Цель первого этапа – определить соответствие навыков игровой деятельности возрасту детей, что и как отражается в играх, как идёт развитие сюжета, какова роль воспитателя в руководстве игрой.
Результаты приведены в таблице:
Вопросы для анализа |
Анализ игровой деятельности |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач | Воплощение замысла происходит путём решения одной игровой задачи. Замыслы игры неустойчивые. Перед игрой общий план не намечается, импровизации (новые идеи и образы) в игре нет. |
Сюжет игры | Сюжеты игры однообразны и не развёрнуты. Дети не используют в играх знания, полученные на занятиях, экскурсиях, при чтении книг. Использовались предложенные воспитателем темы: «Магазин», «Больница», «Школа», «Семья». При игре в «Семью» упор делался на сексуальные отношения; девочки наряжались, «красились», «ходили на работу в офис», «посещали фитнес и спа-салоны». «Детей» (кукол) отводили в «детский сад» и тут же благополучно о них забывали. Игру в «Магазин» превращали в шопинг, где в каталку сваливалось всё, что было под рукой. Мальчики участия в предложенных играх не принимали. Играли в «террористов», «человека-паука», «захват планет» - прослеживалась ярко выраженная агрессивная направленность игр. |
Содержание игр | Мальчики и девочки играют отдельно. Содержание игр не менялось долгое время, ход игр шёл по ранее сложившейся схеме. |
Умения комбинировать разнообразные события | Комбинации событий не было, обыгрывался привычный детям сюжет. |
Игровые действия и игровые предметы | Не используются предметы-заместители. По ходу игры дети не подбирают и не заменяют необходимые им предметы. |
Длительность | С начала игры до её окончания по инициативе детей проходило 10-15 минут. |
Методы и приёмы руководства игрой | Воспитатель дал тему игры, подобрал необходимый материал, помог распределить роли, наблюдал за игрой детей, их поведением. Излишне агрессивные игры и игры с сексуальным уклоном, возникающие по инициативе детей («террористы», «роботы-захватчики») старался пресекать. Непосредственного участия в игре не принимал, т.к. считал это необязательным и даже вредным для проявления детской самостоятельности (пресечение «ненужных» игр считал вполне достаточным). |
Соответствие содержания игровой предметно-развивающей среды возрасту детей | Наличие атрибутики для различных сюжетных игр по возрасту детей, но размещение не рациональное. Предметов-заместителей мало, бросовый материал отсутствует. Конструкторы и строительный материал есть. |
Анализ практики показал, что постепенное обогащение игры детей зачастую никак не предусматривается в планах воспитательной работы. Поиск путей, обеспечивающих постепенное планомерное обогащение игры каждого ребёнка и группы в целом, показал, что планировать надо систему педагогических мероприятий, а не сюжетную линию игры детей, т.к. это ограничивает их действия, тормозит развитие самостоятельности и инициативы. Планирование педагогических воздействий должно помогать воспитателю, с одной стороны, направлять детей на отображение в игре новых явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложнять многие способы и средства воспроизведения этой действительности. Именно окружающая жизнь детей, их знания, полученные из разных источников, определяют конкретное содержание игровых задач, тему сюжета. А от умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.
Сознавая, что проблему воспитания ребят в игре невозможно решить без единства с семьёй, было решено проанализировать, насколько заинтересовано родители относятся к игровой деятельности детей. Работу начали со сбора первичной информации во время индивидуальных бесед, в ходе которых выяснялось, есть ли у ребёнка игровой уголок дома, каков подбор игрушек, когда и по какому случаю они приобретаются, как взрослые относятся к детским играм, участвуют ли в них. Эти беседы выявили, что заинтересованно к игре относятся далеко не все родители – примерно 30%. Также для изучения игровых условий ребёнка в семье была составлена специальная анкета для родителей (Приложение 1). В результате анкетирования было выявлено следующее:
- Над руководством играми детей родители просто не задумывались, т.к. не понимали их воспитательного значения. Многие считали, что пусть ребёнок занимается чем угодно, только бы не мешал делать дела.
- Никто из родителей не задумывался над тем, что в дошкольные годы игра является основным видом деятельности, что в ней развиваются психические процессы (воображение, образное мышление, память), возникает умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Цель второго этапа работы – сформировать
сюжетно-ролевую игру как деятельность, используя
оптимальную предметно-игровую среду, расширяя
знания детей об окружающем и развивая их игровые
умения. В этой деятельности было определено три
ведущих направления: работа педагогов с детским
коллективом и коллективом родителей, работа с
коллективом педагогов.
В помощь педагогам подобрали:
- литературу по вопросу воспитания детей в игре;
- примерный перечень тем собраний, консультаций, бесед для родителей;
- образец и примерную тематику папок-передвижек.
В наглядной пропаганде среди родителей был использован материал из жизни детского сада; организованы тематические выставки: «Игра – дело серьёзное», «Полюбуйтесь – это мы!». Никто не прошёл мимо них, родителям было интересно увидеть своих детей, познакомиться с условиями для игр в группе. Эти материалы проиллюстрировали увлечение детей играми и отношение их к окружающей действительности. Но недостаточно только разъяснить значение игры, важнее показать правильно организованную игру, поэтому мы пригласили родителей в детский сад на открытый просмотр. Здесь они имели возможность наблюдать, как дети общаются со сверстниками, их игровые умения, способность подчиниться общим правилам.
В своей работе с коллективом детей мы постарались использовать интересующие детей сюжеты, обогатив их новым, ничуть не менее интересным, но более нравственным содержанием; предложили детям новые, ранее ими не использованные сюжеты. Значительное влияние на развитие замысла игры оказывали беседы с детьми, во время которых у них складывался план дальнейшей деятельности, обсуждалось, какие предметы для игры нужно будет сделать. Подобные беседы приучали детей к целенаправленности в выборе темы игры. А необходимость договариваться между собой, решать, каким образом интереснее реализовать замысел, воспитывала у детей уважение к товарищам, помогала использовать все свои умения для развития сюжета игры.
На развитие сюжета игры оказывают влияния наблюдения. Когда рядом с нашим детским садом стали возводить жилой дом, труд строителей вызвал у детей большой интерес. Дети видели все этапы строительства: подготовку котлована, закладку фундамента, возведение стен. Отмечали, что работа идёт слаженно, все действия рабочих согласованны, они без лишних слов понимают друг друга. Воспользовавшись этим фактом, мы предложили детям игру «Строители». В предварительной беседе с детьми выяснили, каков уровень их знаний о той или иной строительной специальности. В свободное время предложили детям сделать рисунки по теме «Стройка идёт!». Эти рисунки, отражавшие трудовые действия людей, собрали, а затем вместе рассматривали, обсуждали, что из увиденного можно перенести в игру, чтобы она получилась интересной. Для обогащения знаний детей о строительных профессиях, было проведено специальное занятие.
Вначале сюжет игры складывался так. Дети делали постройку, каждый брал на себя какую-то роль (каменщика, крановщика), но в ходе игры грани ролевых обязанностей стирались, и все вместе строили, выполняя одинаковые действия. Не сразу ребята смогли передать в игре последовательность выполнения работы людьми различных строительных специальностей. Поэтому воспитатель в предварительной беседе старалась дать детям чёткое представление о тех действиях, которые потом им нужно будет отобразить в игре.
По мере углубления знаний детей о строительных специальностях более разнообразным становился и игровой материал. Постепенно игра «Строители» стала как бы ведущей, вокруг неё концентрировались другие игры. Они дополняли друг друга, обогащали содержание основной игры (этому способствовало также то, что воспитатель перестал быть сторонним наблюдателем, а стал полноправным активным участником игры. Хотя дети с удовольствием играют сами, их надо учить культуре игры, и сделать это может только воспитатель – партнёр по игре).
Аналогичная работа была проведена и по другим темам для сюжетно-ролевой игры («Показ мод», «Приключения в джунглях», «Космонавты-спасатели» и др.).
Цель третьего этапа работы – определить, повлияла ли проведённая работа на уровень развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
Результаты приведены в таблице:
Вопросы для анализа | Анализ игровой деятельности |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач | Замыслы игры более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнёра, достигают общего решения. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в неё новые идеи и образы, т.е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией. |
Сюжет игры | Сюжеты развёрнуты и разнообразны. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Обогатились ранее использованные сюжеты, добавились новые: «Строители», «Показ мод», «Приключения в джунглях» и др. |
Содержание игр | Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать свои игры. В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми. |
Умения комбинировать разнообразные события | Разнообразные события хорошо комбинируются, причём как по предварительной договорённости, так и спонтанно во время игры. |
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре | Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности (движения, мимика, интонация, жесты). Речь занимает всё большее место в реализации роли, присутствует ролевой диалог, который стал более длительным и содержательным. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 3-4 любимые. |
Игровые действия и игровые предметы | Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками-самоделками. Широко используют в игре макеты и полифункциональный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы. |
Длительность | Игры продолжаются длительное время, некоторые – несколько дней. |
Методы и приёмы руководства игрой | В игре с детьми воспитатель использует две стратегии: 1)взрослый инициирует игру, предлагая ребёнку одну из взаимодополнительных ролей, а себе берёт другую; 2)взрослый подключается к уже начавшейся игре ребёнка, подбирая себе роль, подходящую по смыслу к роли ребёка. |
Соответствие содержания игровой предметно-развивающей среды возрасту детей | Предметно-игровая среда претерпела существенные изменения. Появилось много «бросового» материала, активно используемого детьми в игре. Игровые уголки утратили свою статичность, стали более приспособлены к игровым нуждам детей. |
По результатам проведённой работы можно сделать следующие выводы.
В результате проведённой педагогической работы по вопросам руководства игровой деятельностью дети стали общительнее, их движения – более выразительны, они умеют занять себя, играют длительное время.
В играх появились интересные сюжеты, что свидетельствует о развитии творчества, самостоятельности ребят. Изменилось и содержание игр. В игре создаются модели взаимоотношений между людьми.
Воспитатели стали принимать активное участие в играх детей, из сторонних наблюдателей превратились в равноправных и желанных участников игры. Работа по обогащению сюжетов и содержания игр детей проникла во все области воспитательно-образовательной работы.
Претерпело изменение и отношение родителей к детской игре. В конце года было проведено родительское собрание на тему «Игры детей – зеркало нашей жизни», где были подведены итоги проделанной работы. В ходе обсуждения многие родители говорили о том, что они убедились в необходимости и возможности руководства играми детей, т.к. воспитатели наглядно показали им приёмы такого руководства, что они поняли: совсем не смешно, когда взрослый играет на равных с ребёнком, это важно и для детей и для родителей.