Прежде чем непосредственно говорить о своей коррекционной программе, хотелось бы коснуться специфики психокоррекционного процесса вообще.
В психологической коррекции, на мой взгляд, главным является реализация индивидуального подхода, создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника коррекционного процесса. На своих занятиях я ставлю задачу – создать условия для полного личностного роста каждого участника коррекционного процесса. Поэтому для меня важно в ходе занятий использовать те виды деятельности, которые являются значимыми для участников коррекции и которые в эмоциональном плане ярко и положительно окрашены. Именно поэтому очень подходящим методом для меня является арт-терапия.
Психокоррекционный процесс очень динамичен, бывают здесь и взлёты и падения, ускорения и замедления, положительная или отрицательная динамика. Это происходит потому, что главными в процессе психологической коррекции являются эмоции, которые динамичны, многогранны и непредсказуемы.
На моих занятиях участникам коррекционного процесса предлагаются различные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, аппликация, работа с тканью, изготовление поделок из различных материалов и т.д. Основным механизмом коррекции в арттерапии является сублимация, некий бессознательный процесс, который проходит в два этапа: вначале ребёнок выбирает тему, а потом ищет адекватную форму выражения переживаемого эмоционального состояния. Рисунки являются своеобразной проекцией личности ребёнка, выступают средством повышения самооценки ребёнка, снятия негативного эмоционального напряжения. На основе этих принципов и построена коррекционная программа «Цветочная поляна – Солнечный денёк».
Интегрированная коррекционно-развивающая программа «Цветочная поляна – Солнечный денёк» является итогом моей работы педагогом-психологом в общеобразовательной школе № 338 ЮВАО г. Москвы в 2008-2010 учебных годах. В основу программы положен комплекс занятий, основанных на методах и подходах коррекционной педагогики и психологии с элементами арт-терапии.
Программа рассчитана на возрастную группу от 4 до 12 лет и включает в себя задания, развивающие познавательную, эмоционально-волевую, поведенческую и мотивационную сферу дошкольников и школьников младшего возраста. Работа по программе рассчитана на 2 учебных года (всего 70 часов), занятия проводятся один раз в неделю в группе по 10-12 человек.
Интегрированность программы заключается в её универсальности, в лёгкости включения в образовательную среду, в возможности сохранения преемственности дошкольного и школьного образования, занятия по программе можно проводить как с дошкольниками, так и с учениками 1-4-х классов, а также в ходе работы по программе легко включать в коррекционный процесс и родителей, которых можно приглашать к себе на занятия. Из опыта работы могу сказать, что эмоциональная составляющая каждого занятия и формы работы подобраны таким образом, что интересны дошкольнику и младшему школьнику любого возраста. Интересна программа и для родителей. Они с большим удовольствием вместе с детьми рисуют пальчиковыми красками и акварелью, вырезают, рисуют на стекле.
Также особенностью программы является взаимозаменяемость и мобильность каждого занятия без ущерба относительно эффективности программы. Занятия можно повторять, заменять упражнения, варьировать задания взависимости от конкретных условий образовательного процесса. Наиболее полюбившиеся детям занятия можно повторять несколько раз. Содержательная сторона занятий построена так, что даже повторяющиеся через некоторое время задания не надоедают детям и результат, то есть исходный продукт, всегда получается разным не похожим на предыдущий. В работу по программе совершенно свободно можно включать элементы песочной и сказкотерапии, это только повысит эффективность коррекции.
Программа удобна и в работе с родителями, так как позволяет включить их на разных этапах обучения ребёнка и в различные виды совместной деятельности. Особенностью данной программы является также и то, что одновременно с коррекцией негативных эмоциональных проявлений на совместных с родителями занятиях происходит коррекция нарушений детско-родительских отношений и стиля семейного воспитания. Консультативная работа психолога с родителями в ходе занятий по программе значительно облегчается тем, что родители и дети видят конечный продукт своей совместной деятельности, родитель с помощью психолога может понять и скорректировать способы своего взаимодействия с ребёнком. Консультация после занятия проходит предметно, по итогам работы, психолог объясняет родителю возможные причины проблем ребёнка, используя конкретные примеры занятий и продукты деятельности ребёнка (рисунки, аппликации, поделки). Родитель начинает более глубоко и конкретно понимать истоки психологических проблем ребёнка, совместно с психологом проводя анализ детских работ и поведения ребёнка в ходе занятия.
Также занятия по программе удобны и наглядны при проведении открытых уроков и других подобных мероприятий. Занятия с элементами арттерапии всегда интересны, ярко и выигрышно смотрятся в презентациях.
Программа интересна также тем, что занятия можно проводить в группах и индивидуально, непосредственно в течении учебного дня или во вторую половину дня, когда школьники находятся в группе продлённого дня или на дополнительных занятиях.
В программу заложен также принцип положительного оценивания психологом работы ребёнка в ходе занятия. Так как программа рассчитана на коррекцию тревожности и самооценки личности школьника, то мы на занятиях имеем две оценки «отлично» и «хорошо». В целях коррекции негативных поведенческих проявлений учащихся, можно иногда оценить работу на уроке или поведение ребёнка (но не конечный продукт!) на «удовлетворительно». Любой рисунок, подделка ребёнка оценивается либо положительно, либо никак. Данный факт, как показала практика, значительно усиливает мотивацию учения у школьников.
Интегрированность программы заключается также и в том, что в группу включены дети с разным уровнем интеллектуальных способностей, от детей с задержкой развития (число которых неизбежно, увы, будет увеличиваться в общеобразовательных школах по многим причинам: от генетического до законодательного фактора, от нежелания родителей создать ребёнку с особыми нуждами в развитии комфортные условия обучения до принципов инклюзивного образования) до детей с признаками одарённости. Задания рассчитаны таким образом, что их под силу выполнить любому учащемуся, разным будет лишь их результат. Такое построение программы значительно облегчает дифференцированный подход к обучению.
Комплексность программы заключается в коррекции нескольких параметров одновременно, это и познавательная сфера (внимание, восприятие, память, мышление) и волевая (мелкая и крупная моторика, двигательная координация), и эмоциональная (снятие страхов, снижение уровня тревожности и агрессивности). Программа рассчитана и на коррекцию межличностных отношений, на развитие навыков групповой работы, на сплочение коллектива, на облегчение адаптации учащихся к процессу обучения. Занятия позволяют выявить одарённых школьников и оказать им психологическую помощь и поддержку.
Название программы «Цветочная поляна» родилось из того, как учащиеся 3-го класса «А» школы № 338 г. Москвы озаглавили свою итоговую групповую работу в мае 2009. Выполненную из цветной бумаги аппликацию они назвали «Цветочная поляна», в тот момент я уже думала над написанием этой программы и решила назвать её так, как назвали свою картину дети. Второе название программы «Солнечный денёк» обозначает собой цикл занятий второго года обучения, и также было мною взято из названия детской работы учащихся 2 класса «А», выполненной в марте 2010 года.
«Цветочная поляна» – программа, в которой широко используется метод проективной цветовой диагностики в различных вариантах: М. Люшер, Л. Собчик, О. Орехова и другие. Вторая часть программы «Солнечный денёк» также включает в себя элементы диагностики, однако больше ориентирована на непосредственную практическую коррекционную работу с элементами песочной терапии.
Несомненным достоинством программы является её малозатратность в плане рабочих материалов, в основном для работы используются краски, пластилин, цветная бумага и природные материалы.
В начале и в конце учебного года целесообразно провести диагностику и сравнить динамические показатели по основным корректируемым параметрам (уровню тревожности, уровню агрессии, наличию страхов и т.д.) Для проведения диагностики используются стандартные наборы методик и проективных тестов.
По результатам, проведённой диагностики в октябре 2008, январе 2009 и мае 2009 среди 45 учащихся начальной школы, посещающих коррекционные занятия мною были получены приведённые ниже результаты. <Приложение 1, рисунки 1-7>
Таким образом, отмечена положительная динамика по основным корректируемым параметрам: дезадаптация, тревожность, нарушения поведения, в том числе агрессия, снижение мотивации, нарушение детско-родительских отношений.
В программе разработано и представлено поурочное тематическое планирование, объёмом 70 часов. <Приложение 1>.
Хочется пожелать удачи и много положительных эмоций своим коллегам, которые сочтут удобным работать по данной программе. Пусть каждый ваш день будет солнечным, а эмоции яркими, как цветочная поляна!