На современном этапе развития общества вопрос
экологического воспитания школьников
приобретает особую остроту. Главная причина
этого – тотальная экологическая
безответственность. К числу самых волнующих,
несомненно, относятся проблемы, связанные с
загрязнением окружающей среды. Загрязняется все:
воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может
не сказаться губительно на растениях, животных,
на здоровье людей.
В связи с этим необходимо усилить и больше
уделять внимания экологическому воспитанию в
современной школе уже с первых лет воспитания
детей. Этому способствует проведение экскурсий в
природу, внеклассных занятий экологического
направления, которые помогают учащимся осознать
свою моральную ответственность за судьбу родной
земли. Примером таких занятий может служить
экологический праздник «День рождения Воды»,
проведенный для учащихся четвертого класса.
Цели:
- рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека;
- способствовать развитию познавательного интереса к изучению морей, океанов, рек, родников;
- помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, воспитать бережное отношение к воде, к водоемам.
Оборудование: трон, глобус, бочка, водоросли, капельки нефти с загадками, инвентарь для игр, инвентарь для уборки окрестности пруда, ПК, мультимедийный проектор, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий 1: Дорогие ребята, мы сегодня отмечаем необычный праздник. Нас на свой День рождения пригласила Вода. Казалось бы, какая простая, всем привычная вещь – вода. Но, как поется в известной песенке, «без воды и ни туды, и ни сюды».
Ведущий 2: Этот праздник – международный. Он отмечается всеми странами мира 22 марта с 1922 года. Без воды жизнь невозможна. У древних народов она считалась символом бессмертия и плодородия. Вода является основным средством борьбы с радиационным загрязнением окружающей среды.
Ведущий 1:
Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно раз, два, три,
Откроем праздник – День Воды!
В зал въезжает водовоз, везёт в бочке воду и поёт песню водовоза из кинофильма «Волга, Волга». Слова В. Лебедева-Кумача.
Вода:
Вы слыхали о воде?
Говорят, что я везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Без меня вам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды вам не прожить.
Вас на праздник приглашаю –
День рождения отмечаю.
Ведущий 2: Ребята, а вы знаете, какая бывает вода? Расскажите о ней.
В зал входят дети и читают стихи о воде.
1. Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная.2. Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная…
Ну, в общем, очень разная.
Ведущий 1: Ребята, посмотрите, а вот в гости к Воде с первым подарком пришла матушка – Земля.
Входит Земля, держит в руках глобус и поёт песню на мотив детской песни «Наша школьная страна».
Земля:
Покрутите пестрый глобус
И увидите на нём,
Ту бескрайнюю планету,
На которой мы живём.
Наша старая планета,
Синим цветом занята,
Потому что часть планеты
Занимает здесь вода.
Земля дарит глобус Воде и говорит:
Земля: Воды на Земле сколько угодно — океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, ребята, что вода в океанах и морях солёная. А ведь для жизни необходима пресная вода, которой на Земле не так уж много.
Вода: Спасибо, тебе, Земля, присаживайся к нашему столу.
В гости к Воде приходят Океан и Море и исполняют песню «Море».
1. По зелёной глади моря,
По равнине океана
Люди всех народов мира
К нам плывут со всех сторон.2. Две любви: к земле и к морю
В них живут неразделимо
И без нас прожить не может,
Весь народ.
Море, море – мир бездонный,
Пенный шелест волн прибрежных,
Все хотят услышать море,
Все хотят увидеть море,
Океан своей надежды.
Море и Океан: Добрый день, уважаемая Вода! Мы принесли тебе морской букет из водорослей. Дарят подарок Воде.
Вода: Какой необычный букет? А что мне с ним делать?
Океан: Водоросли очень полезны.В морской капусте – одной из разновидностей водорослей – содержится много различных минеральных солей, необходимых организму человека.
Море: А на побережье морей Дальнего Востока созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным, на производство пластмасс и даже шампуня. А еще из водорослей получают йод.
За спиной у Моря и Океана появляется Нефтяное пятно.
Вода: Спасибо. Это ценный подарок. А что это за чёрное пятно постоянно кружится рядом с вами?
Море, вздыхая: Недавно по нашим просторам проплывал грузовой танкер. Случился пожар, и на нас напало маслянистое нефтяное пятно. Всё покрылось черной пленкой, стали все мои растения и животные – задыхаться без воздуха. Помогите нам от него избавиться.
Пятно: Ладно, обещаю от вас отстать, но только, если вы выполните моё задание. Согласны?
Учащиеся: Хорошо, обещаем. Мы согласны!
Пятно: Очистить воду, вы сможете, только тогда, когда разгадаете все мои загадки:
Пятно читает загадки о воде, написанные на «капельках нефти».
Пятно: Молодцы! Какие умные ребята. Они никогда не допустят, чтобы нефть погубила морскую природу. Я растворяюсь и исчезаю….
Вода: Вот и хорошо, что всё так благополучно закончилось! Садитесь, гости дорогие, за наш стол!
Появляются реки Ворскла, Северский Донец, Волга.
Северский Донец: Добрый день, Вода! Я, Северский Донец! Я беру начало в Прохоровском районе. На моих берегах было совершено строительство Белгородского водохранилища.
Ворскла: Я, Ворскла! Я беру начало в Ивнянском районе. Мои воды текут на юго-запад и являются частью Черного моря.
Волга: Я, Волга! Я – крупнейшая река нашей страны. На мне построено много водохранилищ. Я – река-труженица. Мои притоки служат удобным транспортным путем. Вода! Мы хотим тебя поздравить с Днём рождения и подарить тебе весёлые частушки.
1. Я много рыбы развела
Не вмещает всю вода.
Большой сетью не лови,
С удочкой ты посиди.Припев:
Ох, знай, ох, знай,
Ты меня не обижай!2. Если любишь отдыхать
На берегу родной реки,
Мусор здесь нельзя бросать –
Его домой ты отнеси.3. Если фабрика большая
Выросла на берегу.
Я, отходы собирая,
Пересохну и умру.4. Ты всегда культурным будь:
Не бросай бумагу.
На траве, песке, в воде –
Не сори, дружок нигде!
Вода: Спасибо за подарок, садитесь и вы к нам за стол.
Вода: Сколько у меня сегодня гостей, как я рада всех вас видеть, спасибо вам за подарки. А давайте теперь все вместе немного поиграем.
1. Игра: «Вода – не вода»
Если названное слово обозначает то, что содержит воду – нужно хлопнуть в ладоши. Если предмет имеет какое-либо отношение к воде – поднять руки. Если предмет не имеет никакой связи с водой – потопать ногами. Река, снег – хлопнуть в ладоши. Кораблик, осьминог – поднять руки. Ветер, дерево – потопать ногами.
2. Игра: «Перенеси экономно воду»
Выбираются две команды. Необходимо перенести в ложках воду из одного стакана в другой. Выигрывает та команда, которая быстрее заполнит стакан водой и не разольет её.
3. Викторина о воде
1. Почему большинство озер не высыхает? (В них
впадают реки).
2. За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков,
таяния снега).
3. Какие водоемы называются естественными? (Реки,
озера, моря – возникают в природе без участия
человека).
4. Какие водоемы называют искусственными? (Каналы,
пруды, водохранилища).
Появляется Родничок. Он очень расстроен.
Родничок: Ребята, как у вас здесь весело, а у меня вот беда.
Ведущий 1: Что случилось с тобой, родничок?
Родничок:
Я братец – Родничок!
Грязный у меня бочок.
Со мною люди бед не знают,
Только очень загрязняют.
Ну и кто поможет мне?
Кто от грязи меня избавит,
Кто очистит от отходов,
Кто Водицы жизнь прибавит?
Ведущий 2: Ребята, давайте поможем нашему роднику. А, живет родничок в нашем местном пруду. Давайте все вместе, сходим к нему и очистим его от грязи и мусора. А сначала давайте споем для наших гостей веселую песню «Ничего на свете лучше нету!» на мотив песенки из мультфильма «Бременские музыканты».
Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету.
Будет пруд любимый свеж и зелен,
Эту радость мы с тобой разделим.
Береги ты все живое рядом
И на всё смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети –
Должен быть порядок на планете.
Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы,
И Природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим.
После уборки окрестности пруда родничок говорит:
Родничок: Спасибо вам, ребята, за заботу, за помощь. Приходите ко мне ещё в гости, попить чистой воды, искупаться. Будьте всегда здоровы.
Ведущий 2: Нет ничего более
драгоценного, чем самая обыкновенная чистая
вода. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью,
которую не объяснить нашими чувствами …
На этом наш праздник заканчивается. Всего вам
доброго! Берегите себя и всё живое, что вас
окружает.
Итак, важнейшей задачей экологического
воспитания детей является теоретическое
освоение школьниками знаний о природе, о ее
ценностях, деятельности в ней человека, об
экологических проблемах и т. д. Эта задача
решается главным образом в процессе
самообразования, на занятиях экологической
направленности, где имеются все необходимые
условия для эффективного управления
педагогическим процессом.
Надеюсь, что данное внеклассное занятие поможет
педагогам в работе над экологическим
воспитанием подрастающего поколения.
Литература:
1. Н.В.Лободина. Экологическое воспитание в
начальной школе: разработки внеклассных
мероприятий – Волгоград: Учитель, 2007.
2. М.И.Львович Вода и жизнь: Водные ресурсы, их
преобразование и охрана. М., 1996.
3. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Группа
продленного дня. Конспекты занятий, сценарии
мероприятий 3-4 классы, – М.: ВАКО, 2009.