Цели и задачи урока:
- Отработать навык составления, чтения и записи двузначных чисел до 20.
- Закрепить приёмы сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации, умение сравнивать числа.
- Развивать навыки счёта, математическую смекалку.
- Учить решению составных задач.
- Добиваться от учащихся использовать в речи математическую терминологию, прививать интерес к науке математике.
- Продолжать работу над формированием дружного, сплочённого коллектива.
Сюжетная линия: “Математическое путешествие в Ромашково”.
Оборудование: музыкальный центр, ф/грамма “Голубой вагон”, карточки обратной связи (до20), альбомные листы по количеству детей с изображением геометрической фигуры, перфокарты для индивидуальной работы по составу чисел, фигурки синиц, паровоза, 6 вагончиков с кармашками, в которые вставлены карточки с буквами, составляющими слово “дружба”, рисунок бабочки.
Ход урока
1. Организационный момент. Тема.
- Сегодня на уроке мы будем закреплять умение читать и записывать числа от 11 до 20, работать с геометрическим материалом, решать задачи и примеры.
- Но чтобы нам было веселее, отправимся в путешествие.
(звучит мелодия “Голубой вагон”)
2. Пальчиковая гимнастика.
- С каким настроением будем путешествовать?
Палец толстый и большой,
Он за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец не зевает,
Сливы с веточек сбивает,
Безымянный в рот бросает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
- Итак, внимание! Поезд сообщением “Лесозаводск – Ромашково” от 1-й платформы отправляется. Поезд везёт волшебное слово, которое мы узнаем в конце путешествия.
3. Минутка чистописания.
- В каком вагоне поедем мы, узнаем, посмотрев в свои тетради.
(в тетрадях прописан образец - 15)
а) анализ числа (двузначное, состоит из 1десятка, 5единиц, нечётное, для записи потребовалось 2 значка: 1 и 5);
б) прописывание учащимися самостоятельно;
- Подчеркнуть самое красивое (самооценка).
ПЕРЕВЕРНУТЬ КАРТОЧКУ В ПЕРВОМ ВАГОНЧИКЕ
4. Математический диктант.
- Сколько же пассажиров каждом вагоне? Давайте запишем.
12, 14, 13, 17, 16, 20, 11, 15, 18.
- Подчеркните чётные числа. Назовите их. (КАРТОЧКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ)
- Почему эти числа называются чётными?
- На какие два одинаковых числа можно разделить числа:12? 14? 16? 18? 20?
- Сколько десятков и единиц в каждом из записанных вами чисел?
5. Актуализация опорных знаний по теме.
(4учащихся работают с перфокартами по составу чисел 8 – 10)
- Наш поезд необычный, в нём можно встретить пассажиров, которые разговаривают на разных языках. Узнаем, на каких?
а) игра “Угадай, чей голосок?”
(вторая карточка - проверочная, переворачивать после выполнения задания)
(повторение названий компонентов)
б) задачи
- Мчится поезд наш весёлый мимо рек, озёр и гор на зелёный семафор.
*В первом купе вагона сидело 4 ребят, во втором купе столько же. Сколько всего ребят сидело в двух купе? (4+4=8)
*Вот мимо нашего поезда проплывает опушка, на которой растёт 10 берёз, а лип на 3 меньше. Сколько лип растёт на опушке? (10-3= 7л.)
Сколько всего деревьев там растёт? (10+7=17д.)
*Посмотрите, стайка синичек пристроилась на ветке дерева. Понаблюдаем за ними, составим задачу (составляют ученики)
(На ветке сидело 5 синиц. Прилетело ещё 2 синицы. Сколько стало птиц? (5+2=7с.))
ПЕРЕВЕРНУТЬ КАРТОЧКУ ВО ВТОРОМ ВАГОНЧИКЕ
6. Работа с геометрическим материалом.
- А мы поедем дальше. Погода замечательная, солнечная. От нашего паровозика падает тень.
(учащиеся кладут перед собой карточки с геометрическими фигурами)
а) логическое упражнение
- Какая это геометрическая фигура?
(шестиугольник, многоугольник)
- Провести в данном многоугольнике один отрезок так, чтобы получились квадрат и прямоугольник.
- Чем квадрат отличается от прямоугольника?
(У квадрата четыре стороны равны; у прямоугольника равны 2 противоположные стороны.)
б) задача
Начертить в тетрадях отрезки:
- 1-й – длиной 7 см;
- 2-й – длиной 3 см
- Нужно узнать, на сколько 1-й отрезок длиннее 2-го. Решив задачу, узнаем, насколько короче станет наш путь. (самостоятельно)
ПРОВЕРКА. – Какое правило использовали при решении данной задачи?
(Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.)
ПЕРЕВЕРНУТЬ КАРТОЧКУ В ТРЕТЬЕМ ВАГОНЧИКЕ
7. Физкультминутка.
- А мы поедем дальше. Что это там мелькает за окном? (рис. бабочки)
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Улыбнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
8. Работа по теме урока.
- Сейчас мы посмотрим, сколько бабочек кружится в воздухе. ( работа по рядам)
7+3+5= 15 6+4+3=13 12-2-4=6 15-5-3=7 18-8-1=9 4+6+4=14 8+2+1=11 1+9+5=15 1+9+2=12
ПРОВЕРКА У ДОСКИ. - Сколько всего прибавили?
- Сколько всего вычли?
ПЕРЕВЕРНУТЬ КАРТОЧКУ В ЧЕТВЁРТОМ ВАГОНЧИКЕ
9.Самостоятельная работа.
- Внимание! Поезд сообщением “Лесозаводск – Ромашково” прибывает на станцию “Считайкино”.
(с доски) 6+4= 10 10-6=4 4+5=9 10-8=2 10+7=17 9-3=6
- Я открою вам, ребята, один секрет. Если сложить все ответы второго столбика, мы узнаем, где сейчас окажемся. (4+2+6=12)
- Это количество недель, оставшееся до самого замечательного времени года. Какого? (Лета)
- Вот туда мы и поедем. А летом всегда много цветов.
ПЕРЕВЕРНУТЬ КАРТОЧКУ В ПЯТОМ ВАГОНЧИКЕ
10. Решение задач.
а) №3, стр.49 (у доски)
*чтение условия задачи;
* - Как превратить две простые задачи в составную? (2 вопроса в одной задаче)
б) составление краткой записи:
1) 8+2=10(шт.) – ромашки
2) 8+10=18 (шт.) – всего
Ответ: 18 цветов.
б) №4, стр.49
- Чтобы цветы хорошо росли, их надо поливать. Сколько потребуется воды для поливки цветов один раз, сейчас узнаем.
(2ст,7ст., 4ст.,3ст.)
ПЕРЕВЕРНУТЬ КАРТОЧКУ В ШЕСТОМ ВАГОНЧИКЕ
11. Итог урока.
- Уважаемые пассажиры! Поезд сообщением “Лесозаводск – Ромашково” прибывает к конечной станции.
- Что мы увидели во время путешествия? Чему учились?
- Что помогло нам преодолеть все трудности? Давайте прочитаем (ДРУЖБА)
- И, как визитную карточку станции “Ромашково”, всем ребятам за активную работу – ромашки. Если постараться, из них можно составить важные слова, попробуйте!
(РЕШАЙ, СЧИТАЙ, ОТГАДЫВАЙ)