Программное содержание:
- Расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой,
- Дать понятия о жизни птиц в весенний период (птицы вьют гнезда), а скворец живет в скворечнике,
- Закрепить понятие зимующие птицы,
- Воспитывать заботливое отношение к птицам,
- Активизировать в речи обобщающие слова “зимующие птицы”, расширять словарный запас (корм, кормушка, холодно, скворечник, скворец),
- Развивать мелкую моторику рук, учить раскрашивать птиц в пределах контура методом “тычка”.
Демонстрационный материал: Птицы на фланелеграфе, запись звуки природы, шапочки птиц, контуры зимующих птиц (голубь, воробей, синица, ворона).
Оборудование: Магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, инструменты, строительные детали.
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами на прогулке.
- Рассматривание иллюстраций птиц.
- Чтение произведений: “Воробьишко” Горький, “Где обедал воробей” из цикла “Детки в клетке”, “Умная птичка” Зощенко, “Птичка свела гнездышко” Толстой.
Ход занятия
Воспитатель: (читает детям стихотворение)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучайте птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
О чем это стихотворение?
Дети: О птицах, их надо кормить.
Воспитатель: Как мы помогаем зимой птицам?
Дети: Кормим и делаем кормушки.
Воспитатель: А из чего мы делаем кормушки?
Дети: Из дерева, коробок от сока, молока, кефира.
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: Голубь, ворона, воробей, синица.
Воспитатель: Молодцы ребята много вы птиц знаете. Как одним словом можно назвать голубя, ворону, воробья и синицу?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Самое страшное для птиц не холод, а голод, когда нечего кушать птицы прилетают из леса поближе к человеку. Люди – добрые, они пожалеют несчастных пташек и накормят их: кого зернышками, кого крошками, а кого и сальцем. Вот и к нам сегодня прилетели птички за помощью. Посмотрите на свои рисунки: от холода голода они стали белыми, давайте раскрасим их.
(Дети раскрашивают.)
Воспитатель: Скоро наступит весна (показывает картину). Весна только что решила прийти к нам, а мы ее уже почувствовали.
Снег весной что делает?...
Ручьи весной что делают?...
Птицы весной что делают?...
Воспитатель: За зимой придет весна и домой птиц позовет. Вернутся наши пернатые друзья. Давайте послушаем музыку. (Звучит музыка “Голоса птиц”.) Первыми прилетят грачи, ласточки, скворцы. (Показывает птиц на фланелеграфе.) Грачи и ласточки вьют гнезда. (Показывает.) А скворцу негде будет жить.
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет,
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
(Сскворец.)
Воспитатель: В гости к нам пришел папа Вики Михаил Васильевич. Он принес, посмотрите что (рассматривают инструменты). Сегодня Михаил Васильевич сделает домик для скворцов, а называется он скворечник.
(Дети наблюдают за работой, помогают, пробуют забить гвоздь.)
Михаил Васильевич:
Я старался, что есть сил
Птицам домик смастерил,
Прилетайте хоть сейчас
Хватит места в нем для вас.
Воспитатель: Посмотрите дети, Михаил Васильевич смастерил скворечник. Скворцы прилетят, им без жилья никак нельзя. Ведь они выведут маленьких скворчат в конце весны. Из чего сделали скворечник?
Дети: Из дерева, он деревянный.
Воспитатель: А руки у Михаила Васильевича?
Дети: Умелые, ловкие, старательные.
(Подвижная игра “Волшебная шапочка”.)
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Для этого вам надо найти волшебную шапочку и сказать волшебные слова:
Раз, два, три (хлопают в ладоши)
На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя)
И быстро в птичку превратись.
Воспитатель: Я вижу, все надели волшебные шапочки, по моему сигналу раз, два, три птичка в гнездышко лети!
(Игра повторяется 2 раза.)
Воспитатель: Посмотрите сколько у нас гнездышек для птичек, каждая птичка нашла свое гнездышко. Вот и подошло к концу наше занятие, вам понравилось?
Итог:
А на прогулке мы пригласим папу Вадика и повесим скворечник. И не забудем
покормить птиц.
Каких птиц мы покормим?...
Кого угостим сальцем?...
А кому дадим семечек?..., зернышек?...