Обучение диалогической речи на основе медиаматериала

Разделы: Иностранные языки


Основное назначение изучения иностранного языка в российской школе состоит в формировании у учащихся коммуникативной компетенции. Владение навыками устной речи в разных ее формах (диалогической и монологической) подразумевает умение не только излагать свои мысли вслух, но и понимать речь своего собеседника.

Обучение иностранным языкам приобретает новое звучание в связи с переходом к открытому информационному обществу, интернационализацией образования с широким использованием информационных технологий во многих сферах человеческой деятельности. Компьютеризация сферы коммуникаций, информатизация образования вызвали необходимость обмениваться сообщениями в телекоммуникационных сетях, работать с данными, которые представлены на иностранном языке. Высокие результаты могут быть достигнуты с помощью информационных технологий.

У многих возникает вопрос: а зачем использовать инновационные технологии, когда существует множество традиционных методик, которые позволяют сформировать у учащихся умение общаться на иностранном языке. Использование инновационных технологий повышает мотивацию быстрее, чем традиционная работа над текстом и заучивание диалога. Урок становится интересным для ученика, а значит продуктивным. Мотивация развивает желание высказаться, поделиться своими мыслями с собеседником. То есть, мотивация развивает речевое намерение, которое играет огромную роль в обучении общению на иностранном языке.

Учащимся нужно выработать способность справляться с ситуацией, когда их языковые ресурсы недостаточно адекватны; иметь хорошие учебные навыки; способность оценивать свою собственную речь и успехи, а также способность определять и разрешать учебные проблемы.

Одним из инновационных методов работы является использование электронных учебников, так как данная форма работы имеет ряд преимуществ:

  • Мобильность,
  • Новизна,
  • Большое количество упражнений и примеров,
  • Подробная и наглядная иллюстрация учебного материала,
  • Изучение лексики, грамматики,
  • Тренировка фонетики,
  • Контроль в виде тестов.

Если нет возможности использовать электронные учебники на уроке, можно предложить учащимся поработать с ними дома, устроив на уроке контроль данной деятельности.

На уроке же можно воспользоваться другими инновационными технологиями, такими как интернет, видеоролик… Преимуществом данных форм работы являются

  • совершенствование навыков и умений диалогического общения
  • расширение словарного запаса лексикой современного языка
  • знакомство с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка
  • формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования “живых” материалов
  • увеличение индивидуальной и групповой работы учащихся

С появлением инновационных технологий в образовании, меняется и роль педагога. Теперь учитель становиться дирижёром и лишь руководит процессом обучения, он поддерживает и направляет развитие личности учащихся и организовывает их творческую деятельность.

Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Только в этом случае мы сможем заинтересовать учащихся своим предметом, сформировать мотивацию и получить высокие результаты. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий

В нашем центре образования была проведена опытная проверка эффективности использования на уроках немецкого языка инновационных технологий. Основываясь на мнении ведущих методистов и наблюдении уроков учителей немецкого языка был разработан тренировочный комплекс упражнений для обучения диалогической речи.

Предлагаются следующие этапы работы с диалогом:

  • Прослушать диалог в аудиозаписи без опоры на текст
  • Выписать вопросно-ответные реплики при повторном прослушивании
  • Посмотреть видеоролик и заполнить таблицу
  • Основываясь на информации из таблицы и вопросно-ответных репликах прослушанного диалога составить собственный диалог
  • Рассказать диалог в новой ситуации (по телефону, в метро, плохо слышно…)

Данная система упражнений направлена на формирование умений слухового восприятия диалогической речи, умений трансформировать содержание исходного диалога-образца и умений составлять собственный диалог по образцу.

На констатирующем этапе, задача которого состояла в выявлении исходного уровня владения диалогической речью, учащиеся показали не самые лучшие результаты.

Далее проводился формирующий этап с внедрением новой системы упражнений и использованием видеоматериала.

На аналитическом этапе были проведены обработка, анализ и сравнение данных эксперимента с данными констатирующего этапа. Полученные данные представлены в следующем графике.

Творческая речемыслительная деятельность при обучении диалогическому общению, а также работа с инновационными технологиями позволяет задействовать даже самых пассивных, с низким уровнем обученности учащихся и повысить у них интерес к предмету.

Итак, можно сделать вывод:

  • Практическая деятельность учителя должна быть направлена на развитие разнообразных речевых действий
  • Обучать говорению в диалогической форме на репликах, поддерживающих двустороннюю активность
  • Для моделирования диалогического общения создавать коммуникативные ситуации в ролевых играх и приёмах коллективного взаимодействия
  • Для повышения мотивации и интереса к изучению иностранных языков использовать в процессе обучения медиаматериал и Интернет.

Библиография

  1. Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая шк.,1995.-128стр.
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, Пособие для учителя. М.:АРКТИ,2000
  3. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и другие
  4. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/М.:Высш.шк.,1995.-240с.
  5. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика //Иностр. языки в школе.1995.№2.
  6. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/М.:высш.шк.,1996.-240 с.
  7. Миролюбов А. А., Рахманов И. В., Цетлин В. С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе, М.: Просвещение, 1967, 504 стр.
  8. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы, М.: Астрель, 2004
  9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению: 2-е изд.М.:Просвещение,1991.223 стр.
  10. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению, М.: Русский язык,-1989
  11. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1988.
  12. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2,3 2001г.
  13. Рогова Г.В., Методика обучения иностранным языкам в средней школе, - М., Просвещение, 1991, 287 стр
  14. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2003
  15. Шаги 4: Учеб. Нем. Яз. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений/ Ш15 И. Л. Бим, Л. М. Санникова, А. С. Картова и др. Книга для чтения/Сост. Е. В. Игнатова. -3-е изд.-М.: Просвещение, 2001.
  16. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб.пособие.2-изд.М.: Просвещение, 1998.-223 стр.
  17. Шейзл Дж. Коммуникативность в обучении современным языкам. Проект 12.Изучение преподавание современных языков для целей общения. Европейский Совет. Пресс,1995.
  18. Bredel U. Didaktik der deutschen Sprache, Verlag Ferdinand Schoningh GmbH, Juhenplatz 1, Paderborn, 2003
  19. Council of Europe, Европейский языковой портфель. Знакомство с языками для детей 7-10 лет, М.: МГЛУ, 2003
  20. Neuner G., “Ubungstypologie im kommunikatieven Deutschunterricht”, Munchen: „Langenscheidt“, 1981
  21. Sigrid Xanthos-Kretzschmer, Jutta Douvitsas-Gamst Das neue Deutschmobil, Stuttgart: Ernst Klett Sprachen GmbH, 2003