Гимнастика как одно из средств физического воспитания имеет многовековую историю. Гимнастические упражнения были известны еще за 3000 лет до нашей эры в древнем Китае и древней Индии, где они использовались в лечебных целях. Древние греки под гимнастикой понимали всю систему физического воспитания, которая содержала различные виды физических упражнений – легкую атлетику, плавание, кулачный бой, борьбу и другие.
Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от слова «гимнос» – нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). Другие связывают происхождение «гимнастики» со словом «гимназо» – упражняю, а у третьих оно получает дополнительное толкование – упражняю, тренирую. По С.И.Ожегову: «гимнастика – совокупность упражнений для физического развития организма».
Афинская система воспитания ставила своей целью гармоничное развитие ребенка. «Вся жизнь человека нуждается в гармонии и ритме» – писал Платон. До семи лет детям предлагалось воспитание в доме родителей, а после этого их посылали «к учителю гимнастики, чтобы таким образом приспособить их тела к мужественной жизни, и чтобы благодаря телесной слабости у них не появлялось малодушие во время войны или в каких-либо других случаях». Древнегреческий философ Сократ считал, что «образ жизни свободного человека» немыслим без занятий гимнастикой. «Было бы безобразием», – писал он, – «по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Большое внимание уделял гармоническому развитию ребенка другой философ античного мира – Аристотель. Он утверждал, что у человека имеется три вида души – растительная, животная и разумная, и развитию их соответствует физическое, нравственное и умственное воспитание в гармоническом единстве. Аристотель писал, что мальчиков должны, прежде всего, отдавать в руки учителей гимнастики, которые приведут в надлежащее состояние их организм и будут направлять соответствующим образом их занятия гимнастикой. Но в то же время он предупреждал, что не все упражнения полезны детям. В частности, «атлетические (силовые) упражнения калечат фигуру детей и мешают их естественному росту». И, кроме того, «постоянные тяжелые упражнения, – считал он, – обращают детей в своего рода диких животных, а в воспитании первую роль должно играть прекрасное».
Древние римляне тоже внесли свою лепту в «греческую гимнастику». Они ввели такие снаряды, как деревянный конь, стенка, заборы, лестницы и другие снаряды для лазанья. Таким образом, уже в древние времена средства гимнастики были очень разнообразными и применялись с различной направленностью.
В процессе перехода к новой экономической формации – феодализму – гимнастика была забыта. Изменился идеал человека. Если раньше понятие «аскетизм» означало «победу в физических упражнениях», то в середине века «аскетами» называли людей, отрицающих физическую культуру, презревших тело и закаляющих дух. Под влиянием теологического учения во всех учебных заведениях отменились занятия физическими упражнениями, а детские игры, отвлекающие от размышлений, признали источником греха.
Возродившись в эпоху ренессанса, во всех крупных странах почти одновременно стали создаваться системы физического воспитания. Гимнастика легла в основу этих многочисленных систем, поскольку именно она давала возможность тренировать различные части тела, обучала конкретным движениям и навыкам, а также больше всего соответствовала способу ведения боя в те годы. Гимнастика лучше других средств физического воспитания готовила людей к четкому выполнению команд, синхронности и одновременным действиям.
Родоначальники немецкой системы физического воспитания Г.Фит и И.Х.Гутс-Мутс своими трудами создали базу для ее дальнейшего развития. Заслуга Г.Фита заключалась в том, что он подверг теоретическому анализу все физические упражнения. И.Х.Гутс-Мутс большое внимание уделял форме движения. Он разработал технику многих гимнастических упражнений, в том числе упражнений на снарядах. Особенностью немецкой системы было то, что в ней не придавалось большого значения так называемой чистоте выполнения упражнений на снарядах, то есть гимнасты не следили за правильным положением рук, ног, головы. Комбинации не применялись. Тем не менее, снарядовая гимнастика положила начало спортивным видам гимнастики.
Основателями шведской системы явились П.Линг, а затем его сын Я.Линг. По мнению П.Линга, единственной задачей гимнастики являлись оздоровление и укрепление организма. В основу классификации физических упражнений он положил анатомический признак, то есть каждое упражнение предназначалось для какой-нибудь части тела: рук, ног, брюшного пресса, спины, плеч. Применялись упражнения для улучшения сердечной деятельности и дыхания, а также успокаивающие упражнения, главным образом «на равновесие». Все виды гимнастики П.Линг разбил на четыре группы: военную, педагогическую, врачебную и эстетическую. Основной он выделял военную гимнастику, остальные виды П.Линг считал подготовительными или дополнительными к ней. Я.Линг разработал схему урока, подобрал и систематизировал упражнения, ввел для занятий специальные снаряды, выдвинул ряд методических положений. Существенным признаком упражнений шведской гимнастики была их симметричность и прямолинейность. Точному положению рук, ног и туловища уделялось исключительное внимание. Противники этой гимнастики называли ее гимнастикой поз, а не движений. Шведская гимнастика положила начало развитию различных видов гимнастики, включая индивидуальные системы.
Большая заслуга в создании французской системы физического воспитания принадлежала Ф.Аморосу и его последователям. Ими была составлена система гимнастических упражнений военно-прикладного характера. Они считали, что лучшие гимнастические упражнения – это те, которые образуют навыки, необходимые в жизни, особенно в военных условиях. Ф.Аморос включал также в свою гимнастику подготовительные упражнения, танцы и ручной труд, но при этом они не рассматривались как основные. Дальнейшее развитие его идей положило начало прикладному направлению в гимнастике.
В России гимнастика как средство физического воспитания утвердилась лишь в конце XVIII века и только к середине XIX века получила широкое признание. Анализируя физическое воспитание Древней Греции, русский ученый-анатом и педагог П.Ф.Лесгафт ссылался на Аристотеля и его современников, говоривших, что под влиянием физических упражнений, кроме улучшения жизнедеятельности организма, тело человека становится симметричнее и красивее, движения изящнее и грациознее. Создавая свою систему физического образования, он подверг критическому анализу системы физического воспитания в других странах и в то же время не умалял значения гимнастики, а работал над созданием научно обоснованной системы физического образования с широким применением гимнастических упражнений.
В конце XIX века стали создаваться международные спортивные федерации (МСФ). С самого начала в их функции входило и по-прежнему входит развитие не только спорта высших достижений, но и «спорта для всех». В числе первых в 1881 году была образована Международная федерация гимнастики (ФИЖ). Современная структура ФИЖ состоит из олимпийских, неолимпийских и массовых видов гимнастики в рамках программы «гимнастика для всех». Олимпийские виды гимнастики включают в себя следующие спортивные дисциплины: мужская и женская спортивная гимнастика, прыжки на батуте, художественная гимнастика. К неолимпийским видам гимнастики относятся спортивная аэробика, прыжки на акробатической дорожке и спортивная акробатика.
Современный этап в развитии гимнастики характерен пересмотром отношения к ней как к средству лишь спортивного совершенствования, ориентированному на стремление к высшим достижениям на международной арене. В настоящее время Международная федерация гимнастики, помимо спортивной работы и проведения международных соревнований, проводит усиленную работу по агитации и пропаганде гимнастики с широким использованием показательных выступлений, многодневных турне сильнейших команд. Большое внимание, средства и усилия ФИЖ направляются на проведение мировых гимнастрад в рамках программы «гимнастика для всех». Эта программа основана на богатейшем материале разных направлений гимнастического спорта и предназначена для вовлечения в него большого числа занимающихся.
Многообразие гимнастических упражнений и накопленный опыт их применения для решения различных педагогических задач с учетом профиля занимающихся послужили основой для выделения относительно самостоятельных видов гимнастики. На Всесоюзной научно-практической конференции в 1984 г. была утверждена следующая классификация: образовательно-развивающие, оздоровительные и спортивные виды гимнастики.
Образовательно-развивающие виды гимнастики включают в себя основную гимнастику (для дошкольников, школьников, студентов учебных заведений систем среднего и высшего профессионального образования), профессионально-прикладную (подчиненную профессиональной, военной или спортивной ориентации занимающихся), женскую (основная гимнастика с учетом особенностей женского организма), атлетическую (гимнастика в основном силового характера, преимущественно для мужчин). Эти виды гимнастики применяются в целях всестороннего, гармоничного физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций.
К оздоровительным видам гимнастики относятся виды гимнастики в режиме дня (бытовые и производственные формы): утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка), вводная гимнастика в школе, физкультпауза и физкультминутка, ритмическая, а также лечебная гимнастика (корригирующая, восстановительная и др.). Основное предназначение этих видов гимнастики – укрепление здоровья, улучшение самочувствия, повышение активности в общественной и производственной сферах деятельности.
Спортивные виды гимнастики включают в себя спортивную и художественную гимнастику, а также спортивную акробатику. В этих видах гимнастики, развивающихся как виды спорта, основной задачей является интенсивное развитие физических и волевых качеств, овладение сложной техникой упражнений, участие в соревнованиях с целью демонстрации высокого спортивного мастерства.
Сохраняя общую направленность гимнастики в целом, указанные виды отличаются друг от друга частными задачами и назначением, специфическими упражнениями и методическими приемами. Они применяются исходя из конкретных задач, стоящих перед контингентом занимающихся с учетом их половых, возрастных и индивидуальных особенностей.
Учитывая то, что в последние годы понятие «здоровый образ жизни» становится все более актуальным, а государство разрабатывает массу программ по развитию спорта «для всех», можно сделать некоторые предположения о тенденциях развития гимнастики в ближайшем будущем. Роль оздоровительных видов гимнастики в жизни людей всех возрастных групп с течением времени неуклонно растет. Образовательно-развивающие виды гимнастики будут играть важную роль в физическом и эстетическом воспитании людей, в трудовой и учебной деятельности, воинской службе. Спортивным видам гимнастики будет соответствовать процесс дальнейшего усложнения элементов и комбинаций, качества их исполнения и артистизма, а также стремление спортсменов к достижению все более высоких результатов.
В последнее время гимнастика трансформируется в новые ее разновидности: танцевальная, мужская художественная, семейная, гармоническая гимнастика, чирлидинг, euro team и т.д. Они не требуют от занимающихся особых способностей и высокого уровня развития физических качеств, не связаны с большими тренировочными нагрузками, присущими спорту высших достижений, а поэтому более доступны для широких масс населения. Это дает возможность занимающимся избрать тот вид, который отвечает интересам и склонностям каждого, что создает благоприятные условия для вовлечения различного контингента людей в систематические занятия гимнастикой. Базируясь на спортивных видах гимнастики, ее новые разновидности ориентируются не только на спорт, но и на возможность участия гимнастов в праздниках, фестивалях, показательных выступлениях, тем самым значительно расширяя арсенал своих средств. Зарождение новых видов гимнастики связано с синтезированием упражнений в новые формы. Процесс интеграции обычно сопоставим с понятиями «синтез», «ассимиляция», «сближение», «взаимопроникновение», предполагающими неизбежное преобразование разобщенных ранее элементов в единую целостную систему.
Эстетическая гимнастика – синтетический вид спорта (в основе – художественная гимнастика, танец, акробатика), который, прежде всего, решает общие задачи физического развития: укрепление здоровья, развитие силы, выносливости, совершенствование двигательной координации воспитание морально-волевых качеств и т.д. В сочетании с физической нагрузкой эстетическая гимнастика решает и специальные задачи: умение передавать общий характер музыки в движении и придавать движениям различную эмоциональную окраску, целостность, слитность, свободу, изящество. Она воспитывает культуру чувств и движений. Это групповой вид гимнастики, где ценятся синхронность исполнения, отточенность и согласованность движений, красота перестроений и использование пространства, создание неповторимого образа и идеи танца. Эстетическая гимнастика – новое направление в гимнастическом спорте, основанное на теории физического и художественно-эстетического воспитания, – в настоящее время переживает период становления, хотя ее выразительные средства применялись уже давно.
Безусловно, эстетическая гимнастика имеет «генетическую связь» с художественной гимнастикой, но спорным остается вопрос: «Что сначала, и что потом?». В годы «младенчества» художественная гимнастика, не обремененная виртуозным манипулированием предметами, являла собой пример подлинной художественности и эмоционально-выразительного движения, черты которой отчетливо обнаруживаются в современной эстетической гимнастике. Поэтому вопрос о «первородстве» и иерархических отношениях двух гимнастик остается нерешенным. Несомненно, истоки эстетической гимнастики у нас в стране тесно связаны с историей развития художественной гимнастики и деятельностью людей, работавших над пластикой и выразительностью человеческого тела. Эти два взаимосвязанные и в то же время противоположные направления в гимнастике отражают особенности временных процессов окружающего мира и выражены парами таких категорий, как расчлененность и единство, повторность и обновление. С одной стороны, по Екклезиасту, – «все повторяется», «что было, то и будет», а с другой, по Гераклиту, – «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», «ничто не повторяется в точности». Сочетание этих двух противоречивых и взаимодополняющих тенденций образует диалектическую спираль.
Чтобы лучше понять истоки эстетической гимнастики, необходимо обратиться к историческому материалу, анализируя тенденции и эстетические закономерности хореографии прошлых лет. На протяжении всей истории – от танца «модерн» до современных Олимпийских игр – утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль советских и российских гимнасток, проявляющийся в гармоничной пластике, гибкости, выразительности рук, апломбе корпуса. Основы этого стиля закладывает хореографическая подготовка, основанная на традициях классического балета, который является источником многих форм прыжков, поворотов, равновесий.
Однако основательница художественной гимнастики Айседора Дункан (1878-1927) была противницей классического балета, отрицая его каноны и условности, где в то время различные человеческие переживания передавались условными механическими жестами, которые выражались в заучивании искусственных, раз и навсегда установленных положений рук. Глашатай свободного танца, она внесла новые идеи и формы, пытаясь разработать некую систему перевода музыкальных образов в пластические. Пластика А.Дункан состояла из элементов ходьбы, бега на полупальцах, легких прыжков, выразительных жестов.
С годами, взяв ориентир на Олимпийские игры, художественная гимнастика спортифицировала свои задачи, развивая больше спортивный компонент, чем художественный. Неизбежный, объективный процесс усложнения спортивной техники существенно изменил содержание и формы художественной гимнастики. Некогда ее специфичные элементы пластики, волны и взмахи, потеряли свою актуальность. И, как реакция на постоянно усложняющуюся технику, возникает повышенный интерес к «ретро», гимнастике прошлых лет, романтизму, простым и жизнерадостным формам. Пластические образы, напоминающие раннюю художественную гимнастику, в последние годы демонстрирует ансамбль девушек, выступающих по программе эстетической гимнастики. Органическая связь с музыкой, динамичность и целостность движений, естественные формы бега, прыжков, ходьбы, поворотов в сочетании с непрерывной работой корпуса придают особую прелесть выступлениям исполнительниц.
В настоящее время творчество А.Дункан и ее последовательниц переживает второе рождение. И речь идет не только о пластических формах, актуальных в эстетической гимнастике, но и о импрессионистическом методе. Истоки будущего художественного направления следует искать за пределами балета. А.Дункан не случайно была одной из первых, кто бросил вызов академическому балету. Это было предопределено идеями Франсуа Дельсарта (1811-1871) и его последователей, среди которых заметное место занимал Эмиль Жак Далькроз (1865-1950).
Ф.Дельсарт не успел зафиксировать свою систему, но его ученики собрали уцелевшие мысли, записанные им на обрывках бумаги, переплетах книг. Он писал: «Нет ничего хуже, чем жест, когда он не оправдан», или «Лучший жест, может быть, тот, которого не замечают». Его работы легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие балета, пантомимы, послужив фундаментом для создания пластического направления в гимнастике. Ф.Дельсарт пытался установить взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой, то есть случайному, беспорядочному жесту он предпочитал непроизвольный, но подсказанный эмоциональным состоянием человека. Все движения были им систематизированы по принципу их соответствия определенному чувству – радости, горя, ненависти и т.д. Им было создано множество упражнений, получивших название «выразительной гимнастики», которые пришли на смену механическим движениям. Для точности Ф.Дельсарт сверял все движения, жесты и позы по изображениям классической живописи и скульптуры, а также изучал структуру каждого движения в связи, как сказали бы мы теперь, с биомеханикой человеческого тела. Говоря иначе, он изучал закономерности внешнего проявления чувства.
Учение Ф.Дельсарта никак не было связано с искусством музыкально-пластического выражения. Эту задачу осуществил Э.Ж.Далькроз, соединивший систему выразительного жеста Ф.Дельсарта с новой областью художественного творчества – музыкой.
В основу своей системы Э.Ж.Далькроз положил учение о ритме как синтезирующем элементе органического слияния музыки и пластики. Он писал: «Ритм музыки и ритм в пластике соединены между собой теснейшими узами. У них одна общая основа – движение». Э.Ж.Далькроз предлагал создавать пластические копии музыкального ритма, который он отторгнул от самого главного – эмоционально-образного содержания музыки. Его система предназначалась для занятий с музыкантами – для развития слуха и чувства ритма, используя терминологию «далькрозовцев» – «сольфеджио для тела». Он попытался осуществить идею нового синтеза двух искусств на основе общей для них эстетической закономерности – ритма. «Эвритмическое» учение Э.Ж.Далькроза – это ни что иное, как попытка стереть эстетические границы, будто бы мешающие слиянию двух искусств.
Так историческая работа, проделанная Ф.Дельсартом и Э.Ж.Даль-крозом, привела к возникновению нового отношения к музыке, которое наиболее ярко и талантливо проявилось в творческой практике А.Дункан. Она, по словам А.В.Луначарского, умела по-новому сочетать хореографию и музыку. Эта новизна заключалась в импрессионистическом отображении музыкального настроения в танцах.
Начало XX века для А.Дункан – время надежд, возлагавшихся на реставрацию эллинской культуры, на ее синкретический характер и изначальную связь с природой. В понимании А.Дункан, человек – это частица природы и он должен проявлять себя в окружении этой природы раскованно и свободно. Поэтому неудивительно, что идеи и лозунги артистки о «свободном» танце и «раскрепощенном» теле были восприняты многими деятелями русской культуры как откровение, а танцы – как пример синтеза искусств.
Музыка в танцах А.Дункан приобретала телесную, следовательно, и пространственную материальность, а танец достигал духовной содержательности музыки. С.Соловьев назвал это «телесной музыкой». Он писал: «Музыка – не выше пластического искусства и, как оно, материальна: звук столь же телесен, как изгиб тела, краска. И телодвижение столь же духовно, как звук». Именно эта задача создания «зримой» музыки, музыки для глаза стояла в центре всех проблем хореографического импрессионизма, проделавшего путь от системы «выразительного жеста» до его ритмической организации в музыке.
По словам А.В.Луначарского, А.Дункан хотела танцевать не танцы, а музыку, выявлять слуховую музыку прекрасной музыкой гармоничного человеческого тела. Музыка служила для нее импульсом, приводившим в движение воображение и чувства, которые в моменты творческого подъема танцовщица торопилась выразить в танце, в формах пластики и выразительного жеста точно так же, как это мог бы сделать художник при помощи живописи. А.Дункан владела великим искусством импровизации, этим обязательным свойством импрессионизма, почти в совершенстве. Техника ее танца не была сложной, и она не утомляла танцовщицу сложными па, требующих и «школы», и точности, и экзерсисов. Ей не были нужны ни «сюжет», ни костюм, ни декорации – обязательные атрибуты балетного спектакля. Все это она заменила другим – техникой перевоплощения в образ. В своих композициях, А.Дункан естественно и раскованно воспевала величие души и тела – известный идеал человечества.
Творческий метод А.Дункан с годами почти не изменился: он продолжал оставаться сугубо импрессионистическим и легко уязвимым из-за слабой техники. Пора примитивного импрессионизма, ярко и ненадолго вспыхнув, миновала, оставив заметный след в балете, где все это время шла борьба за уничтожение противоречий между музыкой и танцем, между классической хореографии и свободной пластикой. Приемы «дунканизма» нашли продолжение в практической работе многих студий ритмики и пластики в России. В дореволюционной России создавались студии, школы, кружки, в .которых проводились занятия с женскими группами различными видами художественного движения, заимствованного из указанных систем, и направление в них было в сторону искусства, а не физического воспитания.
Теория выразительного двигательного навыка легла в основу гармонической гимнастики Л.Н.Алексеевой, опыт которой использовала Р.А.Варшавская при разработке пластической техники на основе эмоционального слияния музыки и движения. Л.Н.Алексеева старалась утвердить метод художественно-эмоционального воспитания женщин любого возраста и сложения с помощью простейших форм танцевально-ритмического движения.
Центром поисков средств выразительного художественного движения была студия пластического движения З.Д.Вербовой. Первоосновой пластического движения она считала музыку, вернее, ее эмоциональное, духовное богатство. В студии особое внимание уделялось выразительности рук, жеста, слитности движений. Именно здесь впервые стали применять волнообразные движения и целостные взмахи. В студии музыкального движения «Гептахор» музыка тоже была первоосновой. Она определяла композицию движений, и поэтому воспринимать упражнение следовало слитно с музыкой, как одно целое, как некий музыкально-двигательный ансамбль. Кроме этого, в «Гептахоре» пришли к выводу, что «вдох и выдох руководят каждым движением нашего тела». «Принцип дыхательности» в студии был основным, поэтому учащиеся стремились, чтобы каждое движение сознательно обусловливалось дыханием.
Таким образом, в 20-е годы велись интенсивные поиски решения эстетических проблем в физическом воспитании женщин. Они были противоречивы, «методы и принципы» нередко грешили субъективизмом, поверхностностью, отсутствием творческой обоснованности. Впервые был поставлен и вопрос об органичном единстве физического и эстетического воспитания занимающихся.
Дальнейшая работа над созданием системы, объединявшей физическое воспитание с эстетическим, определила черты нового вида спорта – художественной гимнастики. Постепенно уточнялись задачи, методика, расширялась география влияния нового вида гимнастики. Пластика, над которой работали последователи А.Дункан, в дальнейшем, уже в усовершенствованном виде, стала широко применяться в художественной гимнастике. Таким образом, художественная гимнастика соединила в себе импрессионистическую эстетику танцев А.Дункан и эстетику балетного академизма.
Включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр, ориентация на высокие спортивные результаты, дальнейшее усложнение техники, и, как следствие, увеличение объема и интенсивности нагрузок, значительное омоложение занимающихся перевели ее из разряда доступных видов спорта в разряд элитарных. Задуманная как вид спорта для гармонического развития женщин, она потеряла свое первоначальное предназначение, став элитарным видом спорта, в котором главенствуют абсолютный результат, известность и деньги.
Эстетическая гимнастика – не «возрождение» гимнастики прошлых лет, не старое и привычное, к чему возвращаются после разных затей, а база для строительства нового.
Опираясь на классическую школу художественной гимнастики и видоизменив ее в соответствии с особенностями телосложения и физическими возможностями занимающихся, далеко не беспредельными, упростив и адаптировав средства, эстетическая гимнастика переживает пору поисков, накопление частных находок, ожидание новых идей. В числе проблем, которые необходимо решать средствами эстетической гимнастики – связь движений с музыкой, хореографический образ, поиск современного пластического языка.