Основное назначение изучения иностранного языка в российской школе состоит в формировании у учащихся коммуникативной компетенции. Владение навыками устной речи в разных ее формах (диалогической и монологической) подразумевает умение не только излагать свои мысли вслух, но и понимать речь своего собеседника.
Обучение иностранным языкам приобретает новое звучание в связи с переходом к открытому информационному обществу, интернационализацией образования с широким использованием информационных технологий во многих сферах человеческой деятельности. Компьютеризация сферы коммуникаций, информатизация образования вызвали необходимость обмениваться сообщениями в телекоммуникационных сетях, работать с данными, которые представлены на иностранном языке. Высокие результаты могут быть достигнуты с помощью информационных технологий.
У многих возникает вопрос: а зачем использовать инновационные технологии, когда существует множество традиционных методик, которые позволяют сформировать у учащихся умение общаться на иностранном языке. Использование инновационных технологий повышает мотивацию быстрее, чем традиционная работа над текстом и заучивание диалога. Урок становится интересным для ученика, а значит продуктивным. Мотивация развивает желание высказаться, поделиться своими мыслями с собеседником. То есть, мотивация развивает речевое намерение, которое играет огромную роль в обучении общению на иностранном языке.
Учащимся нужно выработать способность справляться с ситуацией, когда их языковые ресурсы недостаточно адекватны; иметь хорошие учебные навыки; способность оценивать свою собственную речь и успехи, а также способность определять и разрешать учебные проблемы.
Одним из инновационных методов работы является использование электронных учебников, так как данная форма работы имеет ряд преимуществ:
- Мобильность,
- Новизна,
- Большое количество упражнений и примеров,
- Подробная и наглядная иллюстрация учебного материала,
- Изучение лексики, грамматики,
- Тренировка фонетики,
- Контроль в виде тестов.
Если нет возможности использовать электронные учебники на уроке, можно предложить учащимся поработать с ними дома, устроив на уроке контроль данной деятельности.
На уроке же можно воспользоваться другими инновационными технологиями, такими как интернет, видеоролик… Преимуществом данных форм работы являются
- совершенствование навыков и умений диалогического общения
- расширение словарного запаса лексикой современного языка
- знакомство с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка
- формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования “живых” материалов
- увеличение индивидуальной и групповой работы учащихся
С появлением инновационных технологий в образовании, меняется и роль педагога. Теперь учитель становиться дирижёром и лишь руководит процессом обучения, он поддерживает и направляет развитие личности учащихся и организовывает их творческую деятельность.
Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Только в этом случае мы сможем заинтересовать учащихся своим предметом, сформировать мотивацию и получить высокие результаты. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий
В нашем центре образования была проведена опытная проверка эффективности использования на уроках немецкого языка инновационных технологий. Основываясь на мнении ведущих методистов и наблюдении уроков учителей немецкого языка был разработан тренировочный комплекс упражнений для обучения диалогической речи.
Предлагаются следующие этапы работы с диалогом:
- Прослушать диалог в аудиозаписи без опоры на текст
- Выписать вопросно-ответные реплики при повторном прослушивании
- Посмотреть видеоролик и заполнить таблицу
- Основываясь на информации из таблицы и вопросно-ответных репликах прослушанного диалога составить собственный диалог
- Рассказать диалог в новой ситуации (по телефону, в метро, плохо слышно…)
Данная система упражнений направлена на формирование умений слухового восприятия диалогической речи, умений трансформировать содержание исходного диалога-образца и умений составлять собственный диалог по образцу.
На констатирующем этапе, задача которого состояла в выявлении исходного уровня владения диалогической речью, учащиеся показали не самые лучшие результаты.
Далее проводился формирующий этап с внедрением новой системы упражнений и использованием видеоматериала.
На аналитическом этапе были проведены обработка, анализ и сравнение данных эксперимента с данными констатирующего этапа. Полученные данные представлены в следующем графике.
Творческая речемыслительная деятельность при обучении диалогическому общению, а также работа с инновационными технологиями позволяет задействовать даже самых пассивных, с низким уровнем обученности учащихся и повысить у них интерес к предмету.
Итак, можно сделать вывод:
- Практическая деятельность учителя должна быть направлена на развитие разнообразных речевых действий
- Обучать говорению в диалогической форме на репликах, поддерживающих двустороннюю активность
- Для моделирования диалогического общения создавать коммуникативные ситуации в ролевых играх и приёмах коллективного взаимодействия
- Для повышения мотивации и интереса к изучению иностранных языков использовать в процессе обучения медиаматериал и Интернет.
Библиография
- Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая шк.,1995.-128стр.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, Пособие для учителя. М.:АРКТИ,2000
- Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и другие
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/М.:Высш.шк.,1995.-240с.
- Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика //Иностр. языки в школе.1995.№2.
- Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/М.:высш.шк.,1996.-240 с.
- Миролюбов А. А., Рахманов И. В., Цетлин В. С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе, М.: Просвещение, 1967, 504 стр.
- Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы, М.: Астрель, 2004
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению: 2-е изд.М.:Просвещение,1991.223 стр.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению, М.: Русский язык,-1989
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1988.
- Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2,3 2001г.
- Рогова Г.В., Методика обучения иностранным языкам в средней школе, - М., Просвещение, 1991, 287 стр
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2003
- Шаги 4: Учеб. Нем. Яз. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений/ Ш15 И. Л. Бим, Л. М. Санникова, А. С. Картова и др. Книга для чтения/Сост. Е. В. Игнатова. -3-е изд.-М.: Просвещение, 2001.
- Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб.пособие.2-изд.М.: Просвещение, 1998.-223 стр.
- Шейзл Дж. Коммуникативность в обучении современным языкам. Проект 12.Изучение преподавание современных языков для целей общения. Европейский Совет. Пресс,1995.
- Bredel U. Didaktik der deutschen Sprache, Verlag Ferdinand Schoningh GmbH, Juhenplatz 1, Paderborn, 2003
- Council of Europe, Европейский языковой портфель. Знакомство с языками для детей 7-10 лет, М.: МГЛУ, 2003
- Neuner G., “Ubungstypologie im kommunikatieven Deutschunterricht”, Munchen: „Langenscheidt“, 1981
- Sigrid Xanthos-Kretzschmer, Jutta Douvitsas-Gamst Das neue Deutschmobil, Stuttgart: Ernst Klett Sprachen GmbH, 2003