Цели внеклассного мероприятия:
– обучающая: познакомить учащихся с
театральным искусством;
– развивающая: развивать кругозор,
коммуникативные умения, воображение, внимание,
память, эстетическое чувство;
– воспитательная: воспитывать толерантность,
ответственность, инициативность, способствовать
развитию классного коллектива.
Подготовительная работа:
– по возможность сходить с ребятами в театр,
устроить экскурсию по зданию театра, встретиться
с актерами;
– подготовить карточки с кроссвордами на две
команды;
– подготовить 6 разноцветных карточек по истории
театра в виде мозаики.
Оформление и оборудование:
– украсить кабинет театральными масками;
– подготовить ширму для конкурса, различных
кукол (игрушек)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Театры всякие бывают,
И чего в них только нет!
Здесь спектакли вам сыграют:
Драму, оперу, балет.
Здесь на сцене можно встретить
Разных кукол и зверей.
Театр очень любят дети,
Так пойдем туда скорей!
– Театр – искусство сцены – родилось в
глубокой древности. Ему ни раз предрекали гибель,
но он каждый раз выживал – выдерживал
конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением,
и с компьютером. Преодолевая границы и языковые
барьеры, оно являет миру новые открытия.
Путешествие начинается.
В разные времена театральное искусство призвано
было то развлекать, то воспитывать. И с этим театр
справлялся – его возможности многообразны, а
сила воздействия велика. Театр всегда сравнивали
с храмом, осуждая «низкие нравы и заблуждения
пробуждает людей к жизни достойной», для Н.В.
Гоголя он был кафедрой, «с которой можно много
сказать миру добра». Театр – искусство не одного
человека, а коллективное. Спектакль – это
результат деятельности многих людей.
В театре сочетаются многие виды искусств: музыка,
живопись, танец. В зависимости от преобладающего
жанра выделяют несколько видов театра.
Вспомните, какие бывают театры, закончив
стихотворения.
Мы первый раз сюда пришли,
Когда мы были малыши.
На сцене почти нет людей
В театре КУКОЛ для детей.На стене появилось пятно.
То в зайца, то в волка превращалось оно.
Фонарь вдруг погас – и нету зверей,
Это был театр ТЕНЕЙ.
Сей жанр родился в США.
Сейчас популярен, как никогда.
Послом назначен был Notre Dame,
Я представляю МЮЗИКЛ вам.От латинского слова «танцевать»
Этот театр стали все называть.
Куда купила я билет?
Вечером вместе идем на БАЛЕТ.Все девять муз объединились,
В эстрадных сценках воплотились.
В подвале ночного кафе
Приветствует вас театр – КАБАРЕ.Жест – главнее, чем слова,
Пластика актера очень важна.
Без звука сюжет разыграли
В театре ПАНТОМИМЫ мы побывали.Здесь не актеры, а певцы
Для нас играют, и все мы
Услышим арию от них,
ОПЕРУ однажды посетив.
Он был основан в 20-м году.
К нему по ступенькам я долго иду.
Совершались гастроли в разные страны
Липецким театром ДРАМЫ.
– Театр – это не только вид искусства, но и
здание, куда мы приходим на спектакли. Здание
театра: зрительный зал, фойе и волшебное
закулисье удивительный мир.
(Можно перед проведением мероприятия сводить
детей в театр на спектакль, если получиться на
экскурсию по зданию театра с просмотром
закулисья).
Вспомним, как устроен театр, заглянем за кулисы.
Ребята собирают разрезную картинку (Приложение 1)
– А.С. Пушкин считал, что театр родился на площади для народного гуляния. Истоки театра уходят в народное творчество, и прежде всего в обряды. Прощаясь с надоевшей зимой, люди сжигали ее чучело, встречали весну, задабривали богов.
Игра «Кострома» (проводы зимы)
Выбирается один ведущий – Кострома. К нему по очереди приходят в гости и зовут с собой играть, в поле работать, песни петь и т.д. А Кострома придумывает себе болезни, изображая плохое самочувствие, на что гости должны предложить ей лекарство. Кострома постепенно умирает.
Пример:
Кострома, Кострома, пойдем с нами играть.
Не могу, нога болит. А ты мазью полечи. Не помогает...
Ну, тогда верное средство – костыль возьми.
Кострома, Кострома, пойдем с нами в лес.
Не могу, голова болит. Ты таблетки выпей.
Пила, все равно болит. Ляг, поспи. Спала.
Тогда оторви. и т.д.
– Обряды были своеобразной игрой – представленьем. Ее развили первые профессиональные артисты на Руси – скоморохи. «Веселые люди» путешествовали между городами и выступали везде, сцена им не требовалась, а текст придумывали во время игры.
Дети делятся на две команды. Каждая команда готовит инсценировку сказки «Маша и медведь»:
1. Скоморохи с дрессированным медведем и
другими животными
2. Скоморохи – кукольники
– Театр существовал и развивался не только на Руси, но и во всем мире. Самый первый театр зародился во времена античности в Древней Греции. Одна эпоха сменялась другой, изменялся и театр.
Ребята делятся на 6 групп. Каждой группе дается название эпохи, необходимо найти карточки с характеристиками театра (отличаются по цветам: название времени совпадает по цвету с описанием театра). Собрав карточки, учащиеся рассказывают об особенностях театра того или иного периода (по ходу выступления учитель вносит дополнения).
Античный театр |
|
Родился в Греции | Все роди, в том числе и женские, играли мужчины |
В основе спектаклей лежат мифы | Из-за больших размеров театра использовались маски |
Средневековый театр |
|
Большое влияние оказывала церковь | Одно представление продолжалось около месяца |
Одним из основных видов была мистерия – описывала религиозные и исторические события | Моралите – пьеса, персонажи которой олицетворяли собой определенные понятия: Добро, Зло, Веру, Любовь, Глупость |
Театр эпохи Возрождения |
|
Истоки театра – в Италии | Возрождались жанры античного театра – комедия и трагедия |
Появились декорации | Пьесы писали драматурги, например, для театров Англии – В. Шекспир |
Театр классицизма и барроко |
|
Во время спектакля декорации не менялись | Продолжительность спектакля равнялась продолжительности разыгрываемых событий |
Мир театра прекрасен, он противопоставляется жизни, скудной без поэзии и движения | Обязательным в спектакле были красивые позы, жесты, выразительные интонации |
Театр эпохи Просвещения |
|
Зародилась драма | Актеры учили авторский текст наизусть |
Пьесы рассказывали о жизни современных людей | |
Театр романтизма |
|
В спектаклях использовались различные эффекты: тени, шорохи, огонь в камине | Большая роль в спектаклях отводится музыке |
Описывалась жизнь простых людей | Для исполнения роди от актера требовались эмоции и переживания |
– Таким был зарубежный театр. А как изменился русский театр со времен скоморохов, вы узнаете, разгадав кроссворд.
Две команды отгадывают кроссворд (Приложение 3)
– В ключевом слове получите: основатель Московского Художественного театра, основоположник драматического искусства в России
В конце мероприятия всем участникам раздаются сувениры – монетки, служившие входными билетами в античном театре (Приложение 2)