стиле Модерн. Перед
творческой работой демонстрируются 34, 35 слайды Приложения 1, где
гимназисты из предложенных эмблем разных
искусств выбирают выполненные в стиле модерн.
На доске учитель изображает обыкновенный,
простой по форме цветочек. Гимназистам
предлагается этот цветок изобразить в духе
модерна, усложнив его форму, добавив
орнаментальный узор.
Пример выполненной творческой работы
V. Из предложенных афоризмов, цитат, высказываний уч-ся предлагается выбрать наиболее отражающие тему урока.
- «Новое искусство с самого начала было претенциозным и самовлюбленным. Оно неминуемо вело к разного рода преувеличениям, несообразностям и экстравагантности…»
- «Кого бы ни взялся изображать человек, он всегда играет вместе с тем и себя самого» (М.Монтень)
- «Живопись – нечто сходное между мыслью и вещью» (С.Колридж)
- «Личное присутствие вредит славе» (Ф.Петрарка)
- «Многое, что называет себя современным искусством, – лепет о том, что уже четко сказано старым искусством»
- «Дом должен подходить его владельцу, как безупречно скроенное платье» архитектор (В.Орта)
- «Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда» (Ф.Раневская)