Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся при выполнении арифметических действий над десятичными дробями.
  • Развитие интереса учащихся к изучению математики.
  • Развивать мышление, память, речь, совершенствовать вычислительные навыки учащихся, навыки самоконтроля, умение работать в оптимальном темпе.
  • Прививать умения выслушать других.

Оборудование: ПК, мультимедийная установка, таблички со знаками арифметических действий и с числами 10, 100, 1000.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная работа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Определить настрой учащихся на начало урока, их готовность.

II. Актуализация прежних знаний.

– Сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам нашего урока. А помогут нам в этом кот Икс и его друзья.

<Слайд 1>

– Ребята, давайте с вами поиграем, устно посчитаем. Перед вами девять примеров и таблица с ответами. Нужно устно вычислить пример, найти соответствующий ответ в таблице. После этого появится фрагмент картинки. Когда мы правильно вычислим все примеры, перед нами появится веселая картинка. Ребята не забудьте назвать правило, которое использовали для вычисления.

1) ;
2) ;
3) ;
4) округлите до десятых число 0,478;
5) ;
6) ;
7) ;
8) ;
9) округлите до десятков число 394,531.

<Слайд 2>

0,0015

100

193,46

3,05

390

0,5

80,07

2,86012

60

Переходим к следующему заданию. Клоун придумал несколько примеров на умножение и деление десятичных дробей, а чтобы было смешнее, стер знаки арифметических действий. Вот какие равенства у него получились.

  1. 349,6   10 = 34,96;     «:»
  2. 0,836   1000 = 836;    «·»
  3. 594   100 = 5,94;        «:»

<Слайд 3>

– Ребята, у вас на столе лежат таблички с числами 10, 100, 1000, и знак умножить и разделить. На экране появляется задание, а вы поднимаете табличку с верным ответом. Смелее и быстрее реагируйте на задания клоуна!
– Теперь задание усложняется. Клоун стер не только знак арифметического действия, но и число, на которое умножал и делил. Вы поднимаете две таблички. Давайте, кто быстрей!

  1. 16,931        = 0,016931 (:1000);
  2. 4,6              = 460 (·100);
  3. 0,015          = 0,15 (·10).

III. Систематизация полученных знаний

Киоск задач

Ребята, мы переходим к письменной работе в тетрадях.

Задание 1: Найдите число, если известно, что разность частного чисел 640,5 и 35 и числа 17,99 меньше этого числа в 24 раза.
Решение: составим числовое выражение  Ответ: 7,44.

  1. 640,5 : 35 = 18,3
  2. 18,3 – 17,99 = 0,31
  3. 0,31 · 24 = 7,44.

<Слайд 4>

Задание 2: Найдите значение выражения: , при ; .
Что надо сделать сначала? Верно упростить. Ребята, помним, все вычисления должны быть в тетради (Ответ: 34529,88).

<Слайд 5>

Задание по вариантам выполнить самостоятельно:
Первый вариант: найдите значение выражения , при  (Ответ: 2199,798).
Второй вариант: найдите значение выражения , при  (Ответ: 2244,42).

Задание 3:

Решите уравнение:

а) 0,24 : ( х – 0,008) = 120;
х – 0,008 = 0,24 : 120;
х – 0,008 = 0,002;
х = 0,002 + 0,008;
х = 0,01.

<Слайд 6>

б) (4х + 5,67 – 2х) · 4 = 27,66;
2х + 5,67 = 27,66 : 4;
2х + 5,67 = 6,915;
2х = 6,915 – 5,67;
2х = 1,245;
х = 0,6225.

<Слайд 6>

– Давайте немного отдохнем.

Две минутки смеха

Как хорошо жилось в древности: первобытным школьникам домашнее задание не задавали!

Зато как трудно было делать шпаргалку, лучше уж выучить урок!!!

– Очень плохо, Гоша Неандертальцев! Ты что, живого мамонта никогда не видел?

– А как тяжело было получать двойку!!!

Задание 4: Решите задачу: Для школьного участка ученики трех отрядов собрали 2,375т золы, причем первый отряд собрал на 0,405т больше второго, а первый и второй вместе собрали на 0,835т больше третьего. Сколько тонн золы собрал каждый отряд?
Иллюстрируем задачу.

Решение:

  1. (2,375 – 0,835) : 2 = 0,77(т) – III отряд
  2. 0,77 + 0,835 = 1,605(т) – II + I отряд
  3. (1,605 – 0,405) : 2 = 0,6(т) – II отряд
  4. 0,6 + 0,405 = 1,005(т) – I отряд.

Ответ: 1,005т; 0,6т; 0,77т.

<Слайд 7>

IV. Рефлексия. Подвести итог урока, дать эмоциональную оценку уроку.

V. Домашнее задание. П. 34, 35 повторить, № 1349, 1354, 1362(б, г), 1357.