Упражнения для формирования орфографической зоркости

Разделы: Начальная школа


Главной целью в работе с детьми начальных классов на уроках русского языка является формирование орфографической зоркости, умение не только обнаружить, но и распознать орфограмму в условиях зрительного и слухового восприятия. Это является залогом грамотного письма.
Уже более 15 лет на каждом уроке провожу орфографические разминки, в ходе которых предлагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировки соответствующих  навыков с развитием памяти , внимания. «Капельным» (одно слово в домашнем задании для подбора родственных, по одному слову для всех изученных лингвистических разборов, несколько орфографических задач на старый материал, краткие предложения для синтаксического и пунктуационного их анализа, одно предложение или словосочетание для ежеурочного комментирования и т.п.- всё это проявление «капельного» способа отработки всего изученного.) способом предлагаются задания, чтобы за 7-8 минут успеть охватить пройденный ранее материал, не позволяя школьникам ни забыть, ни утратить приобретённые знания, и умения, и навыки.

Предлагаю несколько видов упражнений для орфографической разминки.

1. Чистописание (перед написанием букв или сочетаний обязательно спросить, о чем они нам могут рассказать).

ъ   ь   ъ   ь                         (это разделительные знаки, которые  разделяют два согласных звука; мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных; ь грамматической формы)
на    в   по                         (русские приставки) 

чк   чн   лл                        (сочетания исключения из орфограммы ь для обозначения мягкости согласного)
ая   яя                               
ый   ий                              (безударные окончания прилагательных)
ое   ее 

ы   и                                  (ы // и после ц; гласные после шипящих)

ем   ишь                           (безударные окончания глаголов) 
ит   ем 

о   Аа                                (безударные гласные корня)
 Ии   е                                 (безударные гласные корня; е // и в безударных окончаниях существительных)
Оо   Ёё                              (о // ё после шипящих)
о   е                                   (соединительные гласные в сложных  существительных)
Й   Р   Л                            (согласные буквы; сонорные звуки)

Й   Чч   Щщ                     (согласные буквы; только мягкие звуки)

Жж   Шш   Цц                (согласные буквы; только твердые звуки)

Яя   Юю                           (гласные обозначающие два звука; гласные,  которые  обозначают мягкость согласного)

2. Скандирование недельной группы словарных слов с обязательной постановкой (пением) ударения – это способ тренировки естественного слогоделения и прием, облегчающий запоминание (вступают в действие артикуляционные органы учащихся, что обеспечивает подключения к запоминанию непроверяемых написаний, помимо слуховой– моторной памяти). При скандировании дети должны видеть слова, чтобы слуховая память соединилась со зрительной.

окорок         о-о-окорок 
пастила        пастила-а-а
паштет         паште-е-ет
рагу              рагу-у-у
сардельки    сарде-е-е-ельки
сироп           сиро-о-оп
тефтели        те-е-ефтели
эскимо         эскимо-о-о

– На какие две группы можно распределить эти слова?
– Какое слово лишнее и почему?
– Какое слово непонятно? (Дома в словаре найти его значение)

3. Игры со словами (прописывание 3-4 трудных слов, некоторые слова прописываются с нагрузкой, т. е. с добавлением новых орфограмм, которые надо указать и объяснить. За неделю должны быть прописаны все слова, и неоднократно.)

Слово пастила запишите в родительном падеже.
Слово эскимо разделите на слоги.
Слово окорок измените так, чтобы появилась орфограмма о // ё после шипящих.
Слово сарделька измените так, чтобы появилось исключение из орфограммы ь знак для обозначения мягкости согласного.
Существительное паштет преобразуйте в прилагательное.

4. Определение на слух простых предложений в сложном. (Такого вида работа развивает умение видеть структуру сложного предложения, тренирует детей в искусстве осознания и расчленения передаваемой в предложении мысли.)

Учитель читает предложение, дети загибают пальчики, считая простые предложения. Чтобы избежать скуки от работы со старым, хорошо известным материалом, детям лучше всего предлагать строки из поэзии И. Бунина, которая богата образностью, метафорами, предложения из произведений П. Ершова, Д. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина.

5. Продолжи ряд (для освежения в памяти особых случаев написания и исключений на разминке иногда предложить ребятам закончить ряд и определить, исключением из какого правила являются эти слова).

Жюри,…(брошюра, парашют) исключения из орфограммы гласные после шипящих.
Цыган,…(цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнул) исключения из орфограммы ы//и после ц. 
Гнать,…(держать, дышать и слышать, и обидеть, и зависеть, видеть всё, смотреть, вертеть, ненавидеть, но терпеть) 11 глаголов исключений, в окончаниях которых пишем и (а//я).
Брить, стелить, но…(бреешь, стелешь).                                 
Лестница,…(праздник, чувство) непроизносимые согласные.
Вожжи,…(дрожжи, можжевельник, жужжать, жжёт)
Россия,…(ссора, Белоруссия) удвоенные согласные.
Сн, нт,   (чк//нч, щн//нщ,чк,зд,сн,лл)сочетания исключения из орфограммы ь для обозначения мягкости согласного.                                                                                                         
В, во, до,…(за, на, над, от, об, под, с, со…) русские приставки.

6. Разведи слова по значению и написанию. (Для выяснения качества неясного гласного или согласного  в корне подбираем родственные слова, среди которых отыщутся, если они существуют, и проверочные слова. Если слово проверить невозможно, ученик объясняет различие в значении  слов и называет букву, которая должна писаться и помниться). Работа с омонимами начинается с 1 класса. В букварный период работа с омонимами проводится по рисункам. В 1 классе необходимо подбирать простые слова, а  в 3 и 4 классах давать для объяснения более сложные слова).

Об…жать ребёнка.

Об…жать препятствие.

Ударился оземь – посеяли озимь, нагой склон – ударил ногой, валы воды – волы жуют сено, примерять платье – примирять ссорящихся, прожевать кусок – проживать на 5 этаже, утешать малыша – утишать боль, частота  пульса – чистота дома.

7. Орфографическая диагностика (определение всех имеющихся в данном слове изученных орфограмм. Основываясь на один из принципов Занкова-Шаталова, – «работа на высоком уровне сложности» – слова для этого задания подбираю с трудными орфограммами. Работа проводится только на слух).

8. В 1 классе необходимо в игровой форме часто повторять

  • Парные звонкие //глухие согласные. Игра  «Дождик» – указательными пальчиками, как падающие капельки, постукивать по столу, проговаривая парные согласные.
  • Только три твёрдых согласных (по раскрытой левой ладошке ударяем правым кулачком, проговаривая: ж, ш, ц – только твёрдые).
  • Только три мягких согласных (поглаживаем пальчиками по щёчкам, приговаривая: й,ч,щ – только мягкие).

9. В устную разминку обязательно включать вопросы на повторение теории, что позволит держать в головке приобретённые знания. Вот несколько вопросов, которые необходимо повторять в 1 классе.

  • Какой вид речи мы называем устно речью?
  • От какого очень старого русского слова образовано название устной речи?
  • Какой вид речи называется монологом?
  • Чем отличается от монолога диалог?
  • Как называется самая большая единица речи?
  • Можете назвать самую маленькую единицу речи?
  • Из каких единиц складываются слова?
  • Из чего складываются слоги?
  • Какая же из единиц речи является главной единицей общения?
  • Какие два типа звуков различают в языке?
  • Какие звуки самые голосистые?
  • Каких звуков, гласных или согласных, в нашем языке больше?
  • Какие разновидности согласных мы знаем?
  • Чем любой согласный отличается от гласного?
  • Для чего нужно знать алфавит?

10. На уроке возможны лингвистические игры, типа

  • «Верни со знаками препинания» (учитель читает предложения с однородными членами, обращениями, предложения с прямой речью, а дети воспроизводят их, проговаривая знаки препинания).
  • «Найди третий лишний».

Необходимо совершенствовать знание учащимися алфавита, которое необходимо для быстрого нахождения слова в словарях. На разминке  предложить ответить на вопросы:

  • Между какими буквами располагается в алфавите ы (п//ц//ь…)
  • Какая буква следует за д (с//а//ф…) или предшествует ей.

Такая регулярная «капельная» тренировка не только  ускоряет повседневную работу в классе, позволяя делать урок ёмким, но и даёт возможность поддерживать высокий уровень владения изученным материалом.