Нумерационные случаи сложения и вычитания в пределах 20

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • Отработать навык составления, чтения и записи двузначных чисел до 20.
  • Закрепить приёмы сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации, умение сравнивать числа.
  • Развивать навыки счёта, математическую смекалку.
  • Учить решению составных задач.
  • Добиваться от учащихся использовать в речи математическую терминологию, прививать интерес к науке математике.
  • Продолжать работу над формированием дружного, сплочённого коллектива.

Сюжетная линия: “Математическое путешествие в Ромашково”.

Оборудование: музыкальный центр, ф/грамма “Голубой вагон”, карточки обратной связи (до20), альбомные листы по количеству детей с изображением геометрической фигуры, перфокарты для индивидуальной работы по составу чисел, фигурки синиц, паровоза, 6 вагончиков с кармашками, в которые вставлены карточки с буквами, составляющими слово “дружба”, рисунок бабочки.

Ход урока

1. Организационный момент. Тема.

- Сегодня на уроке мы будем закреплять умение читать и записывать числа от 11 до 20, работать с геометрическим материалом, решать задачи и примеры.

- Но чтобы нам было веселее, отправимся в путешествие.

(звучит мелодия “Голубой вагон”)

2. Пальчиковая гимнастика.

- С каким настроением будем путешествовать?

Палец толстый и большой,
Он за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец не зевает,
Сливы с веточек сбивает,
Безымянный в рот бросает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

- Итак, внимание! Поезд сообщением “Лесозаводск – Ромашково” от 1-й платформы отправляется. Поезд везёт волшебное слово, которое мы узнаем в конце путешествия.

3. Минутка чистописания.

- В каком вагоне поедем мы, узнаем, посмотрев в свои тетради.

(в тетрадях прописан образец - 15)

а) анализ числа (двузначное, состоит из 1десятка, 5единиц, нечётное, для записи потребовалось 2 значка: 1 и 5);

б) прописывание учащимися самостоятельно;

- Подчеркнуть самое красивое (самооценка).

ПЕРЕВЕРНУТЬ КАРТОЧКУ В ПЕРВОМ ВАГОНЧИКЕ

4. Математический диктант.

- Сколько же пассажиров каждом вагоне? Давайте запишем.

12, 14, 13, 17, 16, 20, 11, 15, 18.

- Подчеркните чётные числа. Назовите их. (КАРТОЧКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ)

- Почему эти числа называются чётными?

- На какие два одинаковых числа можно разделить числа:12? 14? 16? 18? 20?

- Сколько десятков и единиц в каждом из записанных вами чисел?

5. Актуализация опорных знаний по теме.

(4учащихся работают с перфокартами по составу чисел 8 – 10)

- Наш поезд необычный, в нём можно встретить пассажиров, которые разговаривают на разных языках. Узнаем, на каких?

а) игра “Угадай, чей голосок?”

(вторая карточка - проверочная, переворачивать после выполнения задания)

(повторение названий компонентов)

б) задачи

- Мчится поезд наш весёлый мимо рек, озёр и гор на зелёный семафор.

*В первом купе вагона сидело 4 ребят, во втором купе столько же. Сколько всего ребят сидело в двух купе? (4+4=8)

*Вот мимо нашего поезда проплывает опушка, на которой растёт 10 берёз, а лип на 3 меньше. Сколько лип растёт на опушке? (10-3= 7л.)

Сколько всего деревьев там растёт? (10+7=17д.)

*Посмотрите, стайка синичек пристроилась на ветке дерева. Понаблюдаем за ними, составим задачу (составляют ученики)

(На ветке сидело 5 синиц. Прилетело ещё 2 синицы. Сколько стало птиц? (5+2=7с.))

ПЕРЕВЕРНУТЬ КАРТОЧКУ ВО ВТОРОМ ВАГОНЧИКЕ

6. Работа с геометрическим материалом.

- А мы поедем дальше. Погода замечательная, солнечная. От нашего паровозика падает тень.

(учащиеся кладут перед собой карточки с геометрическими фигурами)

а) логическое упражнение

- Какая это геометрическая фигура?

(шестиугольник, многоугольник)

- Провести в данном многоугольнике один отрезок так, чтобы получились квадрат и прямоугольник.

- Чем квадрат отличается от прямоугольника?

(У квадрата четыре стороны равны; у прямоугольника равны 2 противоположные стороны.)

б) задача

Начертить в тетрадях отрезки:

  • 1-й – длиной 7 см;
  • 2-й – длиной 3 см

- Нужно узнать, на сколько 1-й отрезок длиннее 2-го. Решив задачу, узнаем, насколько короче станет наш путь. (самостоятельно)

ПРОВЕРКА. – Какое правило использовали при решении данной задачи?

(Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.)

ПЕРЕВЕРНУТЬ КАРТОЧКУ В ТРЕТЬЕМ ВАГОНЧИКЕ

7. Физкультминутка.

- А мы поедем дальше. Что это там мелькает за окном? (рис. бабочки)

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Улыбнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.

8. Работа по теме урока.

- Сейчас мы посмотрим, сколько бабочек кружится в воздухе. ( работа по рядам)

7+3+5= 15 6+4+3=13 12-2-4=6
15-5-3=7 18-8-1=9 4+6+4=14
8+2+1=11 1+9+5=15 1+9+2=12

ПРОВЕРКА У ДОСКИ. - Сколько всего прибавили?

- Сколько всего вычли?

ПЕРЕВЕРНУТЬ КАРТОЧКУ В ЧЕТВЁРТОМ ВАГОНЧИКЕ

9.Самостоятельная работа.

- Внимание! Поезд сообщением “Лесозаводск – Ромашково” прибывает на станцию “Считайкино”.

(с доски) 6+4= 10 10-6=4
4+5=9 10-8=2
10+7=17 9-3=6

- Я открою вам, ребята, один секрет. Если сложить все ответы второго столбика, мы узнаем, где сейчас окажемся. (4+2+6=12)

- Это количество недель, оставшееся до самого замечательного времени года. Какого? (Лета)

- Вот туда мы и поедем. А летом всегда много цветов.

ПЕРЕВЕРНУТЬ КАРТОЧКУ В ПЯТОМ ВАГОНЧИКЕ

10. Решение задач.

а) №3, стр.49 (у доски)

*чтение условия задачи;

* - Как превратить две простые задачи в составную? (2 вопроса в одной задаче)

б) составление краткой записи:

1) 8+2=10(шт.) – ромашки

2) 8+10=18 (шт.) – всего

Ответ: 18 цветов.

б) №4, стр.49

- Чтобы цветы хорошо росли, их надо поливать. Сколько потребуется воды для поливки цветов один раз, сейчас узнаем.

(2ст,7ст., 4ст.,3ст.)

ПЕРЕВЕРНУТЬ КАРТОЧКУ В ШЕСТОМ ВАГОНЧИКЕ

11. Итог урока.

- Уважаемые пассажиры! Поезд сообщением “Лесозаводск – Ромашково” прибывает к конечной станции.

- Что мы увидели во время путешествия? Чему учились?

- Что помогло нам преодолеть все трудности? Давайте прочитаем (ДРУЖБА)

- И, как визитную карточку станции “Ромашково”, всем ребятам за активную работу – ромашки. Если постараться, из них можно составить важные слова, попробуйте!

(РЕШАЙ, СЧИТАЙ, ОТГАДЫВАЙ)