Урок останется основной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Его сущность заключается в организации познавательной деятельности школьников, в процессе которой решаются задачи образования, развития и воспитания личности.
Для повышения эффективности урока приходится искать способы поддержания интереса, повышения активности учащихся на уроке, использовать такие методы работы, которые активизируют мышление учеников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний.
Мы предлагаем урок обобщения и систематизации знаний по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии», рассчитанный на 2 часа.
В ходе урока применяются различные формы и методы развития творческой деятельности учащихся: использование исторических сведений, дидактических игр, творческих заданий, которые реализуются с помощью информационных технологий.
Таким образом, предлагаемый урок, можно рассматривать как интегрированный. В нем объединяются и взаимоувязываются дидактические и методические приемы и средства различных дисциплин: математики, информатики, истории и экономики.
Задачи на определение параметров арифметической и геометрической прогрессий имеют ярко выраженный прикладной характер. Многие процессы в области физики, химии, а также экономики могут быть отображены с помощью прогрессий. Например: сумма членов геометрической прогрессии используется для определения будущей стоимости банковского вклада с регулярными пополнениями; в физике процессы свободного падения тел описываются с помощью механизма арифметической прогрессии. Поэтому очень важно овладеть правилами и технологиями параметров прогрессии.
Цели урока:
- Образовательные: актуализация прежних знаний, умений и навыков, связанных с темой урока.
- Воспитательные: воспитание познавательной активности и развитие творческих способностей учащихся, их интереса к предмету, формирование культуры общения и культуры использования технических средств на уроке.
- Развивающие: развитие логического и продуктивного мышления учащихся, сознательного восприятия учебного материала, накопления исторических знаний по предмету, а также показать возможности информационных технологий в изучении математики.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков учащихся.
Оборудование урока: компьютеры, мультимедийное оборудование, магнитофон, индивидуальные карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Объявление темы, целей и задач урока.
2. Проверка домашнего задания
Игра «Проверь себя сам»
Учащимся были розданы карточки с 10-ю заданиями. Ответы заносятся в таблицу (рисунок 1, рисунок 2). Правильный набор ответов позволяет получить ключевое слово «ПРОГРЕССИЯ» (Приложение 2, слайды 4, 5).
3. Из истории прогрессий (Приложение 2, слайды 8-21).
Двое учеников заранее готовят сообщение, в котором приводятся исторические сведения о прогрессиях, различные задачи и ситуации, решение которых связано с применением арифметической и геометрической прогрессий.
4. Теоретический опрос
Учитель математики задает вопросы по определениям и свойствам прогрессий.
5. Выполнение индивидуальных заданий на компьютерах
Предлагается самостоятельная работа по 3-м вариантам (рисунок 3).
Проверка выполнения заданий осуществляется с помощью специальных закладок в программной среде EXCEL (рисунок 4 и рисунок 5). Оценку выставляет учитель информатики (Приложение 2).
6. Игровые моменты (Приложение 2, слайды 22-23).
Учитель математики формулирует ряд
занимательных заданий на проверку понимания
свойств прогрессий.
Последнее задание выполняется следующим
образом: на доске высвечивается 20 чисел. Ученик
стоит спиной к доске. Другие ученики называют
номер числа, а он мгновенно называет само
число. Учащимся предлагается объяснить, как
ему это удается (Приложение 2).
7. Рассмотрение графиков прогрессии
По заданию учителя информатики один из учеников готовит и демонстрирует графики зависимостей, отображающих арифметическую и геометрическую прогрессии.
8. Тестирование
Проводится по специальной программе на компьютере в среде EXCEL (рисунок 6 и рисунок 7, Приложение 1)
9. Итоги урока
Учитель дает анализ урока, отмечая успехи и отдельные недоработки учащихся. Сообщаются оценки, выставленные компьютером за тестовые задания.
10. Домашнее задание
Предлагается выполнить другой вариант теста для тех, кто допустил ошибки.