Социокультурный комплекс является постоянно действующим объединением учреждений образования, социальной сферы, общественных и других организаций, осуществляющих образовательную, воспитательную, культурно-оздоровительную и профилактическую работу среди детей, молодёжи и взрослого населения.
Отличительной особенностью социокультурнго комплекса является его многофункциональность. Он может осуществлять деятельность в сферах дошкольного образования, дополнительного образования детей, организации досуга детей дошкольного, школьного возраста, молодёжи, взрослого населения, создания детских и молодёжных объединений.
Социокультурный комплекс создаётся для объединения усилий в сфере обучения, воспитания, повышения качества образовательных, медицинских и других услуг.
Сельский социокультурный комплекс создаётся в целях:
объединения усилий, обеспечивающих оптимальные условия для полноценного воспитания и образования детей дошкольного и школьного возраста, их разностороннего развития, социальной защиты, эффективного использования социокультурных и производственных возможностей социального окружения школы, его кадровых и материальных ресурсов в целях позитивной социализации личности;
повышения культурно-образовательного уровня населения и его гражданского становления.
Деятельность социокультурного комплекса направлена на решение следующих задач:
- координацию усилий педагогов, воспитателей, работников учреждений культуры, медицинского обслуживания населения и других субъектов, входящих в социокультурный комплекс, по созданию условий для получения качественного дошкольного, начального, основного и дополнительного образования;
- создание условий для всесторонней подготовки учащихся к самостоятельной жизни, труду, жизненному и профессиональному самоопределению;
- развитие сферы досуга;
- обеспечение условий для развития научно-исследовательской деятельности в учреждениях, входящих в социокультурный комплекс;
- разработку, развитие и распространение инновационных технологий в учреждениях социокультурного комплекса;
- выявление, освоение и использование в работе коллективов учреждений, входящих в социокультурный комплекс, индивидуально-ориентированных форм, методов, приемов обучения и воспитания детей;
- предоставление каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможности реализовать себя и проявить свою индивидуальность.
Целью взаимодействия педагогического и детского коллективов МДОУ "Шаталовский детский сад "Крепыш" с организациями села Шаталовка, с творческими коллективами других городов является определение путей и способов развития социально адаптированной личности.
Традиционно воспитанники детского сада совместно с педагогами принимали активное участие в жизни родного села. Дети участвуют во всех мероприятиях, проводимых в селе: митинг и возложение цветов к памятнику защитникам Родины (фото 1), торжественная линейка к Дню Знаний (фото 2), концерты к Дню Матери и Международному женскому дню (фото 3). Часть детей выступают, остальные присутствуют в качестве зрителей, но у всех формируется чувство единения с родным селом, чувство патриотизма.
Работа с представителями творческих коллективов других городов велась на протяжении всего учебного года: профессиональные театральные и цирковые представления Белгорода, Старого Оскола, Воронежа (фольклорное представление "Прялочка", театр кукол-марионеток "Великан и гном", "Оранжевый ежик" и др.) существенно влияют на развитие художественно-эстетического вкуса дошкольников, начиная с младших дошкольных групп.
С начальным блоком МОУ "Шаталовская средняя общеобразовательная школа" реализуется содержательный план преемственности, включающий в себя взаимопосещения педагогами школы открытых занятий в ДОУ и воспитателями уроков в 1 классе .Был подготовлен и проведен инсценированный урок английского языка для воспитанников детского сада совместно с учащимися 1 класса. Бузова И.Н., педагог дополнительного образования, заинтересовала детей изучением английского языка(фото 4).
Были проведены родительские собрания с участием учителей школы, которые подготовили и провели 2 творческие встречи родителей, воспитанников и учащихся школы. Дети получили в подарок ценные призы, родители познакомились с образовательными программами Л.В. Занкова и "2100", которые реализуются в школе. В конце учебного года на базе МОУ "Шаталовская СОШ" было проведено совместное заседание методических объединений учителей начальной школы и воспитателей МДОУ по проблемам преемственности и подготовки детей к обучению в школе (фото 5).
Художественно-эстетическое направление воспитательной работы реализуется в тесном взаимодействии со Школой искусств. Так в прошлом учебном году преподаватели и воспитанники Школы Искусств с.Шаталовка приняли участие в праздновании мероприятий к Дню рождения детского сада, дали отчетные концерты музыкальных коллективов(фото 6) с целью привлечения детей для дальнейшего обучения, тем более, что более 50% учащихся Школы Искусств - это воспитанники нашего ДОУ.
Фольклорный ансамбль "Рябинушка" посетил воспитанников ДОУ на праздничных мероприятиях в Рождественские праздники, Проводы русской зимы. Дети старшего возраста познакомились с музеем русского быта школы Искусств и его экспонатами (фото 7).
Не менее тесно сотрудничаем мы и с Шаталовским Домом Культуры, который всегда приглашает наших воспитанников для участия в фестивале детского художественного творчества "Фа-Соль-Ка", и ежегодно выступления отмечались призовыми местами и Почетными Грамотами. В январе 2010 г. девочки старших групп участвовали в конкурсе "Маленькая принцесса" (фото 8), в котором каждая из них получила заслуженное звание ("Настоящая принцесса", "Принцесса Задоринка", "Принцесса Очаровашка" и т.д.) и была награждена памятными лентами и подарками.
Активная, планомерная, творческая работа по художественно-эстетическому развитию воспитанников ДОУ позволила принять участие в муниципальном конкурсе " Сударь и сударыня", который проводился в Шаталовском Доме культуры. Воспитанники старшей группы Крынин Андрей и Анисимова Анастасия заняли первое место (фото 9).
Коллектив педагогов и воспитанников ДОУ участвовал в фестивале любительского художественного творчества работников культуры "Родник 2010".
Исходя из выше изложенного, можно отметить положительное влияние взаимодействия между социумом и МДОУ " Шаталовский детский сад "Крепыш" в решении задач художественно-эстетического развития дошкольников.
Вырастить социально адаптированную, творческую, самодостаточную личность можно только при объединении усилий всего социума, всех организаций с родителями и педагогами. Именно этим успешно занимается МДОУ "Шаталовский детский сад "Крепыш" как одно из звеньев социокультурного комплекса.
Таблица результативности взаимосвязи ДОУ с социумом в 2009-2010 уч. году.
п/н | Мероприятия | участники | сроки | уровень | Результат |
1 | Совместные мероприятия с школой Исскуств с.Шаталовка | Учащиеся школы Исскуств, воспитатели и воспитанники старшей группы |
В течение года | Поселковый | Решение проблем адаптации |
2 | Участие в конкурсе "Маленькая принцесса" | Восп-ки старшей группы | 04.2010г. | Поселковый | Памятные ленты, ценные подарки |
3 | Участие в муниципальном конкурсе " Сударь и сударыня" | Воспитатели и восп-ки старшей группы | 03.2010г. | Муниципальный | 1-е место среди творческих колективов Старооскольского района |
4 | Совместные мероприятия с фольклорным ансамблем "Рябинушка": Рождественские встречи, Проводы русской зимы, Масленица. | Коллектив воспитанников ДОУ | В течение года | ДОУ | Обмен опытом |
5 | Реализация плана преемственности с пед. коллективом начального блока МОУ "Шаталовская общеобразовательная школа" | Коллектив воспитанников и педагогов ст. гр. ДОУ | В течение года |
ДОУ | Решение проблем адаптации |
6 | Участие в в фестивале любительского художественного творчества работников культуры "Родник 2010". | Педагог и восп-ки старшей группы | 06.2010г. | Муниципальный | Грамота отдела Культуры |
7 | Участие в праздничном мероприятии, посвященному Дню Победы в ВОВ | Коллектив воспитанников и педагогов старших .гр. | 9 мая 2010г. |
Поселковый | Воспитание нравственно-патриотических чувств |