Открытый урок по МХК "Особенности модерна в живописи и архитектуре" для 11-го класса

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: создание условий для раскрытия особенностей модерна в живописи и архитектуре через аналитический и творческий потенциал гимназистов.

Задачи:

  • выполнение самостоятельной работы гимназистами  в группах (анализ произведений искусств);
  • знакомство учащихся с разнообразием творческих подходов через наглядно-демонстрационный материал;
  • выполнение творческой работы по созданию орнаментального мотива в стиле Модерн;
  • демонстрация  субъективного восприятия гимназистами нравственной проблематики художественного стиля.

Оборудование урока:

  • компьютерная презентация (компьютер, проектор, экран);
  • компьютеры с выходом в Интернет;
  • тетради, цветные карандаши.

Развернутое схематическое планирование урока:

ХОД УРОКА

I. Приветствие

Объявления о предстоящей творческой работы по созданию рисунка в новом стиле. Демонстрация трёх произведений в новом (неизученном стиле): «Поцелуй» Г.Климта, «Демон» М.Врубеля, «Дом Мила» А.Гауди (Приложение 1, слайд 1)

II. Учитель:

– Давайте вспомним то, что мы изображали на прошлом уроке (Два яблока, одно в духе импрессионизма, а другое в постимпрессионизме).

– Чем эти два яблока отличаются? (Отмечаются средства выразительности и идея, которые вкладывается в этот образ, что будет значимым в нем для импрессионистов и постимпрессионистов)
– Как вы думаете, какие средства выразительности импрессионизма или постимпрессионизма используются в представленных произведениях? (По средствам выразительности эти произведения будут близки к постимпрессионизму, благодаря линейному рисунку, четкости силуэта)
Вывод: Главное – это изображения символа

(Приложение 1, слайд 1)

Учитель: Эти три произведения сейчас очень популярны. Особенно «Поцелуй» Г.Климта. Почему? (Главная задача стиля создание красоты. «Красота – вот наша религия» М.Врубель). Но это не единственное, что их объединяет. Дело в том, что они принадлежат и являются яркими представителями одного стиля – Модерн (Приложение 1, слайд 2)

1880-1925
Модерн – в России и Великобритании, в Бельгии и Франции это был стиль "арт нуво",  "либерти" – в Италии, "югендстиль" – в Германии,  в США – "стиль Тиффани".

Задается вопрос: Почему стиль назвали модерном (современный), что в нем было такого кардинально нового?

Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание (список вопросов) к одному из трех произведений.

Задание: Ответить на поставленные вопросы и создать логичный рассказ, раскрывающий  характерные особенности модерна. Дать свою версию, объясняющую причину такого названия. При недостатке информации из других областей знаний (для группы, анализирующей архитектуру А.Гауди) идет работа с Интернетом. После обсуждения один член группы представляет гида того музея (города), где находится (хранится) произведение. Остальные, а также учитель (в случае неверной трактовки)  задают свои вопросы.

Раздаточный материал:

Густав Климт «Поцелуй» (Приложение 1, слайд 3)

  • Что делают герои на полотне Климта?
  • Почему изображен именно поцелуй? Что он символизирует вообще?
  • Опишите наряд мужчины и женщины. Почему узоры разные? Что они могут символизировать?
  • Опишите фон картины. Что он может символизировать?
  • В чем не реалистичность изображения? Противоречивость?

Эта картина повествовательна (наличие сюжета) или она является символом чего-то? Сравните «Поцелуй» Климта с произведением О.Фрагонара «Поцелуй украдкой» (Приложение 1, слайд 4). Найдите разницу.

  • Найдите на полотне самое живое изображение (говорящее) – лица, руки, одежда, фон.
  • Опишите средства выразительности, с помощью которых достигается основная идея картины.

Михаил Врубель «Демон» (Приложение 1, слайд 5)

  • Кто такой лермонтовский Демон? Опишите этот образ.
  • Опишите фигуру Демона на картине Врубеля.
  • Что может означать такое телосложение?
  • Опишите позу Демона. Что она может означать?
  • Опишите пейзаж на полотне.
  • Как природа соответствует настроению Демона?
  • Опишите взгляд Демона.
  • Почему, по вашему мнению, Врубель так резко срезает полотно сверху? Какое ощущение возникает из-за такой композиции?
  • Как техника письма Врубеля (кристаллами) может отражать внутреннее состояние Демона?
  • Опишите цветы, окружающие Демона, что они могут символизировать?
  • Каков колорит картины и почему? (Теплый, холодный)
  • Сравните «Демона» Врубеля и фигурой Христа на картине И.Н.Крамского «Христос в пустыне (Приложение 1, слайд 6)

Антонио Гауди «Дом Мила» (Приложение 1, слайд 7)

  • Расскажите, что вы знаете о национальном характере Каталонии (история).
  • Расскажите о географии Каталонии (положение, флора и фауна).
  • Узнайте о стиле «платереско». В чем его особенность?
  • Найдите национальные традиции в творчестве А.Гауди (Приложение 1, слайд 8).

Выступления гимназистов.

Вывод:

  • Что пытаются передать авторы произведений?
Внутренний мир
  • Что используют авторы, чтобы перенести на полотно свои переживания?
Символы (вечные темы)
  • Темы вечные, образы – символы, а способы передачи индивидуальные!

Почему стиль получил такое название? Из-за стремления художников к самовыражению. Отсюда частое не понимание со стороны публики и трагические судьбы авторов произведений Модерна.

III. Лекционный материал:

Краткая биография авторов (Портреты в Приложении 1, слайд 9)

Родился Михаил Александрович Врубель в Омске, в семье офицера, по матери был внуком декабриста Басаргина. Систематически заниматься искусством Врубель начал только в 24 года. Учебные рисунки Врубеля и сейчас печатают в пособиях для начинающих художников. Закончив Петербуржскую академию, он едет в Киев, где занимается возрождением древнерусской фрески. После, получив деньги, едет за границу, посмотреть живопись любимых венецианских художников. После возвращения начинается черная полоса в его жизни. Все от него отвернулись, он жил в нетопленной комнате, у него нет пальто, он не каждый день ест. Искусство его было ново и пугало. Заказчики и деньги обходили его за версту. Вот его жизнь: безвестность, долгое время нищета, работа без признания и смерть в сумасшедшем доме.

А. Гауди – выдающийся испанский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник каталонского модерна, а, точнее, создатель его неподражаемой версии. Гауди родился в г. Реусе, недaлекo от Барселоны, в семье потомственных котельщиков. Его отец и деды делали котлы любой сложности без всяких чертежей. Видимо, навык и любовь к работе с металлом он получил по наследству. Строить Гауди тоже будет без чертежей, поэтому ни у кого не получалось достраивать его проекты.
В 1870 году он поступил в Барселонское архитектурное училище, в 1878-м он получает диплом. В 1957 г. Ле Корбюзье называет Гауди "конструктором ХХ в.". а современная критика подчеркивает его удивительную способность сочетать в себе таланты строителя, скульптора, художника и архитектора.
Гауди проработал 48 лет. Основная часть его пректов сделана для Барселоны и осуществлена в ней. Его архитектура далека от общепринятой. Образцом совершенства он считал куриное яйцо. Дон Антонио вел скромный образ жизни: питался в основном салатом и дешевыми фруктами, смешивая их с молоком. Носил всегда один и тот же костюм. Прохожие на улицах принимали его за нищего и подавали милостыню.
Его, казавшиеся окружающим безумными проекты финансировал богатый промышленник-хлопкопроизводитель Дон Эусебио Гуэль.  7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. В тот же день под него попал неизвестный нищий старик. Он умер в приюте для бездомных и должен был быть похоронен в общей могиле. Совершенно случайно его узнала пожилая женщина. Это был Антонио Гауди - гениальный архитектор, великий модернист, самый известный и самый любимый гражданин Барселоны, создавший ее облик и ее символ.

Густав Климт

Климт родился в семье гравера по золоту в Вене. С 14-ти лет Густав учился в Школе декоративного искусства. Первые работы Климта будут написаны в академической манере и уже тогда они пользовались успехом, поэтому он начал получать престижные заказы – росписи в театрах Австрии, Румынии, в домах состоятельных венцев. Поворот к новому стилю модерн происходит в 1890-х. Именно тогда у Климта исчезает светотень, изображение обретает неведомые дотоле формы. Фигуры с тонким силуэтом, с легкими контурами становятся признаком его  стиля. Работы Климта восхищали оригинальными цветовыми эффектами – декоративное воздействие золота привносило яркую символику. Меланхолия чувств и эротическая откровенность шокировали публику. Так произошло, когда Климт получил заказ Венского университета: «Философия», «Медицина», «Юриспруденция». Вызывающий эротизм и необычный экспрессивный стиль этих росписей (пуантилизм и золото) были сенсационными. Шумный скандал и возмущение заказчиков заставили художника снять эти работы из актового зала и выкупить их угосударства. В конце Второй мировой войны все полотна погибли. Жизнь Густава Климта оборвалась внезапно – он умер от удара в 1918 г в возрасте 56 лет, оставив многочисленные незаконченные работы.

Компьютерная презентация (Приложение 1)

Объединения художников «Мир искусства» «Сецессион» (слайд 10).
Модерн ориентирован на традиции, противоположные античности и Ренессансу, на доренессансное искусство, на русское и западное Средневековье (слайд 11).
Для Модерна характерна тяга к «гибридным» образам – русалкам, кентаврам, сфинксам (слайды 12-16).
Используются жуткие символы мрака, ночи. Цветовая гамма Модерна создаёт у зрителя ощущение  пребывания в подводном царстве, в мире многозначных символов (слайды 17- 19).
Характерны грезы о прекрасном, нездешнем (слайды 20-21).
Прослеживается приверженность к образам природы и особенно  к водной стихии. Он стремится восстановить связь человека с природой, что проявляется в широком проникновении «растительных» мотивов (слайды 22-29).
Модерн открывает дизайн. Единство стиля и ансамбля (слайды 30-31).
Предмет, мотив есть знак иного содержания, всеобщего и вечного. Внешнее и внутреннее, видимое и незримое неразрывны.
Модерн склонен к стилизации (слайд 33).

Задание: Из предложенных слов выберите только те, которые будут характерны для стиля Модерн.
Слова: красота, пустота, духовность, реалистичность, символ, парадность, декоративность, гармония, фривольность, примитивность, недосказанность, повествовательность, национальность, ориентализм, каноничность., самовыражение.

Задание: Предположите и опишите следующее:

  • Сильные стороны стиля (красота, синтез искусств, самовыражение и пр.)
  • Слабые стороны стиля (непонятность символов, уход от действительности)
  • Возможности стиля («Красота спасет мир», широкое применение в дизайне)
  • Риски (дороговизна проекта, из-за свободы самовыражения уход  в беспредел – модернизм))

VI. Творческая работа

Изображение цветка в стиле Модерн. Перед творческой работой демонстрируются 34, 35 слайды Приложения 1, где гимназисты из предложенных эмблем разных искусств выбирают выполненные в стиле модерн.
На доске учитель изображает обыкновенный, простой по форме цветочек. Гимназистам предлагается этот цветок изобразить в духе модерна, усложнив его форму, добавив орнаментальный узор.

Пример выполненной творческой работы

V. Из предложенных афоризмов, цитат, высказываний уч-ся предлагается выбрать наиболее отражающие тему урока.

  •  «Новое искусство с самого начала было претенциозным и самовлюбленным. Оно неминуемо вело к разного рода преувеличениям, несообразностям и экстравагантности…»
  •  «Кого бы ни взялся изображать человек, он всегда играет вместе с тем и себя самого» (М.Монтень)
  • «Живопись – нечто сходное между мыслью и вещью» (С.Колридж)
  •  «Личное присутствие вредит славе» (Ф.Петрарка)
  • «Многое, что называет себя современным искусством, – лепет о том, что уже четко сказано старым искусством»
  • «Дом должен подходить его владельцу, как безупречно скроенное платье» архитектор (В.Орта)
  • «Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда» (Ф.Раневская)