Проект "Путешествие по книгам Габдуллы Тукая"

Разделы: Работа с дошкольниками


Габдулла Тукай – великий татарский поэт, и как сказал Минтимер Шаймиев: «Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда».

Введение

Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.

Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.
26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю.

Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая».
Проект “Путешествие по книгам Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.

Организация и планирование проектной деятельности ведется по 3 направлениям:

  • работа с детьми
  • работа с воспитателями
  • работа с родителями

во взаимодействии с библиотекой и татарской гимназией.

Разработан перспективный план по этим направлениям. В графиках проектных мероприятий определены мероприятия, цели мероприятий, сроки проведения и ответственные.
На проект дана рецензия ведущего библиографа Елабужской центральной библиотеки Мухсиновой Валентины Александровны.

Я приняла участие в региональном конкурсе педагогического мастерства «Площадка успешности 2010», где представила проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» и получила диплом 1 степени.

В ходе реализации проекта используются разнообразные формы работы: книжные выставки, игровые викторины, занятия, поисковая деятельность, экскурсии, театрализованная деятельность, презентация книг, создание книжных закладок, буклетов с рекламой творчества Г. Тукая.
Участниками проекта являются дети дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), родители, воспитатели, библиотекари и учителя начальных классов.
Работа над проектом может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Срок реализации – апрель месяц.

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи:

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая.
  • Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).
  • Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая.
  • Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье, библиотеке по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая.
  • Отношение 80% детей к произведениям Габдуллы Тукая не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Умение 25% детей высказывать идеи и предложения.
  • Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями Габдуллы Тукая.
  • Активное участие предположительно 80% родителей в реализации проекта.
  • Понимание родителями важности семейного чтения.

Значимость проекта «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» в том, что благодаря проекту расширилось взаимодейстие ДОУ, появились новые направления в совместном сотрудничестве с семьей, библиотекой, татарской гимназией по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая.

Этапы реализации проекта

Этапы Содержание работы Срок Ответствен ный
I этап – подготовительный – Анкетирование родителей по проблеме
– Обсуждение целей и задач проекта с участниками
– «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области приобщения детей к творчеству Г. Тукая)
– Создание условий необходимых для реализации проекта
– Разработка образовательных маршрутов для участников проекта
– Подходы к взаимодействию с сотрудниками библиотеки, родителями, татарской гимназией
– Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
1-я неделя
1-я неделя
1-я неделя

1-я неделя
1-я неделя
1-я неделя
1-я неделя
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели

Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
II этап – основной (практический) – Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по приобщению детей к творчеству Г. Тукая
– Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (книжные уголки, создание библиотеки, информационные стенды)
– Проведение занятий с детьми по ознакомлению с жизнью и творчеством Г. Тукая

– Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам ознакомления с творчеством Г. Тукая)
– Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье, библиотеке по приобщению детей к творчеству Г. Тукая
– Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме

– Литературный калейдоскоп с вручением свидетельства «Лучший друг книг Габдуллы Тукая»

– Осуществление контроля за реализацией проекта
В ходе реализации проекта
В ходе реализации проекта
В ходе реализации проекта
В ходе реализации проекта
В ходе реализации проекта
В ходе реализации проекта
4-я неделя
В ходе реализации проекта
Воспитатели, библиотекари

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители, библиотекари
Воспитатели, библиотекари

Воспитатели, библиотекари

Воспитатели

Руководитель проекта
III этап – заключительный – Разработка результатов по реализации проекта
– Презентация проекта на семинаре-практикуме «Значение устного народного творчества в речевом развитии детей» в ДОУ
– Презентация проекта на зональном конкурсе профессионального мастерства «Площадка педагогической успешности 2010»
4-я неделя
4-я неделя

28 апреля 2010г.
Руководитель проекта
Руководитель проекта

Руководитель проекта

График проектных мероприятий для детей

Мероприятия Цели Сроки Ответствен ные
1. Организовать в группе мобильную библиотеку «Все о Тукае» Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая. 1-я неделя Воспитатели
2 Вечерние громкие чтения «Путешествие в мир книг, полный чудес Г. Тукая» Приобщать детей к книгам Габдуллы Тукая. 1-4 недели Воспитатели
3 Книжная выставка для детей в библиотеке «Тукай – детям» Познакомить дошкольников с книгами Г. Тукая и о нем, побудить к чтению. 2-я неделя Воспитатели, библиотекарь
4 Встречи с библиотекарем в детском саду:
Средняя группа(от 4 до 5 лет)
– «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая»
Старшая группа(от 5 до 6 лет)
– «О чем нам рассказывают книги Габдуллы Тукая»
Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая. 1-я неделя Воспитатели, библиотекарь
5 Целевая экскурсия в библиотеку:
«Творил для всех, но больше для детей» (совместно дети подготовительной группы и родители)
Продолжить знакомить детей с творчеством Г.Тукая,с правилами поведения в общественных местах. Уточнить представления детей о библиотеке. Развивать интерес к печатному слову. Воспитывать бережное отношение к книге. 2-я неделя Воспитатели, воспитатель родного языка, родители
6 Составление карточек (пословицы, поговорки, народные приметы по произведениям Г. Тукая) Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей,
развитию познавательного интереса.
2-я неделя Воспитатели, воспитатель родного языка
7 Чтение произведенийГабдуллы Тукая: «Родной язык», «Малыш и мотылек», «Озорной котенок», «Бедняга заяц»,«Забавный ученик» Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев. 2-я неделя Воспитатели
8 Утренние 5-минутки «Рассказ о прочитанной книге Габдуллы Тукая» Развивать интерес дошкольников к книгам Тукая; учить составлять рассказы о прочитанном. 1-4 недели Воспитатели
9 Музыкальная деятельность: разучивание песен «Тукай абый», «Туган тел», слушание «Марш Тукая» Развивать песенное творчество, слушать друг друга; учить внимательно слушать произведение и определять к какому жанру относится. 1-4 недели Музруководитель, воспитатель родного языка
10 Лепка по произведению «Забавный ученик» Закрепить произведение Габдуллы Тукая в лепке. Умение создавать у детей фигуры человека и собаки. 2-я неделя Воспитатели
11 Аппликация по произведению «Малыш и мотылек» (старшая группа) Закрепить произведение в аппликации. Вызвать чувство радости и желания сделать композицию красочной, колоритной работу; развивать умение работать дружно. 2-я неделя Воспитатели
12 Игра-драматизация«Кончил дело – гуляй смело» Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, передавать характерные особенности героев, воспитывать желание начатое дело доводить до конца. 3-я неделя Воспитатель родного языка, музыкальный руководитель
13 Литературная игра «Путешествие в мир поэзии Г. Тукая» (старшая и подготовительная группы) Воспитывать у детей такие качества как: трудолюбие, отзывчивость, уважение к старшим, через познавательные стихи и сказки Габдуллы Тукая. 3-я неделя Воспитатели, воспитатель родного языка
14 Конкурс детских рисунков по произведениям Тукая «Что читал, что видал – на бумаге рисовал» Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность. 3-я неделя Воспитатели, родители
15 Конкурс чтецов «Мы читаем стихи Габдуллы Тукая» Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. 3-я неделя Воспитатели, воспитатель родного языка
16 Выставка детских поделок по произведениям Тукая «Мой любимый герой» (совместно с родителями) Способствовать развитию навыков у детей творческого и ручного труда, развитию фантазии. Активизировать совместное творчество детей и родителей. 3-я неделя Воспитатели, родители
17 Презентация детских рассказов «Моя любимая книжка Габдуллы Тукая» Развивать творческую активность детей в процессе составления небольших рассказов по прочитанным книгам. 3-я неделя Воспитатели, родители
18 Рисование «Поиграем, Шурале!» (коллективная работа по произведению Г.Тукая) (подготовительная группа) Учить художественному восприятию, различать реальное и сказочное в иллюстрациях; учить выделять характерные признаки образов, их взаимоотношения; выбирать эпизод; развивать воображение, воспитывать интерес и уважение к татарскому народному искусству. 4-я неделя Воспитатели
19 Театрализованное представление «Театр одного стихотворения Тукая» Развивать театрально-художественную деятельность детей, учить детей по желанию выбирать роль, передавать характерные особенности героев, вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к участию. 4-я неделя Воспитатели, музыкальный руководитель
20 Литературный калейдоскоп с вручением свидетельства «Лучший друг книг Габдуллы Тукая», использование мультимедийной презентации (совместно дети подготовительной группы, учащиеся 1 класса татарской гимназии и родители) Обобщить знания детей по творчеству Габдуллы Тукая. 4-я неделя Воспитатель родного языка, учитель начальных классов, родители

График проектных мероприятий для воспитателей

Мероприятия Цели Сроки Ответствен ные
1 «Круглый стол» с участием воспитателей и родителей. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес по созданию условий для реализации проекта 1-я неделя Воспитатели, родители
2 Методическая копилка Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая. 1-4 недели Воспитатели, воспитатель родного языка
3 Консультация «Как знакомить дошкольников с жизнью и творчеством Г. Тукая» Приобщение детей к творчеству татарского поэта Габдуллы Тукая. 1-я неделя Воспитатель родного языка
4 Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта Просвещение родителей по приобщению к творчеству Габдуллы Тукая 1-2 недели Воспитатели, воспитатель родного языка
5 Подбор книг Г. Тукая в библиотеки групп Развивать у детей интерес к произведениям Габдуллы Тукая. 1-я неделя Воспитатели, библиотекари
6 Акция «Читаем книги Габдуллы Тукая» Привлечь внимание к книгам Габдуллы Тукая и к чтению. 2-я неделя Воспитатели
7 Семинар-практикум «Значение устного народного творчества в речевом развитии детей» Презентация проекта
«Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» (с приглашением работников библиотеки, учителей татарской гимназии)
4-янеделя Старший воспитатель, воспитатели, библиотекари, учителя
8 Выставка «Все о Габдулле Тукае» Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе над проектом. 4-я неделя Воспитатели

График проектных мероприятий для родителей:

Мероприятия Цели Сроки проведения Ответственные
1 Анкетирование родителей по изучению чтения книг Габдуллы Тукая Выявить, читают ли родители детям книги, что предпочитают слушать дети. 1-я неделя Воспитатели
2 «Круглый стол» с участием воспитателей, родителей и детей Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта 1-я неделя Воспитатели, родители
3 Акция «Подари книгу Габдуллы Тукая детскому саду» Пополнить библиотеки в группах книгами Г. Тукая. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проекте 1-я неделя Родители
4 Консультации:
– «Как увлечь ребенка чтением книг Тукая»;
– «Советуем прочитать книги Габдуллы Тукая»
Просвещение родителей по вопросам ознакомления детей творчеством с Г. Тукая. 1-2 недели Воспитатели
5 Целевая экскурсия в библиотеку «Творил для всех, но больше для детей» (совместно дети подготовительной группы и родители) Продолжить знакомить детей с творчеством Габдуллы Тукая. Уточнить представления детей о библиотеке. Развивать интерес к печатному слову. Воспитывать бережное отношение к книге. 2-я неделя Воспитатели, воспитатель родного языка, родители
6 Акция «Читаем книги Габдуллы Тукая» Привлечь внимание родителей к книгам Г. Тукая и к чтению. 2-я неделя Воспитатели, родители
7 Родительский клуб «Дружим с книгами Тукая всей семьей» Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться семейным опытом по приобщению детей к творчеству Г. Тукая. 4-я неделя Библиотека ри, воспитатели
8 Памятка «Как подружить малыша с книгами Тукая» Поддерживать у родителей интерес к чтению книг Габдуллы Тукая. 4-я неделя Библиотекари

Приложение 1