Цели и задачи урока:
- продолжить работу над изучением этапов развития жизни на Земле;
- формировать представление о далеком прошлом Земли;
- познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами;
- развивать у учащихся речь, воображение, аналитические способности;
- воспитывать познавательную активность и любознательность.
Оборудование: иллюстрации с изображением динозавров, гипсовые поделки, макеты; презентация к уроку «Динозавры», медиапроектор, экран.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Постановка проблемы. Открытие нового.
- Работа над темой урока: знакомство с Ричардом Оуэном, виды динозавров: диплодок, бронтозавр, стегозавр, эдафозавр, птерозавр, плиозавр, тираннозавр Рекс. Выступления учащихся.
- Физкультминутка.
- Творческая работа учащихся.
- Итог урока.
ХОД УРОКА
Учебный элемент |
Деятельность учащихся |
Примечания |
1. Организационный момент Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, грусть. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам успеха в предстоящей работе. |
||
2. Постановка проблемы. Открытие
нового – Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в далекое прошлое нашей планеты. А с кем нам предстоит познакомиться, вы узнаете, если соберете картинку, которая лежит в конверте. – Так с кем нам сегодня предстоит познакомиться на уроке? – Сегодня на уроке мы познакомимся с этими удивительными животными – динозаврами, которые существовали в далёком прошлом на нашей планете. Слайд 1 |
Работа в группах. Дети собирают пазлы с
изображением динозавров Ответы детей. |
|
3. Работа над темой урока – Мы
знаем уже о том, что жизнь на Земле зародилась
несколько миллионов лет назад, что развитие
животных и растений шло постепенно. Когда на
Земле установился тёплый и влажный климат, и
растений стало достаточно для жизни многих
животных, тогда на планете появились динозавры. – Английский ученый Ричард Оуэн при раскопках обнаружил большое количество огромных костей, и они ему представились очень страшными, он дал им название «ужасные ящеры» или «динозавры». Слайд 2 |
Ответы детей. |
|
– Знакомство с динозаврами мы начнем с
самых крупных представителей этих рептилий: диплодок
и бронтозавр. Они были травоядными, жили в основном в мелких водоемах, выбирались на сушу, чтобы поесть листьев и другой растительности. Слайд 3 – А что было в них необычного, вы узнаете, если прочтете текст на стр.4 вашего учебника. – Какой высоты достигали диплодоки и бронтозавры? – Каков был их вес? – А что вас больше всего поразило? |
Чтение материала на стр.4
Длина 20-25 м. 40-50 т. Величина мозга великанов с грецкий орех. |
|
– У стегозавра на спине были
костные щитки, росшие прямо из кожи, а хвост был
увенчан острыми, как кинжал шипами, в длину он
достигал 10 м. Слайд 4 – Эдафозавр, длина 3 м, но у него на спине был «парус» из костных щитков. Слайд 5 – А для чего им были необходимы эти щитки, вы узнаете со страницы 5 учебника. – Так для чего служили эти щитки-пластины? (t их тела зависела от t окружающей среды) |
Выборочное чтение материала стр.5
Согревали тела животных. |
|
– Были, ребята, и летающие динозавры.
Это птерозавр или птеродактиль. Они не
могли быстро и долго летать. Были всеядными. Слайд 6 |
||
4. Физкультминутка | ||
– Были динозавры, которые обитали в
воде – плиозавр и ихтиозавр Слайд 7 |
||
– А сейчас я хочу рассказать о самом
хищном динозавре- тираннозавре Рексе. Вес его
тела достигал 8 тонн, длина 15 метров. У него были
короткие передние лапы, он нападал на других
динозавров, умел быстро бегать. Слайд 8 |
||
– Царствование динозавров
продолжалось долгое время, но 65 млн.лет назад они
вымерли. Что послужило причиной их гибели до сих
пор остается загадкой. – Как вы думаете, почему они погибли? Слайд 8 – Существует несколько версий. Сейчас мы познакомимся с двумя из них. |
||
Слайд 9 | Выступление учащегося | |
Слайд 10 – Я предлагаю вам дома найти в
энциклопедии, какие еще существуют версии о
причинах гибели динозавров. На следующем
уроке мы попробуем установить наиболее
вероятную причину их гибели. |
Выступление учащегося | |
5. Творческая работа – Мы с вами увидели, как выглядели динозаврики по представлению учёных. – Сейчас я вам предлагаю создать каждому своего динозавра. (Учащимся раздаются гипсовые поделки) – Пока вы работаете, послушайте песенку «Динозаврики» |
Творческая работа детей. | Звучит песня «Динозаврики» |
6. Итог урока – Что нового вы
узнали на уроке? |
Если останется время – провести игру «Угадай-ка» |