Методические рекомендации для формирования нравологических знаний в воспитании детей

Разделы: Администрирование школы


Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Аристотель

В культурном достоянии каждого народа, человека откладываются значительные морально-нравственные ценности, те мечты и надежды, которые возможно не сбылись у старшего поколения, о тех чистых, незамутненных родниковых представлениях о прекрасном, о смысле жизни, о понимании предназначении человека, сущности таких понятий, как успех, честь, доброта, правда .У людей простых и честных надолго, пожизненно сохраняется светлая вера в чудеса,  неприятие цинизма в суждениях и в жизни.  Учитель является проводником для других детей в будущее.  Настоящий педагог, любит ценит, пользуется настоящим родным языком, он проявляет адресную доброту к детям, он не рассматривает своих учеников как объект для достижения своих педагогических целей, он мудр, а потому проявляет терпение и никогда не кричит, он проявляет так называемую материнскую позицию.

В последние годы, много говорят о необходимости воспитания нравственного человека, через нравственное воспитание.

Нравственное воспитание предполагает формирование сознания необходимости согласования своего поведения с интересами общества, ознакомление с нравственными идеалами, принципами, требованиями общества; превращение нравственных знаний в убеждения, гарантирующие нравственную правильность поступков; формирование устойчивых положительных нравственных чувств (совести, чести, долга, ответственности, достоинства, стыда и т.п.) и нравственных качеств (честности правдивости, доброты, дисциплинированности, смелости, принципиальности, добросовестности, надежности и т.д.); воспитание культуры поведения в тесной связи с культурой нравственного сознания и чувств) как одного из главных проявлений уважения человека к другим людям и одного из основных условий нормального функционирования человеческих коллективов; формирование нужных обществу нравственных привычек и их соблюдения в повседневных условиях, в различных ситуациях. Но формирование нравственного характера, на 50% зависит от матери, отец формирует на 28%, 6% характера развивают – сверстники, 4% передается от других членов семьи, 3% нравственности формирует школа, 3% – другие взрослые. Всего 88% нравственной воспитанности в возрасте до 30 месяцев жизни ребенка зависит от семьи. Характер и интеллект ребенка окончательно формируются к 10 годам, а их изменение происходит благодаря психосоциальной коррекции.

Но  необходимо отметить, что духовная зрелость молодежи и взрослых непосредственно ведет к справедливости и спокойствию, а духовно-нравственная ущербность, недоразвитость выражается в чрезмерной развлекательности и веселье, которые оканчиваются печалью и гневом. Лучшее средство избавления от гнева – музыка; лучшее средство ограничивающее веселье, – народные традиции и обычаи', лучшее средство соблюдения ритуалов и обычаев – это развитое чувство почитания старших, – все это и есть психологические механизмы развития духовно-нравственного здоровья.

Нравственное воспитание – целенаправленное формирование молодого поколения в семье, а также в воспитательных и образовательных учреждениях на основе духовно-нравственных принципов, принятых в качестве нормативных в конкретном социальном сообществе. В последние годы, в воспитательной практике внедряются основы нравологии.

Нравология – самостоятельная, инновационная наука о законах, принципах, методах нравственного воспитания, в основе которой лежат четыре основных правила нравственного воспитания.

Правило первое. Не делай другим того, чего не желаешь себе. Это правило создает условие для творения благородных, благоразумных, благочестивых, благорассудочных, благовоспитанных или добродетельных, добропорядочных, добросовестных, доброжелательных, добросердечных поступков.

Правило второе. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. Это правило учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи. В соответствии с этим правилом человек учится сопереживать, ставить себя на место другого, чужое горе переживать как свое собственное. Такой великодушный поступок гарантирует такое же отношение, когда сам будешь нуждаться в сочувствии и благотворительности.

Правило третье. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте отечество. Данное нравственное правило поможет детям любить свою Родину, свой народ; оно направлено на внедрение в сознание чувства гордости за принадлежность именно к этой стране независимо от ее экономического, климатического или другого положения. Через соблюдение этого правила, дети должны вырасти патриотами, готовыми защищать свое отечество при любых условиях. У детей должны быть развиты такие нравственные добродетели, как чувства чести и достоинства.

Правило четвертое. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка, творите отчизне только добро. Вооружение детей этим правилом должно привести к воспитанию демократических и гуманистических свойств характера. Только законопочитание ведет к освоению демократических принципов жизнедеятельности. Гуманизм так же связан с усвоением и выполнением этого правила, Вне этого человек не может быть счастливым, он неминуемо однажды станет перед законом и разрушит свою судьбу.

Воспитанность как основа нравственности

Нравственность – высший уровень духовной регуляции между индивидом и обществом, это социальная мера автономии личности. Нравственность представляет собой совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, которые или стимулируют или тормозят их поведение и деятельность. Нравственность приводит поведение человека в соответствие с требованиями общества.

Нравственное воспитание включает формирование у человека нравственных убеждений, чувств, привычек, потребностей и других устойчивых нравственных качеств.
Нравственная воспитанность предполагает формирование у детей воли и совести. Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.
Другой компонент воспитанности – совесть. Воспитание совести – великая ответственность родителей. Бессовестный человек равняется животному. Совестью называется способность человека к нравственному самоконтролю, осознанию своего отношения к нравственным нормам социальной среды, соотнесения своих поступков с нравственными требованиями и нормами.

Совесть является показателем убежденности в том, что человек отвечает за свое поведение.
Поведение человека – это в конечном счете единственный объективный показатель его нравственного облика, духовных качеств, в том числе мотивов. Мотивы и деяния, намерения и дела человека рассматриваются в тесном единстве. Мотивы поведения выявляются не в том, что он думает о своих собственных поступках, а в общей линии его поведения на протяжении длительного времени, в различных условиях.
Мудрая Природа человеку дала в две руки два оружия – интеллектуальное и нравственное.

Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Методы являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Основная задача педагога – помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка. В процессе контакта с педагогом происходит понимание воспитанником тех норм и правил поведения, которые он должен сформировать у себя. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания его значения. Методы используемые при формировании нравственности.

Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Самоубеждение – это метод самовоспитания учащихся, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов на эту проблему.

Стимулирование – метод, в основе которого лежит формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е. определенных мотиваций. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.

Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.

Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Внушение – это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям. По образному выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Приучение – это разновидность педагогического требования. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство.       Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций. Выделим несколько важных моментов, обязательных для успешного применения воспитывающих ситуаций. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Какими должны быть воспитывающие ситуации? Прежде всего это те, в процессе которых ребенок сам решает какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку, но перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллективных дел. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.

Описание некоторых форм

Фронтальная беседа  — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Диспут — специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения.

Основы нравологии

То, что прекрасно в нравственном отношении, имеет четыре основы:

  • способность видеть истину или мудрость и дальновидность;
  • способность к защите общества, к определению степени заслуг человека и его вознаграждению, верность своим обязательствам;
  • способность понимать величие и силу возвышенного и непобедимого духа;
  • способность логично размышлять и совершать умеренные, целесообразные и последовательные действия.

Метод нравственного воспитания в обучении

«Великая Дидактика» великого Педагога-демократа, Я.А.Коменского посвящена раскрытию секретов универсального искусства «учить всех всему с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло, учить, основательно, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию». 23-я глава книги называется «Метод нравственного воспитания», и она начинается с таких слов: «Все предшествующее не так существенно по сравнению с главным нравственностью и благочестием». Далее Коменский излагает 16 основных правил искусства внедрения нравственности и истинного благочестия в школьном образовании.

Эти правила стилистически формулированы для современного читателя достаточно старомодно и не очень благозвучно. Для удобства восприятия мы сочли целесообразным привести их в более современный вид. При этом считаем необходимым привести их в полном объеме.

Правило 1. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
Правило 2. Добродетелям нужно учить путем организации постоянных честных поступков.
Правило 3. Добродетелям нужно учить на примерах порядочной жизни родителей, воспитателей, учителей, сотоварищей.
Правило 4.  Добродетели должны быть  внедрены юношеству все без исключения.
Правило 5. В качестве основных добродетелей необходимо принять; мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
Правило 6. Юноши мудрость должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинные различия вещей и их достоинство.
Правило 7. На протяжении всего времени школьного обучения детей нужно учить умеренности в пище и питье во сне и бодрствовании, в работе и играх, в разговоре и молчании.
Правило 8. Мужеству нужно учить методом преодоления самих себя сдерживая влечения излишней беготне и играм, обуздывая нетерпеливость и гнев.
Правило 9. У юношества необходимо формировать такие черты мужества, как благородное прямодушие и выносливость в труде.
Правило 10. Справедливости надо учить путем уважения других, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
Правило 11. Благородному прямодушию нужно учить путем организации общения с благородными людьми и исполнения на их глазах различных практических поручений.
Правило 12. Привычку к труду необходимо развивать методом организации постоянных занятий каким-либо серьезным или занимательным делом.
Правило 13. В целях формирования чувства справедливости необходимо внушать детям готовность услужить другим и охоту к этому.
Правило 14. Для исправления, дополнения и укрепления подражательных благородных поступков необходимо сопровождать добродетельные примеры мудрыми наставлениями и правилами жизни.
Правило 15. Для того, чтобы оберегать детей от дурного заражения необходимо отделить их от сообщества испорченных людей.
Правило 16. Для противодействия дурным нравам необходимо добиться строгого выполнения школьной дисциплины

Понятие Мудрости и глупости в нравологии

Мудрость, ум, разум, благоразумие – важнейшие добродетели

Понятие «мудрость» – трудноопределимая психологическая и философская категория.

Мудрость – это не только интеллектуальная развитость человека, но также мудрым является нравственная личность.
Мудрость человека определяется характером его поведения и поступков, а в основе поступков лежат умственные способности, куда входят: самостоятельность (критичность), гибкость (сообразительность), глубина (пытливость), широта (любознательность), логичность (последовательность) ума.

Человек с самостоятельным умом:

  • умеет ставить вопросы и находить свои пути их решения, не прибегая к частой помощи других (например, задача с несформулированным вопросом);
  • умеет видеть сильные и слабые стороны своей трудовой и умственной деятельности, способен оценивать свои действия;
  • имеет свое мнение, если не имеет, то стремится его иметь и для этого изучает то, о чем думает; критически подходит к своим и чужим высказываниям, не имеет предвзятых мнений о чем-то или о ком-то, не верит сразу тому, что скажут другие, а обдумывает и проверяет;
  • умеет сознательно усваивать и творчески применять опыт и знания других, правильно отбирать из имеющихся знаний необходимые в данной ситуации.

Человек с сообразительным умом:

  • может находить способы решения и пересматривать свои первоначальные выводы; при необходимости умеет быстро переключаться с одного способа решения на другой;
  • умеет рассматривать предмет с различных точек зрения и использовать его в необычном назначении; может быстро отвлечься от старых способов и перейти к новым, способен отказаться от устаревших взглядов;
  • легко понимает мнение другого человека и временно может стать на его точку зрения;
  • способен быстро обдумывать и немедленно принять решение.

Человек с пытливым умом:

  • стремится «доходить до корня», вникает в сущность предметов, явлений и умеет ставить вопросы; стремится принять причины возникновения явлений и событий, открыть неизвестное;
  • способен обнаружить такие характерные особенности изучаемого предмета, материала, которые нельзя увидеть путем простого наблюдения; умеет понимать причины явлений и предвидеть дальнейший ход событий, способен увидеть сложность там, где другие ее не усматривают.

Человек с любознательным умом.

  • способен охватить широкий круг вопросов, отличатся разносторонностью интересов, стремлений и чувств; отличатся широтой познавательной деятельности, стремлением узнать то, что еще неизвестно ему;
  • стремится раскрыть, понять то новое, необычное, что встречается в повседневной жизни, желает больше и лучше познать окружающий мир; стремится вскрыть разные стороны наблюдаемых явлений, к изучаемому вопросу подходит всесторонне и творчески;
  • старается находить общие стороны предметов, которые отличаются внешними признаками.

Человек с логическим умом:

  • умеет строго и последовательно рассуждать и убедительно доказывать;
  • умеет проверять ход своего рассуждения, контролировать свои действия;
  • рассуждает четко, в соответствии с поставленным вопросом, разумно и доказательно;
  • способен мысленно определять ход будущего события, используя знания и закономерности;
  • умеет правильно и последовательно анализировать задачи, выделять главные и второстепенные элементы.

Ум – это совокупность индивидуальных способностей мышления человека.

Воспитание в семье

Родительскому воспитанию детей в семье особое внимание обращал великий педагог Джон Локк. В своих педагогических трудах он особо выделял различные стороны воспитания, обращая внимание на единство души и тела. Ниже приведем его весьма ценные рекомендации.

  • Здоровый дух в здоровом теле – вот полное описание счастливого состояния в этом мире.
  • Наша забота должна быть уделена главным образом внутренней стороне человека, однако не следует оставлять без внимания и телесное развитие.
  • Первое, о чем следует заботиться, – это чтобы дети ни зимой, ни летом не одевались и не прикрывались слишком тепло.
  • Пища должна быть совсем обыкновенной и простой, а до трехлетнего возраста вовсе не давать мяса.
  • Постель должна быть жесткой.
  • Детскую душу также легко направить по тому или иному пути, как и речную воду, – в этом заключается основная задача воспитания.
  • Родителям необходимо сделать душу ребенка послушной дисциплине и разуму.
  • Нельзя поощряя капризы детей портить в них природные задатки, чтобы не развивались дурные привычки.
  • Дети должны полностью подчиняться воле своих родителей, вы непременно должны установить свой отцовский авторитет возможно раньше.
  • Дети, пока они малы, должны смотреть на родителей как на своих господ, облеченных полнотою власти.
  • Обычный метод воздействия наказанием и розгой является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания.
  • Нужно тщательно избегать поощрения детей посредством награждения их вещами, которые им нравятся.
  • Наказание не следует применять для борьбы со всякими детскими выходками, с их неприличным поведением.
  • Самый простой, легкий и эффективный способ воспитания детей – это показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать.
  • Если с ранних лет приучать детей подавлять свои желания, то эта полезная привычка сделает их дисциплинированными.
  • Дети, живущие вместе, часто спорят из-за господства над другими. Спор следует пресекать и надо учить относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью.
  • Учите детей щедрости, поощряя щедрость, нужно внимательно следить за тем, чтобы дети не нарушали правила справедливости.
  • Как правило, дети ненавидят праздность; все, что им хочется, – это быть занятыми делом, интересным им самим.
  • Отдых заключается не в безделье, а только в облегчении утомленного органа переменой занятия.
  • Благоразумно необходимо формировать характер мальчика, мягкими приемами исправлять и искоренять в "дурные наклонности и прививать ему хорошие привычки"

Нравственные заповеди религий

Христианское вероучение воспитывает веру в десять нравственных заповедей, которые предназначены для воспитания добрых качеств у детей и взрослых. К этим заповедям относятся:

  • не убий, а только усмиряй разыгравшуюся слепую ярость несчастного;
  • не кради, ибо это распространяет неверие людям и равносилен смерти;
  • не прелюбодействуй, ибо это есть пребывание в слепоте по отношению к другому и является тяжелейшим грехом;
  • будь послушным, ибо чистота и красота послушания есть искусство крайне важное и трудное;
  • будь чист в помыслах своих, ибо мысль есть само деяние, излучающее как тепло, так и холод;
  • свершай добро без меры (т.е. без расчета), ибо помощь сразу же теряет истинную сущность свою при первом же его напоминании ней;
  • не оскорбляй оскорбившего никогда не отвечай холодом на холод, злом на зло, помня, что не тьма разгоняет тьму, а свет;
  • познай себя и возможности свои, что позволяет устранить нарушения в душе; только гармония с природой удержит от различных недугов и даст великие плоды;
  • не возвышай себя средь остальных, знай,  что возвышающий себя да унижен будет, блажен тот, кто по достоинству оценил свои качества;
  • берегись азарта, ибо под его влиянием человек способен принести холод или же зло другому человеку.

Исламская религия есть совокупность семи верований.

  • Вера в Аллаха – основная вера и она заключается в том, что каждый истинный мусульманин убежден в существовании Всевышнего Аллаха. Он обладает всеми качествами совершенства и лишен всех отрицательных качеств и недостатков. Человек должен стремиться к тому же.
  • Вера в ангелов означает, что мусульмане верят в существование исполнителей воли Аллаха, которые следят за делами людей. Поэтому каждый должен стремиться совершить только добрые дела.
  • Вера в Книги – третья по значимости вера, заключается в том, что каждый мусульманин верит в Священные Книги Аллаха, где Он разъяснил Свои повеления и запреты. Первая Книга Аллаха – Тора, ниспосланная Моисею (Мусе),Псалтырь, ниспосланный Давиду (Дауду), Евангелие, ниспосланное Иисусу (Исе), и последняя Книга – Священный Коран, ниспосланный пророку Мухаммеду, который отменяет все предыдущие Книги по причине их несовершенства. По третьей вере каждый мусульманин должен уважать Книги, изучать их, потому что они все от Аллаха, они посланы для нравственного просвещения и воспитания людей.
  • Вера в Пророков заключается в убежденности мусульманина в их существовании. Аллах послал своих Пророков для проповеди и награды благочестивым, предупреждения безнравственных о наказании и для разъяснения людям того, что им не следует делать. Пророк Мухаммед – последний из посланников Бога-Аллаха.
  • Вера в Судный день – есть убежденность в том, что в День Воскресения Аллах представит умершим Книги, где записаны их добрые и греховные дела, одни попадут в Рай, другие – в Ад. Каждый должен верить в их существование и совершать поступки по выбору, зная, что ему предстоит за его поступки.
  • Вера в предопределение (в судьбу) заключается в том, что все дела людей обусловлены волей Всевышнего. Мусульманин верит, что Творение и судьба – от Аллаха, а деятельность людей осуществляется в соответствии с их выбором, т.е. без принуждения. В этой свободе выбора действий выражается уровень его нравственности.
  • Вера в молитвы заключается в том, что мусульманин верит в спасительную силу молитвы; верит, что нравственные пороки   человека объясняются греховностью, т.е. забвением норм и предписаний Аллаха, содержащихся в Коране. В молитвах верующий получает утешение в беде, учится терпимости и терпеливости в горе и неприятностях, снимают отрицательные эмоции, укрепляют принципы нравственности.

Методика психокоррекции вредных привычек состоит из следующих логически последовательных шагов.

  • Надо создать свой идеальный образ, который должен стать главным побудителем, мотиватором для коррекции личности.
  • Этот положительный идеальный образ вызывает эмоционально привлекательным
  • Эмоционально привлекательный идеальный образ своей личности является основным побудителем, мотиватором поведения.
  • Впервые возникает желание стать другим, личностью без вредных привычек.
  • Человек хочет жить по идеальному образу, который обладает желаемыми свойствами.
  • Человек разрабатывает и принимает план самосовершенствования и технологию достижения цели.
  • Принятая технология становится принципом и законом к дальнейшим действиям
  • Человек полностью поглощенный исполнением своего плана самовоспитания и самокоррекции в соответствии с принятой технологией.

О вредном воздействии табакокурения на организм человека и на его личность нам удалось сформулировать ряд высказываний, которые могут быть полезными для молодежи.

  • Среди многих дурных привычек курение является наиболее вредной не только для себя, но и для здоровья окружающих.
  • Курение – великое зло человечества, табак – наркотик, он захватывает всего человека и делает его своим рабом.
  • От курящего человека минимум три вреда: они всегда больны, малопродуктивны и отравители других.
  • Кто не стыдится своего курения, тот не может быть здоровым ни духовно, ни телесно, а неумение осознавать свое поведение порождает бесстыдство.
  • Нельзя быть счастливым, живя неразумно, нельзя быть здоровым, постоянно разрушая свое тело табачным дымом и алкогольным ядом.
  • Дурной характер и безнравственные действия, как курение и пьянка – источники всяких болезней.
  • Статистика утверждает, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 7 минут, поэтому курильщики живут на семь лет меньше, чем некурящие – каждому своё.
  • Курение — это результат невоспитанности и безнравственности, такой глупостью занимаются только легкомысленные люди.
  • Курение – признак безволия и безответственного отношения и к себе и к другим.
  • Курящие – самые вредоносные люди общества: они – поджигатели лесов, жилищ и виновники трагических смертей.
  • Где курение – там и пьянка, где курение и пьянка – там все трагедии жизни и позор человеческий.
  • Курить могут бросить только очень талантливые люди, остальные способны бросить только окурок.
  • В глупости людского поведения заключен недостаток внутренней культуры.
  • Долг разума – это долг перед родителями, традициями, наукой, образованием и культурой,  а курение первый признак неразумности.

Нравственное поведение человека при возникновении конфликтов

Профилактика конфликтов в школьном коллективе

  • Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
  • Никогда не превращайте друзей в предмет борьбы с  другими людьми.
  • Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
    • оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
    • снижают объективность оценки окружающих;
    • по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
  • Никогда не выясняйте отношения с   родителями и одноклассниками.
  • Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать  людей. Перевоспитание и воспитание  – процесс длительный, требующий  терпения, ума, такта и осторожности.
  • Оценивая результаты учебы и поведения человека, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно сообщить о фактах поведения и успеваемости, вызывающих у вас тревогу.
  • Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность.
  • Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. Человек без юмора ограниченно профессионально пригоден.
  • Расширяйте вероятные границы восприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
  • Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий.

Приемы и методы преодоления стрессовых ситуаций:

  • переключиться на диаметрально противоположный вид деятельности по сравнению с тем, который вызвал стрессовую ситуацию.
  • попытаться расслабиться, снять напряжение, используя приемы аутогенной тренировки (дыхательные упражнения; упражнения, ориентированные на терморегуляцию области лба, конечностей и т.д.).
  • заняться любимым видом спорта.
  • заняться любимым делом, хобби.
  • срочно уехать за город, в лес, командировку, которая никак не связана с источником стрессовой ситуации.
  • произвести мысленный анализ и переоценку ценностей; убедить себя, что все это не стоит того нервно-психического напряжения, которое вы пережили.

Приложение 1