При обучении французскому языку в 5-6 классах, наряду с основным УМК «L’oiseau bleu», пользуюсь учебным пособием Junior 1, 2 издательства CLE International, созданным носителями языка и культуры. Содержание учебника адаптировано к интересам учащихся. Ученики занимаются с удовольствием, процесс обучения легкий и приятный. Технология обучения – коммуникативная. На кассету записано почти все содержание учебника, что дает возможность прослушать диалоги и рассказы, сценки, которые можно потом импровизировать. Есть доступный материал с коммуникативными упражнениями по всем видам речевой деятельности.
Аудирование с пониманием основного содержания строится на материале аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи, содержащих незначительное количество незнакомых слов, о значении части которых можно догадаться по контексту.
Во время обучения аудированию предполагается развитие следующих умений:
- выделять основную мысль, догадываться о его содержании по заголовку;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях с опорой на языковую догадку, контекст;
Типы видов деятельности и заданий на аудирование в пособии Junior: словарная работа, прослушай и ответь на вопросы, прослушай и напиши, подними руку когда услышишь…, спой, читай, нарисуй, покажи мимикой и.т.д.
Например: page 49. Quelle heure est-il? Задание: Ecoute et lis, recite et interprete le poeme. Vingt voisins. Задание:Ecoute et lis a haute voix. Dis cette phrase de plus en plus vite. e.t.c.
Говорение. Наиболее активная форма речевого взаимодействия – говорение является продуктивным видом речевой деятельности. Начальный этап – это период когда закладываются основы для формирования коммуникативной компетенции, развития интереса к языковому и культурному многообразию мира, формирования страноведческой мотивации на основе аутентичной информации о стране изучаемого языка.
Игровая деятельность является ведущей на начальном этапе обучения языку. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Например, игра «Quels mots tu connais avec le son [z]» (musique, maison, fraise…) или игра «Qui es-tu?»:
– Tu es peintre?
– Non, je ne suis pas peintre.
– Tu es architecte?
– Oui, je suis architecte.
Чтение. Обучая чтению на начальном этапе использую игровые упражнения, подбор которых соответствует решению следующих задач:
- прочное усвоение буквенно-звуковых соответствий;
- формирование технических навыков чтения;
- формирования основ коммуникативного умения читать;
На данном этапе обучения учащиеся учатся читать и понимать тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение;
- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
- с извлечением нужной или интересующей нам информацией (просмотровое-поисковое чтение).
Обучение чтению в пособии Junior основывается прежде всего на чтении диалогов и текстов с ранее изученным лексическим и грамматическим материалом. Тексты очень различны: литературные, статьи из газет и журналов для подростков, реклама, аутентичные комиксы, инструкции и др. Проверка понимания осуществляется с помощью вопросов, упражнений для заполнения пропусков, тестов и др.
Типы заданий на обучении к чтению:
Lis et observe la photo.
Trouve les mots qui commencent par la letter…
Ecoute et lis. Reponds aux questions.
Lis la BDet responds: vrai ou faux?
Flash lecture (ai,…).
Lecture dramatisee. Limite les intonations.
Ecoute et lisahaute voix…
Lis et compare lesinformation.
Dossier 4
1) Observe la carte
2) Regarde bien la carte. Reponds.
3) Ecoute.Fais bien attention aux heures.
Situation 1
a) A quelle heure sonnne le reveil?
b) A quelleheure se leve Pascal?
c) Joue la scene.
Situation 2
Ou habite Nadine? (A New York, a Paris, a Tokyo?)
4) Lis. A quelle situation correspond chaque dialogue?
Письмо. Начальный этап характеризуется, прежде всего тем, что параллельно с другими видами речевой деятельности учащиеся обучаются владению графической и орфографической системами языка (техникой письма) умению сочетать слова в письменной форме для выражения мысли, письменно сообщать информацию в соответствии с ситуации общения, поздравлять с праздником, отвечать на поздравления, писать письма зарубежным друзьям, давать описания события, происшествия, составлять меню, записывать рецепт блюда, распорядок дня и т. д.
Учащиеся учатся заполнять бланк или формуляр с указанием биографических данных, написать почтовую открытку стандартного характера. Например: Cahier d’exercices. Dossier 4. Une secretaire distraite: Complete la fiche d’identite d’Anne
Nom: Schwardz Prenom: Anne Age: 18 Adresse: 7 rue des Ecoles, Montpellier, France Nationalite: allemande Profession: etudiante Languesparlees: anglais, francais |
Использование УМК Junior 1, 2 способствует повышению мотивации учащихся к овладению французским языком благодаря подбору интересных, современных материалов, наличию четкой системы упражнений и прекрасному оформлению.
Использованная литература:
1. Е.Я. Григорьева Программа «Теория и практика обучения французскому языку, как второму иностранному». АПК и ПРО, Москва, 2003.
2. В.Г.Владимирова, Л.И. Максимова «Преподавание французского языка как второго иностранного с использованием зарубежных методик». Педагогический университет «Первое сентября», Москва, 2006.
3. Каталог издательства CLE International, 2004.
4. M. Butzbach Junior 1-2,CLE International, 2001.