Укрепление и сохранение здоровья детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны.

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми [7]. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.

Проанализировав состояние здоровье детей, приходящих в наш детский сад, отметила, что большинство детей уже имеют целый букет заболеваний, таких как: бронхиальная астма, аллергический дерматит, неврологические заболевания, пупочная грыжа, ФСШ, имеются дети с открытым овальным окном.

Появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями. Так в среднем за 2008 год на одного ребенка в младшем дошкольном возрасте приходится 22 дня болезни ОРВИ (МДОУ “Детский сад № 72”, г. Бийск).

Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.

Для того чтобы помочь детям сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью разработана программа “Малышок – крепышок”. Эта программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста, посещающих детский сад, целью, которой является создание условий для укрепления здоровья детей на основе активного использования закаливания.

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм. В данной программе разработан комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий для укрепления здоровья детей (Приложение 1):

  1. сквозное проветривание;
  2. соблюдение санитарно–гигиенического режима;
  3. утренняя гимнастика в проветренном помещении;
  4. дыхательная гимнастика (2–3 раза в день);
  5. игровой массаж (2–3 раза в день);
  6. гимнастика в постели после дневного сна;
  7. хождение босиком по “чудо” – коврикам;
  8. солевые дорожки;
  9. умывание прохладной водой;
  10. прогулка на свежем воздухе;
  11. подвижные игры;
  12. дни здоровья;
  13. совместные развлечения родителей и детей;
  14. оптимальное чередование различных видов деятельности

Перспективно-тематическое планирование (Приложение 2).

Утренняя гимнастика. Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки.

Утреннюю гимнастику начинаю со слов:

“Дили-дили! Дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат и всех ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробушек проснулся,
И галчонок встрепенулся…
На зарядку,
На зарядку,
Кто вприпрыжку,
Кто вприсядку,
Через поле,
Напрямик –
Прыг, прыг, прыг…”

Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к определенному режиму.

Путем ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения: бег, ходьба, прыжки. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве – построение в колонны на определенном расстоянии друг от друга при помощи глазомера, а не вытянутых рук. У детей воспитывается выдержка, организованность, дисциплинированность. Утренняя гимнастика способствует развитию внимания у детей. Без внимания нельзя добиться хорошего качества выполнения движений. У детей развивается память, умение делать упражнения по показу, по слову. Ежедневно проводимая утренняя гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность.

Чтобы ребенок получил заряд бодрости, хорошего настроения и чувствовал себя после зарядки комфортно, стараюсь проводить ее как можно интереснее, используя художественное слово, различные предметы (кубики, платочки, флажки, мячики, султанчики). В конце зарядки провожу подвижную игру.

Игровой массаж является основой закаливания и оздоровления детского организма.


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

На ушной раковине расположено большое количество биологически активных точек, связанных рефлекторно со всеми органами тела. Игра с ушными раковинами полезна, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Упражнения провожу 2–3 раза в день, используя различные стишки, соответствующие выполняемым действиям. Дети с большим удовольствием включаются в такую игру.

Гимнастика в постели. После дневного сна провожу закаливающую зарядку в постели. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой нарастает. Гимнастику начинаю проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.

Для того, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем использую игровые упражнения, сопровождая их различными стихами.


Рис. 4


Рис. 5

Солевые дорожки, “чудо” – коврики. Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями.

Процедура состоит в следующем.

Ребенок встает ногами на первую салфетку, смоченную солевым раствором, а затем переходит на вторую влажную, стирает соль с подошвы ног, и проходит на сухую, вытирая ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. Стопа легко разминается и разогревается от естественных упражнений. Поэтому дети, сначала проходят по “чудо” – коврикам. “Чудо” – коврики изготавливаются из различного бросового и природного материалов: фломастеров, пробок от бутылок, пуговиц, галек, шишек. Такие упражнения нравятся всем детям.


Рис. 6


Рис. 7

Воздушные процедуры. Практика показывает, что любое воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т.е. улучшает физическую терморегуляцию.

Поэтому, хождение раздетыми по “чудо”-коврикам, переодевание ребенка перед сном, сон в холодное время в майке, а в теплое – в трусиках, а также прохождение по “чудо” – коврикам после сна является ценнейшим закаливающим мероприятием.

Водные процедуры. Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям младшего возраста рекомендуется ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя.

Дети любят играть с водой; такие занятия улучшают настроение, вызывают у них радостные эмоции. Это использую для оздоровления детского организма.


Рис. 8

Прогулка. Подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулку выходим в любую погоду, кроме сильного ветра или проливного дождя, и при температуре воздуха не ниже – 15С. Прогулку организую так, чтобы она была интересной для детей. Нельзя допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Известно, что кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей, поэтому при охлаждении возможно быстрое проявление рефлекторного влияния на слизистую в виде кашля, насморка, чихания и т.д. Прогулка включает подвижную игру с повышенным двигательным режимом, в которой преобладают упражнения циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, игры с мячом). Во время прогулки я провожу 2–3 различных игры. Народные групповые игры способствуют поддержанию активного двигательного режима. Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре полезна: систематически повторяясь, способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности.

Дни здоровья. Один раз в месяц я провожу день здоровья. За день в приемной вывешивается красочное объявление, плакаты с пословицами и поговорками о здоровье, о пользе закаливания организма. Прием детей в этот день ведется под звуки веселой музыки. В течение всего дня дети принимают активное участие в подвижных играх, танцах, аттракционах. В доступных местах выставлен различный спортивный инвентарь (мячи, воздушные шары, кольцеброс, обручи, кегли). Детей ожидают сюрпризные моменты (в гости приходит кот Леопольд, Винни-пух, Карлсон). Эти дни здоровья зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.

Работа с родителями. В своей работе уделяю особое внимание взаимодействию с родителями, так как считаю, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находиться семья, включающая всех ее членов. Внедряю активные методы и формы с семьей. Стало традицией проведение физкультурных развлечений для родителей и детей. Каждый раз после таких мероприятий, дети и родители лучше понимают друг друга, получают большой эмоциональный заряд. Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей включает.


Рис. 9


Рис. 10


Рис. 11

– анкетирование “Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости” (Приложение 3).

– проведение родительских собраний: “Профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих мероприятий”,

– консультаций: “Закаливание организма солнцем, воздухом, водой”,

– папки-передвижки: “Полезные советы родителям”, “Игры, которые лечат”, “Предупреждение простудных заболеваний”,

– педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам закаливания

– организация совместных дел: физкультурное развлечение “Ярмарка”

– фотовыставки: “С солнцем, воздухом, водой крепко дружим всей семьей”, “В здоровом теле – здоровый дух”.

Оптимальное чередование различных видов деятельности. При проведении занятий, применяю здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. На занятиях дети ходят, стоят, сидят на стуле, на полу, ищут предметы, тянутся за ними. Комплекс физических минуток, проводимых во время занятий, носит игровой и творческий характер, включает в себя: элементы дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, упражнения для спины, шеи, рук, ног. Физкультминутки подбираю в соответствии с темой занятия, они не являются какой-то отдельной частью занятия. В конце занятия провожу подвижную игру или выполняем танцевальные движения под музыку.

Физкультминутки провожу, также в течение дня, при переходе от одного вида деятельности к другому.

Для физического развития детей в группе созданы условия. Имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности: мячи (резинные, набивные); обручи разного размера; игрушки, которые можно катать; лесенки (наклонная и вертикальная). В группе есть место для совместных игр детей, имеется открытое пространство для подвешенных игрушек. Весь спортивный инвентарь и оборудование доступно детям.

Результатом моей работы являются показатели: уменьшение доли часто болеющих детей, уменьшение количества дней по болезни ОРВИ, уменьшение числа дней, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни.

Литература:

  1. Берестнева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] / З.И. Берестнева; М: Творческий Центр 2008.
  2. Веселова Л. И. Физкультурные развлечения [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 5 2008.
  3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет [Текст] /А.С. Галанов; М: АРКТИ 2003.
  4. Осокина Т. И.. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина; М: Просвещение 1983.
  5. Ширяева И. Закаливание детей [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 6 2001.
  6. Кузнецова М. Н. Контрастное закаливание [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 12 2001.
  7. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 12 2001.