Цели урока:
- сформировать понятие о биологических ритмах человека, выявить влияние биологических ритмов на физическое и психическое здоровье человека;
- объяснить важность режима дня для здоровья подростка;
- прививать детям нормы здорового образа жизни.
Метод ведения урока: объяснение, диалог, беседа, показ слайдов.
Межпредметная связь: биология, экология, ОЗОЖ
ХОД УРОКА
Режим жизнедеятельности– этоправильное чередование периодов работы, отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца.
Основной принцип режима жизнедеятельности – это четкое и строгое выполнение распорядка, недопустимость частых изменений, перегрузок, превышающих пределы работоспособности организма (4-8 слайд)
Биоритмы
- Умственная и физическая работоспособность зависит от многих факторов: времени суток, недели, состояния здоровья, биологических ритмов организма.
- У большинства подростков наибольшая работоспособность высока утром с 8 до 12 и вечером с 16 до 18 часов.
- Все живые организмы, начиная от простейших и кончая высокоорганизованными, такими как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и как самые точные часы отмеряют время. С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы.
Биологические ритмы – это регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким процессам передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Существует теория трех биоритмов, которой около ста лет. Выделяют эмоциональный, физический и интеллектуальный биоритмы. Биоритмы подразделяются на: физиологические и экологические.
Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Например: ритмы дыхания, биения сердца и артериального давления.
Интенсивность физиологических процессов на
протяжении суток повышается в утренние часы и
падает в ночное время. В эти же часы повышается
чувствительность органов чувств (утром человек
лучше слышит, лучше различает цвета).
Большинство болезней у человека происходит
вследствие нарушения ритма работы различных
систем и органов.
Экологические ритмы
Экологические ритмы по длительности
совпадают с какими-либо естественными ритмами
окружающей среды. К ним относятся суточные,
сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы.
Благодаря экологическим ритмам, организм
ориентируется во времени и заранее готовится к
ожидаемым условиям существования. Так, некоторые
цветки раскрываются незадолго до рассвета, как
будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие
животные еще до наступления холодов впадают в
зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом,
экологические ритмы служат организму как
биологические часы.
Один из признаков жизни – повторяемость
процессов. При этом большое значение имеет
способность живых организмов чувствовать время.
В связи с этим устанавливаются суточные,
сезонные, годовые, лунные, приливно-отливные
ритмы физиологических процессов.
С понятием ритма связано представление о гармонии.
В переводе с греческого «ритм» означает –
соразмерность, стройность. Ритмическими
называют явления природы, которые периодически
повторяются. Ритмы имеют волнообразный характер,
повторяющийся характер. Расстояние между двумя
волнами называется циклом.
Основные ритмы в природе наложили свой отпечаток
на все живое на Земле, и возникли под влиянием
вращения Земли по отношению к Солнцу, Луне,
звездам. Наиболее сильным является воздействие
ритмически изменяющегося излучения Солнца.
Существуют ритмические изменения
чувствительности организма к повреждающим
факторам внешней среды. Так очень заметна
чувствительность к физическим и химическим
повреждениям.
Биоритмы организма человека – суточные,
месячные, годовые – практически остались
неизменными с первобытных времен и не могут
угнаться за ритмами современной жизни. У каждого
человека в течение суток прослеживаются пики
и спады важнейших жизненных систем. Это
температура тела, пульс, частота дыхания и
другие. Биологические ритмы влияют на
работоспособность человека. Нас больше
интересует влияние месячного, недельного и
суточного цикла на организм человека:
– месячный цикл существует объективно в
окружающей нас природе;
– все месячные циклы связаны с ритмом
половой активности (при этом больше всего
затрагивают женский организм);
– основное действие Луны на Землю связано с
действием их масс, которое проявляется в
приливах и отливах. Это важно знать и
гипертоникам и гипотоникам. В полнолуние кровь
приливает к голове – это опасно гипертоникам. В
новолуние кровь отливает от головы – это опасно
гипотоникам.
Поэтому в течение месячного цикла необходимо
планировать нагрузку в соответствии с
биологическими ритмами т.к в критические дни
цикла снижается работоспособность и ухудшается
общее самочувствие.
Динамика работоспособности недельного ритма:
- в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней;
- максимум работоспособности наблюдается в середине недели;
- к пятнице накапливается усталость, утомление и работоспособность падает.
Следовательно: в понедельник и в пятницу нагрузку следует уменьшать за счет других дней.
Конечно, нельзя жить строго по расписанию, но учитывать особенности каждого дня и контролировать себя вполне возможно. Распределяя рабочую нагрузку следует учитывать следующее:
- не планируйте трудовые подвиги на понедельник (это день конфликтов, инфарктов и инсультов);
- дни активных действий – вторник, среда, четверг;
- пятница – день спокойный, не требующий нагрузки и напряжения.
Центральное место среди ритмических процессов
занимает циркадианный или околосуточный
ритм, имеющий наибольшее значение для организма.
Циркадианный ритм является видоизменением
суточного ритма с периодом 24 часа.
Смена дня и ночи приводит к тому, что органы
человека ритмично изменяют свою активность.
Суточный ритм – один из основных циклов,
влияющий на организм человека и его
работоспособность.
Нарушение ритма смены дня и ночи, приводит к
отрицательному воздействию на организм,
снижению физической и умственной активности.
Каждый организм, существующий на Земле, является
своеобразными часами.
Как показывает феномен перепада времени при
трансмеридианных перелетах – сдвиг
биологических часов на часть цикла приводит к
ощутимым физиологическим последствиям. Такое
смещение внутри цикла называется сдвигом фазы.
Самочувствие человека зависит от того, на
сколько режим труда и отдыха человека
соответствует его индивидуальным биоритмам.
Активизация органов подчиняется внутренним
биологическим часам. Полный цикл возбуждения
органов завершается примерно за 24 часа.
Причем максимальная активность длится 2 часа.
Презентация 2
Знание собственногофизического биоритма (продолжительность 23 дня) особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме – профессионально (спортсмен, массажист, танцор, строитель и т. д.), или непрофессионально. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма. Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя «полным сил», выносливым. Физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается.
Эмоциональный ритм (продолжительность 28 дней) влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить. Особенно важным этот биоритм является для тех людей, чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая в контакте с другими людьми, он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного.
Интеллектуальный ритм (продолжительность
33 дня) прежде всего, затрагивает способность
работать по плану, используя умственные
способности. Это касается логики, ума,
обученности, способности предвидеть то или иное
событие, комбинаторики, внутренней и внешней
ориентации – в буквальном смысле "присутствия
духа". Учителя, политики, референты, журналисты
и писатели хорошо чувствуют "маятник" этого
биоритма.
Влияние биоритмов происходит постоянно. Они
пронизывают нас, придают сил или напрочь лишают
энергии. Все три биоритма связаны между собой и с
другими факторами (состояние здоровья, возраст,
окружающая среда, стресс и т. д.).
Утомление
Чрезмерная и длительная нагрузка приводит к снижению умственной и физической работоспособности. Организм человека настроен на определенные природные ритмы и длительные отклонения от этих ритмов порождают стресс. Человек делает большое количество ошибок, замедляется темп работы, нарушается координация движений, точность выполнения операций, появляется бессонница, головная боль. Такое состояние называется утомлением.
Переутомление
При неправильной организации труда, непосильных нагрузках, систематических нарушениях режима может наступить хроническое утомление, которое может перейти в переутомление.
Для быстрого восстановления сил и профилактики
утомления следует включать в свой распорядок
физически активные виды отдыха. Важно
планировать отдых в выходные дни: прогулки в лес,
занятия физической культурой, восстанавливающие
работоспособность.
Хорошо восстанавливает работоспособность
хороший глубокий сон.
Закрепление
– Каков основной принцип режима
жизнедеятельности?
– Виды биоритмов?
– Влияние недельного ритма на работоспособность
человека?
Итог урока
– Для чего человеку необходимо соблюдать режим дня ?