Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы совершим путешествие в мир занимательной математики. Занимательное у нас начнется сразу. Ведь Вы хотите знать, что мы будем делать? Вы это узнаете, повернув вот эти плакаты, но для этого сначала надо отгадать три ребуса:
Ответы.
Повернув, получим на обратной стороне плакатов:
- Теперь прочитайте хором, что мы будем делать сегодня:
- Считать, смекать, отгадывать!
Заранее были созданы команда девочек и команда мальчиков(по 7 человек).
- Послушаем приветствия этих команд.
Девочки:
Этот вечер ждали мы,
По нему стосковались умы.
Дружно будем решать задачи
И работать с нужной отдачей!
Как же нам не веселиться, не смеяться, не шутить?
Ведь сегодня мы, девчонки, вас решили победить!
Мальчики:
И мы выиграть хотим,
Легко победу не отдадим!
Придется постараться
За каждое очко подраться!
Проявить смекалку и отвагу,
Просим отгадать эту бумагу.
Но если сегодня не повезет,
Победа нас потом найдет!
Команды обмениваются свитками и каждая команда разгадывает содержание свитка соперников.
Конкурс I
1) Содержание первого свитка:
Найдите закономерности в данных последовательностях чисел и продолжите их:
А) 1, 2, 6, 24, 120, 720, (Умножаем на 2, 3, 4, 5, 6, …).
Б) 2, 0, 4, 2, 6, 4, 8, 6 ,10 (Поочередно отнимаем 2 и прибавляем 4).
2) Содержание второго свитка:
Найдите закономерности в данных последовательностях чисел и продолжите их:
А) 1, 1, 3, 15, 105, 945, (Умножаем на 1, 3, 5, 7, 9, …).
Б) 10, 8, 11, 9, 12, 10, 13, (Поочередно отнимаем 2 и прибавляем 3).
Пока команды разгадывают содержание свитков, болельщики решают задачи – девочки болеют за команду мальчиков, а мальчики – за команду девочек.
Задачи для болельщиков:
Циферблат часов нужно разрезать на 6 частей так, чтобы во всех частях сумма чисел была одинакова (2 очка).
Ответ:
Записать число 4 пятью пятерками, используя знаки действий и скобки (2 очка):
Ответ: (5 + 5 + 5 + 5) / 5 = 4.
Конкурс II
Обеим командам предлагается одно и то же задание.
Расставить знаки действий и скобки, чтобы получились верные равенства. Для выполнения задания отводится 5 минут и за каждый решенный пример присуждается по 1 очку.
5 * 5 – 5 / 5 = 24
5 * 5 – 5 + 5 = 25
5 * 5 + 5 / 5 = 26
( 5 * 5 – 5 ) * 5 = 100
5 * 5 * ( 5 + 5 ) = 250
В это время проводится шуточная викторина для болельщиков. За верный ответ – 1 очко.
Задачи викторины.
1) Один человек купил трех коз и заплатил за них 100 рублей. Спрашивается: по чему каждая коза пошла? (По земле)
2) Двое пошли – 3 гвоздя нашли. Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут? (Скорее всего – ничего не найдут)
3) Сколько горошин могут войти в один стакан? (Сами они войти не могут)
4) Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)
5) На что похожа половина яблока? (На другую половину)
Конкурс III
Каждой команде предлагается решить задачу на проценты:
Задача для команды девочек.
В течение января цена на яблоки выросла на 30%, а в течение февраля – на 20%. На сколько процентов поднялась цена за 2 месяца?
Решение: Пусть a – первоначальная цена товара.
- a + 0,3 a = 1,3 a - цена товара в конце января.
- 1,3 а + 0,2 * 1,3 а = 1,56 а - цена товара в конце февраля.
- 1,56 а – 1,0 а = 0,56 а – на столько поднялась цена.
- 0,56 = 56%.
Ответ: на 56%.
Задача для команды мальчиков.
Производство станков сначала уменьшилось на 10%, а потом возросло на 20%. На сколько процентов возросло производство станков по сравнению с первоначальным?
Решение: Пусть a станков выпускалось первоначально.
- a - 0,1 a = 0,9 a - станков стало после уменьшения.
- 0,9 а + 0,2 * 0,9 а = 1,08 а - станков стало после увеличения.
- 1,08 а – 1,0 а = 0,08 а – на столько станков возросло производство.
- 0,08 = 8%.
Ответ: на 8%.
Во время III конкурса – пьеса-шутка.
Ведущий: Давно ведется спор между представителями точных и гуманитарных наук: “Что важнее, что нужнее?” Вот однажды 2 друга – учитель математики и учитель литературы – решили провести необычный эксперимент. Они поменялись местами. И каждый был уверен, что не хуже другого справится с делом.
На уроке математики литературу надо было делить 28 на 7 и с этим он хорошо, как он думал, справился.
Литератор: Надо, ребята, 28 разделить на 7. 2 на 7 не делится. Пока оставим двойку в покое и возьмемся за 8. Разделим 8 на 7 и получим в частном 1 и в остатке 1. Но мы еще не использовали 2, снесем ее и получим 21. Разделим 21 на 7 и получим в частном 3. Итак, ответ 13.
Проверка. Перемножим делитель 7 и частное 13. Сначала 3 умножаем на 7, заменим умножение сложением: 3+3+3+3+3+3+3=21. Теперь 7 раз будем прибавлять 1. 21+1+1+1+1+1+1+1=28. Мы убедились, что деление произведено верно.
Ведущий: В это время в соседнем классе математик пытался довести до сознания своих питомцев премудрость падежей.
Математик:
Именительный – кто? что?
Родительный - кого? чего?
Дательный – кому? …
Ведущий: А дальше он забыл, запамятовал. Ну, бывает. Но ведь у доски математик! Быстро нашел выход.
Математик: Обозначим через Х искомое и составим пропорцию:
. Сократим дробь на “ко” и “го” , получим X= чему. Тогда, Дательный падеж – кому? чему?
Ведущий: Мы убедились, до чего всемогуща математика.
Конкурс IV – конкурс капитанов
На доске 2 задачи. Капитаны выходят, решают. За верно решенную задачу – 3 балла.
Задача капитану команды девочек.
1 | 2 | 7 | 9 |
3 | 4 | 5 | 8 |
Сумма чисел первой строки равна 19, а второй – 20. Как переместить только 2 числа, чтобы в каждой строке получились равные суммы? (Никак. Сумма (19+20) должна быть четным числом, чтобы делилась на 2 нацело)
Задача капитану команды мальчиков.
Сумма трех чисел равна 80.
Сумма 1-го и 2-го равна 60.
Сумма 1-го и 3-го равна 20.
Найдите эти числа.
Решение. 80-60=20 – третье число;
20-20=0 – первое число;
60 – второе число.
Ответ: 0,60,20.
Конкурс V
Ведущий: Последний конкурс – “Поднимемся по лестнице”. По одному участнику каждой команды выходят и решают пример, ответ записывается на ступеньке над примером. Кто быстрее всех поднимется на верхнюю ступеньку, тот и победил. Конкурс оценивается в 5 баллов. Каждый верно решенный пример – 1 балл. Кто быстрее поднимется по лестнице, заработает + 2 балла. (Под лестницей каждый ученик может найти ответ для своего примера)