Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.

Сущность понятия «гражданственность»  состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.

Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания.

Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности

Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны.

Воспитание гражданственности у детей  старшего дошкольного возраста эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении.     Понятие «педагогические условия»является производным от основного понятия «условие» и имеет конкретную интерпретацию применительно к педагогической деятельности. Условия составляют ту среду, в которой рассматриваемое явление возникает, существует и развивается.

Представим характеристику этих условий.

Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Принципами педагогической деятельности в ДОУ по воспитанию гражданственности являются:

  • индивидуализация  обучения,  включающая в себя учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
  • постоянное стимулирование творческой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
  • системность и последовательность воспитания и обучения, представленная  формированием целостного процесса  познания социального мира;
  • обеспечение психологического комфорта при организации занятий;
  • преемственность в организации разнообразных видов деятельности, способствующих  целостному восприятию данного цикла.

Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Учет интегративного характера гражданственности, позволяет определять содержание нескольких компонентов: патриотизм, гражданские права и обязанности, межнациональная толерантность. Именно эти характеристиками определяются педагогические условия воспитания гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Патриотизм включает в себя: формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность);  приобщение к истокам национальной региональной культуры;  формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Гражданские права и обязанности могут быть представлены для детей старшего дошкольного возраста в рамках правового воспитания (элементарные знания и представления о Международных документах по защите прав ребенка «Конвенция  правах ребенка»)

Задачи правового воспитания:

  • формирование у детей положительного самоощущения;
  • развитие у детей положительного отношения к окружающим людям;
  • приобщение дошкольников к ценностям сотрудничества с другими людьми;
  • развитие коммуникативной компетентности дошкольников и формирование у них социальных навыков;
  • формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением.

Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.

Межнациональная толерантность, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Затем он узнает свои права и обязанности.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события, права и обязанности детей и взрослых – граждан России и т.д.

В воспитании гражданственность у детей старшего дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.

Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно в ДОУ поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

Важной частью работы по воспитанию гражданственности является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников). Также надо на конкретных примерах познакомить детей с характером российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость,  умение защищать свою Родину. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников,  является игра. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые имеют характер игры (обряды, праздники, ярмарки).

Рекомендуется также проведение интегрированных занятий, например,  «Наша русская природа в искусстве», «Я гражданин России»

Составление толкового словаря нравственных и гражданских понятий также является формой воспитания гражданственности. Дошкольники совместно с родителями и педагогом могут составить толковый словарь, подобрав объяснения этих понятий, иллюстрации  к ним, составить к ним ребусы, подобрать пословицы, поговорки и т.д.

Возможно оформление визитки каждого ребенка «Я – гражданин России»: ребенок на листе ватмана в ходе общей работы под руководством педагога рисует свой портрет, а с родителями кратко пишет о себе и о своей семье –  кто он, какая у него семья, что он любит, чем занимается, какие у него права и обязанности, какой характер.

Разработана и реализована система занятий по воспитанию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, включающая четыре направления – «Я – гражданин России», «Мои права и обязанности», «Моя семья», «Все мы рядом живем» предусматривающей организацию разнообразной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности.

Основные формы работы: индивидуальные, групповые.

Основные методы работы: беседа, консультация, занятие, упражнения, наблюдение, обсуждение ситуаций, праздники, д/и.

К работе привлекались родители дошкольников, что обеспечивает тесный контакт ДОУ с семьей дошкольников и позволяет использовать жизненный опыт семьи в процессе воспитания гражданственности.

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОУ по воспитанию гражданственности также относится к числу необходимых педагогических условий.

Задача ДОУ, педагогов заключается в обеспечении детям старшего дошкольного возраста успеха в его деятельности, направленной на воспитание себя гражданином своей Родины. Психологическую сущность этого процесса составляет формирование положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста, при которой потребность быть полезным обществу, народу, Отечеству является нравственным стержнем личности.

Таким образом, воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста является воспитание человека-гражданина.

Приложение