Стихи С.А. Есенина

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить детей с лирикой С.Есенина, привлечь внимание детей к красоте и певучести лирики С.Есенина;
  • познакомить с краткой биографией поэта, особенностями его стихов;
  • учить детей самостоятельно добывать знания, работать с дополнительной литературой;
  • учить детей работать в группах, выслушивать мнение товарищей, принимать коллективное решение.

Тип урока: Урок изучения нового материала в форме педагогической мастерской.

Оборудование урока:

  • портрет С.Есенина;
  • карточки с рассказами о С.Есенине и его стихах;
  • звукозаписи песен на стихи С.Есенина;
  • выставка книг С.Есенина;
  • карточки со стихами С.Есенина, А.Пушкина, А.Барто, Ф.Тютчева, В.Маяковского;
  • карточки с деформированным текстом стихов С.Есенина.

Ход урока

1. Сегодняшний наш урок мы начнем стихами. Послушайте их очень внимательно. Учитель читает стихи. (См. Приложение 1.)

Понравились ли вам стихи? Какое стихотворение понравилось больше и почему?

(Дети делятся на 4 группы по понравившимся больше стихам.)

2. Перед вами конверты с карточками. На карточках написаны слова из прослушанных стихотворений. Сейчас я подойду к каждой группе и еще раз прочитаю вам начало стихотворения, а вы его попробуете восстановить – сложить из карточек.

Работа в группах.

Сравните с образцом (детям дается текст выбранного стихотворения), нарисуйте иллюстрацию к стихотворению, подготовьтесь прочитать его выразительно для всего класса.

Работа в группах.

Афиширование работ групп.

3. А вы знаете автора этих стихов?

Давайте попробуем его узнать. Перед вами стихи пяти поэтов. Внимательно прочитайте их, попробуйте определить их тему, особенности языка и сравните со “своим” стихотворением.

Работа в группах. Определение автора стихов. (См. Приложение 2.)

4. Теперь вы знаете, кто написал красивые стихи, которые вам очень понравились. Это Есенин. А что вы знаете о нем?

Составление кластера на доске (ученики говорят, что они уже знают о С.Есенине, а учитель записывает все это на доске).

Давайте прочитаем другие стихи Есенина (детям демонстрируется выставка книг С.Есенина. В книгах закладки на подобранных учителем для урока стихах. Дети после подготовки читают их вслух).

Можете ли что-то добавить в кластер?

Как вы думаете, легко ли быть поэтом?

Попробуйте сочинить продолжение известного стихотворения Сергея Есенина.

Ночь.

Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит…

Работа в группах. Афиширование работ групп. Сравните свой вариант с вариантом автора.

Учитель выразительно читает стихотворение С.Есенина “Ночь”.

Ночь. Вокруг тишина.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.

Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.

5. А теперь прочитайте рассказ о Сергее Есенине и его стихах. (См. Приложение 3.)

Что можете добавить или изменить в нашем кластере?

Стихи Сергея Есенина очень певучи, и поэтому многие из них стали песнями. Послушайте одну из них. (Звучит грамзапись любой песни на стихи С.Есенина.) Поделитесь вашими впечатлениями.

6. А хотели бы вы увидеть портрет этого прекрасного русского поэта? (Демонстрируется портрет поэта.) Что вы можете еще сказать о Сергее Есенине по его внешнему виду? Предлагаю вам послушать запись голоса поэта.

7. Вот и подошел к концу наш урок, посвященный замечательному русскому поэту Сергею Есенину. Понравился ли он вам? Что вы узнала о поэте? (Ответы детей с опорой на кластер.)

Давайте напишем о Сергее Есенине ваши синквейны. Напоминаю вам, что синквейн – это такое стихотворение, которое состоит из четырех строчек. 1 строчка состоит всего из одного слова – имени существительного, 2 строчка состоит из двух слов – имен прилагательных, 3 строчка включает в себя 3 глагола, заключает синквейн фраза или слово, которое выражает ваше отношение к поэту.

(Образец синквейна, написанного одной из групп детей на данном уроке.

Есенин.
Русский, душевный.
Ведет, поет, завораживает.
Красота его стихов восхищает!)

8. Домашнее задание (выполняется только по желанию детей): найти в домашней библиотеке стихотворение Сергея Есенина и выучить его наизусть.