Праздник "Осень, осень, в гости просим!"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  • совершенствовать познавательные способности: память, внимание, наблюдательность;
  • развивать комбинаторику мышления, любознательность, творческие способности;
  • стимулировать интеллектуальное развитие, детскую фантазию, воображение;
  • расширять и уточнять представления детей о природных явлениях, формировать реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними, воспитывать любовь к природе и стремление ее охранять;
  • воспитывать чувства взаимопомощи и доброе отношение к товарищам, развивать коммуникативную активность, упорство, волю и стремление к победе.

Оборудование: иллюстрация картины Левитана  «Золотая осень», фотографии осенней природы, карточки «Грибы», гербарий листьев деревьев, карточки с поговорками и приметами осени, овощи, фломастеры, ватман.

ХОД УРОКА

1. Вступление

Ведущий: Здравствуйте, дорогие  ребята  и  уважаемые гости!  Мы  с вами  сегодня собрались на празднике, к которому долго и упорно готовились : на празднике Золотой Осени. Вы нам покажете
Свои знания осенних примет, смекалку и сообразительность при  отгадывании загадок. Поучаствуете в конкурсах и веселых играх.
Осень – это прекрасное время года. Самыми яркими красками она разрисовала природу. Березы и клены она покрыла лимонной желтизной, листья осинок подрумянила, будто спелые яблоки,
а могучий столетний дуб-богатырь одела в медную кованую броню. Русские художники часто отражали красоту осенней природы в своем творчестве. Давайте рассмотрим их картины и полюбуемся очарованием осенних пейзажей. (Приложение 1. Слайды 1 и 2)                                                         

2. Загадки  (Приложение 1. Слайд 3)

1 ребенок:

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья . (Осень)

2 ребенок:

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдоль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

3 ребенок:

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

4 ребенок:

Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи! (Ноябрь)

Ведущий: Красота осенней природы всегда вдохновляла поэтов и композиторов на самые чарующие слова и звуки. Назовите автора этих строк:

«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса! (А.С.Пушкин)

3. Конкурс «Рифма» (Приложение 1. Слайд 4)

Ведущий: Ребята, давайте и мы с вами станем сейчас поэтами Осени, придумайте рифмы к словам:

Картошка-морошка, окрошка, лукошко…
Калинка-малинка, травинка, соринка…
Огурец-молодец, храбрец, удалец, стрелец…
Томат-шпинат, маринад…
Лучок-жучок, паучок, клочок…
Лук-друг, плуг, бурундук…

4. Инсценировка

Ведущий: Мне сейчас передали телеграмму, но без очков я не смогу ее прочитать. Рада, прочитай нам, пожалуйста!
Рада: Я не могу разобрать последние слова. Они наверное размыты дождем, кто из ребят мне
поможет их прочитать?
Хвастун: Я, я, помогу! Я все умею, все могу!
Рада: «Захотелось плакать вдруг – слезы лить заставил …»
Хвастун: Я знаю, знаю, это плуг.
Рада: Какой еще плуг?
Хвастун: Которым землю пашут.
Рада: Нет, неправильно. «Набирай скорее в миску краснощекую…»
Хвастун: Сосиску,
Рада: Почему сосиску?
Хвастун: А она вкусная, я сосиски люблю.
Рада: Подумай сначала, а потом говори. « Отыскали, наконец и зеленый …»
Хвастун: Чебурец. Во!
Рада: Тебя что-то на еду потянуло.  «Кто, ребята, не знаком с белозубым…»  
Хвастун: Комаром!
Рада: Да где ты видел зубы у комара?
Хвастун: : -Да они так кусаются, у них зубы- вот какие!
Рада: Нет, не верно.  «Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет …»
Хвастун: Столовая ложка!
Рада: А ложка тут причем?
Хвастун: Просто складно получается.
Рада: Слушай внимательно!  «Разве в огороде пусто, если там растет …»
Хвастун: «Эльгусто!»
Рада: А что это такое?
Хвастун: А это кофе такой! Ты что рекламу не смотришь?
Рада: Да он разве в огороде растет?  Я совсем с тобой запуталась. Ребята, помогите вы мне прочитать. (Читает все заново, дети отгадывают загадки.)

5. Путешествие в сказочный лес

Ведущий: Ребята, а сейчас мы с вами отправимся  путешествовать на сказочном поезде на станции: ГРИБНАЯ, ЛЕСНАЯ ПОЛЯНКА, ЗАГАДКИНО И ПОГОВОРКИНО.

(Классам раздаются вагончики-бегунки, где будут проставлены баллы )

Станция «Грибная»

Задание – отгадать загадки, найти на картинках и назвать грибы, собрать в корзину только съедобные грибы.

 «Сентябрь принес нам грибов урожай.
Соли, маринуй и в сметане их жарь,
Свари суп грибной,
Приготовь их с картошкой,
И в блюдо мясное добавь их немножко.
На нитку побольше грибов нанижи,
Для зимних запасов  ты их засуши,
Богатством своим с тобой делится лес.
Спасибо за радость осенних чудес!»

Загадки о грибах: (Приложение 1. Слайды 5 и 6)

Под сосной растут сестрички –
Ярко рыжие… (лисички)
Я сложу грибы в лукошко,
Буду жарить их с картошкой.

В лесу осеннем в сентябре
В скучный день дождливый
Вырос гриб во всей красе,
Важный, горделивый.
Под осиной его дом,
Шляпа красная на нем.
Многим этот гриб знаком,
Как его мы назовем? (Подосиновик)

Вот веселые грибы!
Сколько шляпок разных
Среди высохшей листвы –
Желтых, синих, красных!
Соберу в корзинку я
Осени подарки,
Это все одна семья – … (сыроежек) ярких.

Красная шляпка, на шляпке горошки,
Короткая юбка на беленькой ножке,
Красивый грибок, но тебя не обманет,
Кто знает о нем – его трогать не станет.
Всем людям известно уже с давних пор,
Что ядом наполнен гриб… (мухомор)

Повезло так повезло –
Я набрал их все ведро.
Облепили целый пень,
Собирай кому не лень! (Опята)

Коричневой шляпкой приветствую вас.
Я скромный грибок безо всяких прикрас.
Под белой березкой нашел я приют.
Скажите-ка дети, меня как зовут? (Подберезовик)

Вот растет она бледная,
Ее обходит даже еж,
Для здоровья очень вредная –
Лучше ты ее не трожь! (Бледная поганка)

Важный толстый этот гриб
Вырос у дорожки.
К уважению привык
Гриб на крепкой ножке.
Как увидим, что он близко –
Трудно мимо нам пройти.
Сразу кланяемся низко –
Этот гриб встал на пути!
Срежь ты бережно его,
Не порань грибницу,
В этом месте через год
Новый гриб родится. (Боровик, или белый гриб)

Станция «Лесная полянка»  

Задание: отгадать загадки, определить и назвать листья.

«Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду…»

Загадки:

  • Платье потерялось, пуговки остались. (Рябина)

  • Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой. (Береза)

  • Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

  • У меня длинней иголки, чем у елки.
    Очень прямо я расту в высоту.
    Если я не на опушке, ветви только на макушке. (Сосна)

  • Он великий и могучий, у лукоморья он растет.
    300 лет – ему не возраст, и подольше  он растет. (Дуб)

  • И куда, скажите мне, рой летит пчелиный?
    Может это он к сосне, может, он к рябине?
    Увернуться я успел, рой тот к … полетел. (Липа)

Станция «Загадкино»

Задание: отгадать загадки о природе.

Загадки:

  • Подставив солнышку бочок,
    Лежит на грядке … (кабачок)

  • На цветы она садится,
    Не устав с утра трудиться.
    Людям воск и мед дала
    Беспокойная … (пчела)

  • У кого одна нога,
    Да и та без башмака? (Гриб)

  • Все под ним зазеленеет,
    Травку напоить умеет.
    Если зонтик не возьмешь,
    И тебя намочит… (дождь)

  • Кто румян и краснощек,
    У кого мясист бочок?
    Кто, скажите тот сеньор?
    Ну, конечно … (помидор)

  • Ах, зеленая коса, не девица, а краса.
    Только прячется в темнице
    Эта красная девица. (Морковь)

Станция «Поговоркино»

Задание: Собрать «рассыпавшиеся» поговорки.

  • От осени к лету … повороту нету.
  • Осень –  припасиха … зима – прибериха.
  • Гром в сентябре … к теплой осени.
  • Осенью в одном часу … и снег и дождь.
  • Много рябины … к дождливой осени.
  • Осенью гусь летит – к дождю … а лебедь к снегу.
  • Синица у дверей … к осенней поре.
  • Облака идут низко … ожидай стужу.

Ведущий: Вот и прибыли мы все на конечную станцию «ВСЕЗНАЕК», и пока жюри подводят итоги мы с вами поиграем в веселые игры.

6. Игра «Соберем урожай»

Учащиеся разбиваются на 2 команды, и передают овощи над головой, кто быстрее.

7. Игра «Что за овощ?»

На ощупь в мешке угадать овощ или фрукт.

8. Игра «Художники»

Учащиеся 1 команды рисуют овощи для борща, 2 команды – овощи для  винегрета. Что общего и какие различия, какие овощи не нарисованы?

9. Подведение  итогов

Жюри объявляет победителей, набравших большее кол-во очков.